ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 5 1.1 Проблема адаптации первоклассников к школе в психолого-педагогической литературе 5 1.2. Характеристика психологических факторов адаптации учащихся первого класса к обучению в школе 10 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 15 2.1. Организация и методы исследования 15 2.2. Анализ результатов диагностики 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25 Приложение 27

Психологические факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

курсовая работа
Психология
25 страниц
71% уникальность
2023 год
8 просмотров
Шабалина А.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 5 1.1 Проблема адаптации первоклассников к школе в психолого-педагогической литературе 5 1.2. Характеристика психологических факторов адаптации учащихся первого класса к обучению в школе 10 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 15 2.1. Организация и методы исследования 15 2.2. Анализ результатов диагностики 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25 Приложение 27
Читать дальше
Актуальность исследования. Начало обучения в школе является сложным периодом в жизни ребенка, который ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Именно он во многом определяет то, каким будет характер учебной деятельности на протяжении всего обучения. Успешные первые шаги побуждают ребенка к достижению новых успехов в учебе, а неуспех может стать причиной нежелания учиться и сформировать отрицательное отношение к школе и к учению в целом. Кроме этого, адаптация к школе является важнейшим процессом, который во многом определяет не только успешность обучения ребенка в школе, но и адаптацию его в социуме .


Посчитаем стоимость дипломной за 5 минут.


. Данный период времени характеризуется напряжением адаптационных механизмов личности ребенка, поскольку он связан с усилением эмоциональных, умственных и физических нагрузок. В связи с этим изучение проблем школьной адаптации первоклассников все больше привлекает внимание исследователей и является очень актуальным для современной системы образования. По данным ряда авторов, дезадаптация к обучению в школе характерна для 15-40% первоклассников, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества . Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, социальные педагоги, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких. В работах Выготского Л.С., Мухиной В.С., Запорожец А.В., Гуткина Н.И., Дубровина И.В., Коломенского Волков Б.С., Волкова Н.В., Венгера Л.А., Божович Л.И., Битянова М.Р., Кравцовой Е.Е., достаточно подробно рассмотрены многие аспекты адаптационного синдрома первоклассников. Таким образом, тема работы является актуальной. Цель исследования: изучение психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе Для достижения цели были поставлены задачи: 1) рассмотреть проблему адаптации первоклассников к школе в психолого-педагогической литературе; 2) охарактеризовать психологические факторы адаптации учащихся первого класса к обучению в школе 3) подобрать методики диагностики психологических факторов адаптации к школе у первоклассников; провести диагностику и сделать выводы. Объект: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе. Предмет: психологические факторы адаптации первоклассников к обучению в школе. Методы: анализ и обобщение научной литературы, тестирование. Теоретическая значимость работы заключается в анализе и обобщении опубликованных научных работ по проблеме адаптации детей первого года обучения к школе. Практическая значимость – изучение психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе позволит найти эффективные методы коррекции и профилактики дезадаптации. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Понятие адаптации рассматривается представителями разных областей научного и практического знания как многоуровневое, многофакторное явление, т.е. связанное с воздействием на человека большого числа внешних и внутренних факторов. Психологическая адаптация выступает как один из механизмов развития и саморазвития личности и представляет собой «процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека; это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности и личности и среды». Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения. Совокупность данных признаков (показателей) характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения в определенной сфере свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе и риске дезадаптации. Процесс адаптации ребенка к школе обусловлен, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, общения, познания, а также предметно–трудовой, художественной деятельности. В соответствии с целью и задачами работы было проведено исследование психологических факторов школьной адаптации детей первого класса. Выборку составили 52 ребенка (24 девочки и 28 мальчиков) из двух первых классов. Для диагностики были подобраны три методики: психологическое исследование с помощью анкеты для определения школьной мотивации (Н.Г.Лусканова); проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан); методика «Мое настроение в школе». По результатам диагностики мотивации обучения, как важного психологического фактора, выявлено, что многие дети имеют высокий и средний уровень мотивации. Это говорит о хорошей адартации к обучению в школе. Однако около 7% исследуемых первоклассников имеют выраженную школьную дезадаптацию и около трети детей имеют низкую школьную мотивацию. Еще одним фактором адаптации является уровень тревожности. Оказалось, что около четверти детей испытывают тревогу, которая в первую очередь вызвана ситуациями, связанными со школой и ситуациями общения сверстниками. Кроме этого, судя по результатам, наибольшие трудности вызывают уроки письма, чтения и математики. В качестве перспективы исследования возможна разработка и апробация занятий или упражнений по профилактике и преодолению дезадаптации. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Аппаева, Я.Б. Роль семьи в процессе адаптации первоклассников к обучению в школе / Я.Б. Аппаева, Л.Н. Балабина, М.В. Липаева, М.А. Магомедова // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – №1. – С. 555-561. 2. Бахарева, Л.А. Психологические факторы адаптации первоклассников к обучению в школе / Л.А. Бахарева // В сборнике: Правовые, социально-экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности. – Пермь, 2021. – С. 147-153. 3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович Л.И.. – СПб.: Питер, 2014. – 358 с. 4. Вьюнова, Н.И., Гайдар, К.М. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар. – М.: Академический Проект, 2016. - 256 с. 5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2016. – 184 с. 6. Иванова, Л.В., Буранова, Н.П. Модель психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников / Л.В. Иванова, Н.П. Буранова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 41–45. 7. Каширина, К.А. Тревожность как психологический аспект адаптации первоклассников к обучению в школе / К.А. Каширина // Наука через призму времени. – 2020. – №2. – С. 67-70. 8. Кузьминов, Н.Н Адаптация первоклассников к образовательно- воспитательной среде школы как условие их социального взросления / Н.Н. Кузьминов, И.А. Колесникова // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований. – 2019. – С. 266-272. 9. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Педагогика, 2014. – 234 с. 10. Петрова, С.Ю. Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе / С.Ю. Петрова // Психология обучения. – 2018. – № 6. – С. 81 – 99. 11. Платонова, А.В. Психологические факторы адаптации первоклассников к школьному обучению / А.В. Платонова // Тенденции развития науки и образования. –2021. – №79. – С. 130-133. 12. Раманкулова, Р.А. Программа работы по профилактике и коррекции школьной дезадаптации у первоклассников / Р.А. Раманкулова // Школьный психолог, 2013. - № 18. – С. 9-16. 13. Реан, А.А. Психология адаптации личности: Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. – 479 с. 14. Толстолуцкая, И.И. Адаптация первоклассников / И.И. Толстолуцкая // Альманах мировой науки. – 2019. – №7. – С. 48-50.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Продвижение брендов настольных игр в РФ в 2023 году
Количество страниц:
26
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
Муниципальные займы и их гарантии
Количество страниц:
35
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Суицид как форма проявления конфликта
Количество страниц:
27
Оригинальность:
59%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image