Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 5 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР 5 1.2 Понятие, виды речевых нарушений 7 1.3 Особенности работы воспитателя в группе для детей с ОНР 9 Глава 2. Исследование формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 14 2.1 Организация экспериментального исследования 14 2.2 Анализ и интерпретация результатов 15 Заключение 25 Список использованной литературы 27

Исследование грамматического строя речи у дошкольников с онр

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
80% уникальность
2023 год
9 просмотров
кулькова я.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 5 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР 5 1.2 Понятие, виды речевых нарушений 7 1.3 Особенности работы воспитателя в группе для детей с ОНР 9 Глава 2. Исследование формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 14 2.1 Организация экспериментального исследования 14 2.2 Анализ и интерпретация результатов 15 Заключение 25 Список использованной литературы 27
Читать дальше
Актуальность. В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, особенно с общим недостаточным развитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и преимущественно сохранным интеллектом несформированы все компоненты языковой системы - словарный запас, грамматика и фонетика. Формирование грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. Это видно в работах А. Г. Арушановой [Арушанова, 2014], А.


Дедлайны горят? заказать кандидатскую проще, чем вы думаете.


Н. Гвоздева [Гвоздев, 2007], А.М. Шахнаровича [Шахнарович, 1999], Д. Б. Эльконина [Эльконин, 1958], и других. По К.Д. Ушинского каждая форма в грамматике выражает некоторое общее значение. У детей, изучающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Грамматический строй – это система взаимодействия слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматического строя. На морфологическом уровне это умение овладевать приемами словоизменения и словообразования, на синтаксическом уровне - умение строить предложения, грамматически правильно связывать слова и предложения. Овладение грамматической структурой оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивает переход к изучению языка в школе. Некоторые ученые отмечают, что для овладения грамматикой ребенку важна самостоятельная работа со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание необходимой информации. У дошкольников с ОНР грамматический строй имеет специфические особенности, однако коррекционно-методического развития, направленного на формирование грамматического строя у данной категории детей недостаточно. К моменту поступления в школу у детей с ОНР несформированы языковые ресурсы, задерживается построение простых и сложных предложений (синтаксис); в системах склонения и спряжения, в традиционных формах склонения (морфология); в средствах и способах словообразования (словообразования). Поиск новых подходов к повышению эффективности коррекционной работы по формированию грамматического компонента языка определяет актуальность исследования. Это определяет выбор объекта, предмета, цели и задач исследования. Объект: процесс развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Предмет: дошкольники с ОНР. Цель: исследовать грамматический строй речи у дошкольников с ОНР. Задачи: 1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста. 2. Охарактеризовать понятие речевых нарушений и их виды. 3. Сравнить формирование грамматического строя речи у детей в норме и в онтогенезе. 4. Исследовать формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, психолингвистической, логопедической литературы по изучаемой проблеме; проектирование и моделирование педагогических процессов и технологий Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Читать дальше
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большим трудом, чем овладение активной и пассивной лексикой. Грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР в том же порядке, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие усвоения грамматического строя речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологического и синтаксического строя языка, семантических и формальных компонентов языка, в искажении общая картина речевого развития. Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому количеству морфологических аграмматизмов в детской речи, поскольку трудности заключаются в выделении морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом. Дизонтогенез речи проявляется в длительном сосуществовании грамматически правильных и неправильно сформулированных предложений. Хаотичное и неорганизованное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка. По данным экспериментального исследования, у этой категории дошкольников имеются специфические грамматические нарушения, требующие коррекционной работы логопеда, задачей которого является формирование грамматических представлений: • упражнения на склонение (число, род, падеж); • Упражнения на словообразование (уменьшительно-ласкательные суффиксы, предложные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные); • упражнения на употребление предлогов; • упражнения на составление предложений (с использованием картинок и ключевых слов). После нашего исследования было установлено, что в целом процент испытуемых с высоким уровнем по всем методикам на момент вступительного испытания составил всего 10% от общей выборки детей. Но уже после корректирующего воздействия это число увеличилось в 4 раза и составило 40%. Эти цифры ясно доказывают, что выбранный метод работы эффективен и что эффективность может повыситься при увеличении продолжительности рабочего дня. Результаты исследования позволяют считать цель нашего исследования достигнутой, гипотеза - подтвержденной.
Читать дальше
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart- doshkolnogo-obrazovaniya/ 2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 4-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 128 с. 3. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. — 2004. — № 2. — С. 43–46. 4. Волкова, Г.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011.- 144 с. 5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – С-Пб: Детство-Пресс, 2007. – 472 с. 6. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева. – М.: Книго Мир, 2013 – 320 с. 7. Китаева, Н.Н. К проблеме изучения и преодоления нарушений предложно-падежного управления у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н.Н. Китаева // Логопедия сегодня. – 2010 – № 4 – С. 45-49. 8. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. – М.: ВАЛДОС, 2016. – 119 с. 9. Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. - 1994. - № 5. 10. Лалаева, Р.И, Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СП.: Союз, 2001.- 218 с. 11. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.Е. Левина [Электронный ресурс] Специальная школа, 1967, вып. 2 (122). - URL: http://pedlib.ru/Books/4/0463/4-0463-1.shtml 12. Леонтьев А.А. (отв. ред.). Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. - М.: Наука, 1971. — 216 с. 13. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Сфера – 2007 – 192 с. 14. Никитина, Е. Г. Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Г. Никитина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94552/ (дата обращения: 12.05.2023) 15. Огольцова, Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68023/ (дата обращения: 11.05.2023). 16. Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Радина. – М.: Просвещение, 2013 – 315 с. 17. Репина, Е.С. Комплекс дидактических игр для формирования антонимии у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня [Текст]/Е.С. Репина // Научно и образовательное пространство: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017 – С. 86-89 18. Соломаха, Л.С. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л.С. Соломаха. – СПб.: Детство-пресс, 2012 – 240 с. 19. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: Логопедия, 2015 – 342 с. 20. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Сфера, 2014 – 288 с. 21. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопед в детском саду. – 2013 – № 3 – С.65-71 22. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] / Г.В. Чиркина. – М.: Аркти, 2015 – 240 с. 23. Шахнарович, А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика / А. М. Шахнарович; Рос. акад. наук, Ин-т языкознания. - М.: ИЯЗ, 1999. - 165 с. 24. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]: (Краткий очерк) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 115 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды ценных бумаг и их классификация
Количество страниц:
20
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы и кредит
курсовая работа
Фразеологическая репрезентация природных стихий в английском и русском языках
Количество страниц:
26
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лингвистика
курсовая работа
Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг в гражданском праве России
Количество страниц:
26
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image