Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Научно-теоретические основы педагогического мастерства...................5
1.1 Научно-теоретические основы педагогического мастерства............................5
1.2 Структура педагогического мастерства и его основные компоненты.............7
1.3 Этапы профессионального становления педагога...........................................11
Выводы по главе 1...................................................................................................15
Глава 2. Методы формирования и развития профессионализма педагога. Анализ опыта предшественников.........................................................................................16
2.1 Современные методы формирования и развития профессиональных компетенций педагога ….........................................................................................16
2.2 Анализ опыта В.А.Сухомлинского в формировании и развитии педагогического мастерства.................................................................................... 19
Выводы по главе 2....................................................................................................23
Заключение................................................................................................................24
Литература …............................................................................................................26
Читать дальше
Таким образом, «педагогическое мастерство» является профессиональным умением человека достигать самых лучших результатов в определённой деятельности при условии затрат наименьшего количества.
В ходе проведения работы было выяснено, что в современных условиях существуют разнообразные методы повышения профессиональной компетенции педагога, а именно: организация методических советов; посещение семинаров, практикумов, научных конференций; участие в школах передового опыта; формирование проблемных групп; рефлексия; прохождение аттестаций. Также раскрывается роль самообразования и самовоспитания в целях достижения мастерства.
Были рассмотрены разные точки зрения педагогов на сущность «педагогического мастерства». Данная тема широко изучена педагогами разных лет.
Также в ходе проведенного исследования было выяснено, что основными компонентами педагогического мастерства являются: педагогическая культура, профессиональная компетентность, педагогическая техника, педагогическая этика, артистизм, умение держать себя и речевая культура.
Ко всему прочему, важной частью профессионального успеха работника образовательный сферы является наличие определённых личностных качеств, таких как любовь к детям, добродушие, справедливость, простота, искренность, терпеливость.
Немаловажную роль в развитии педагогического мастерства играет профессиональный опыт. В связи с этим были изучены основные этапы становления педагога в своей деятельности, начиная со ступени получения образования, заканчивая истинным профессиональным мастерством.
Резюмируя всю полученную информацию, был проанализирован опыт становления профессионального мастерства педагога-практика – В.А. Сухомлинского. На его жизненном примере было определено, что поспособствовало его развитию как специалиста образовательной сферы. Была подтверждена необходимость всех ранее упоминаемых слагаемых педагогического мастерства.
Таким образом, в ходе проведённого исследования была достигнута поставленная цель работы посредством выполнения всех ранее зафиксированных задач.
Читать дальше
1. Андрианова, Л. В. Методический совет современной образовательной организации / Л.В. Андрианова // Моя профессиональная карьера. – 2019. – Т. 4, № 7. – С. 230-235.
2. Глевицкая, Н.С. Развитие профессионализма педагогических работников в сфере образования / Н.С. Глевицкая // Профессиональная ориентация. – 2018. – № 1. – С. 34.
3. Грохольская, О.Г. Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского / О.Г. Грохольская // История и педагогика естествознания. – 2018. – № 3. – С. 48-51.
4. Емельянова, Е.А. В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко о педагогическом мастерстве: сравнительный анализ / Е.А. Емельянова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Коломна, 17–18 ноября 2016 года. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. – С. 141-145.
5. Закс, Л.А. Уроки Маркаряна и современная теория культуры / Л.А. Закс // Личность. Культура. Общество. – 2011. – Т. 13, № 4(67-68). – С. 342-350.
6. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.
7. Змеев, С.И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 207 с.
8. Коновалова, Н.Д. Повышение профессиональной компетенции учителя через исследовательскую деятельность [Электронный ресурс] / Н.Д. Коновалова –Режим доступа: http://www.profistart.ru/ps/blog/19522.html (Дата обращения 17.05.2023).
9. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко – М.: АСТ, 2018. – 1402 с.
10. Макаренко, А.С. Сочинения: В 7 т. / А.С. Макаренко – М.: Издательство педагогических наук РСФСР, 1958. – Т. 5. – 515 с.
11. Мачалова, И.Н. Школа молодых педагогов как собственный ресурс их профессиональной компетенции [Электронный ресурс] / И.Н. Мачалова – Режим доступа: http://machalova.ucoz.ru›shkola_molodogo_pedagoga.docx (Дата обращения 17.05.2023).
12. Олехова, Ю.П. Этапы формирования профессиональной компетентности учителя / Ю.П. Олехова // Педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 58-78.
13. Петрова, Т.В. Сущность педагогического мастерства и ее слагаемые / Т.В. Петрова // Учитель года 2016: сборник статей Международного научно-практического конкурса. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. – С. 6-13.
14. Рындак, В.Г. Познание жизни и научно-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского сквозь призму биографии / В.Г. Рындак // Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. В 2-х томах, Оренбург, 15–17 мая 2018 года / Научный редактор В.Г. Рындак. Том 1. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2018. – С. 5-23.
15. Скакун, В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / В.А. Скакун. – 2-е изд. – М.: Форум: инфра-М, 2013. – 208 с.
16. Сластенин, В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов – М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 576 с.
17. Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский – М.: АСТ, 2017. – 520 с.
18. Шарина, Д.А. Аттестация педагогических работников как фактор развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации требований профессионального стандарта педагога / Д.А. Шарина // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2015. – № 1. – С. 39-42.
19. Юденко, Т.А. В.А. Сухомлинский о самообразовании и работе с книгой / Т.А. Юденко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 8, № 27. – С. 143-147.
20. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
Читать дальше