ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ИНТЕГРАЦИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…….6 1.1. Понятие интегрированного обучения………………………………………….6 1.2. Культурологический подход к изучению литературы в школе…………….10 ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ И.С.ТУРГЕНЕВА…………………..….16 2.1. Методические рекомендации для учителей по проведению интегрированных уроков по творчеству И.С.Тургенева………………………...16 2.2. Методическая разработка урока по литературе на тему «Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в «Записках охотника»……………..28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..40 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...43

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСТРОЕННОГО НА ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА

курсовая работа
Литература
30 страниц
71% уникальность
2023 год
5 просмотров
Пепелина О.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ИНТЕГРАЦИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…….6 1.1. Понятие интегрированного обучения………………………………………….6 1.2. Культурологический подход к изучению литературы в школе…………….10 ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ И.С.ТУРГЕНЕВА…………………..….16 2.1. Методические рекомендации для учителей по проведению интегрированных уроков по творчеству И.С.Тургенева………………………...16 2.2. Методическая разработка урока по литературе на тему «Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в «Записках охотника»……………..28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..40 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...43
Читать дальше
Идеи модернизации российского образования в современной педагогической науке дали толчок для возникновения интегрированных уроков литературы, в которых учителями используются различные виды искусств. Такая форма проведения уроков литературы в школе ориентирована на личность ребенка, прежде всего, на формирование ее внутренней нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры. Следует обратить внимание на два острых противоречия в учебном процессе: • между естественным, целостным восприятием ребенком окружающего мира и искусственным делением его на предметы в школьном образовании; • между стремлением к развитию интеллектуальных способностей учащихся и невозможностью большинства детей, имеющих даже высокий уровень развития познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, учебной мотивации), использовать интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации. Это приводит к тому, что наши ученики не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке (например, на истории о войне 1812г.), со сведениями о том же явлении, которые им сообщают на других уроках (допустим, на уроке литературы по роману «Война и мир» Л.


Если вы хотите заказать выполнение задач , вы можете оформить заказ на сайте Work5.


.Н. Толстого). Из разрозненных сведений не формируется единой картины мира. Решение этих противоречий реализуется с помощью использования принципа интеграции, обеспечивающего самостоятельное освоение школьниками художественных ценностей, творческих способностей, воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, воспитания культуры. В последние десятилетия среди молодежи в значительной степени вырос односторонний интерес к современным, новомодным видам искусств, отодвигая при этом классическое наследие на второй план. Одним из путей решения данной проблемы, а именно повышения интереса к литературе как к одному из видов искусства, на наш взгляд, является изучение литературы с широким использованием живописи, музыки, архитектуры и т.д. Именно интеграция видов искусств может дать ученику целостную картину окружающего мира, которую требует система образования. Этим обусловлена актуальность данного исследования. Цель работы состоит в выявлении основных способов установления интеграционных связей при изучении творчества И.С.Тургенева на уроках литературы в школе. Данная цель обусловливает конкретные задачи: 1) дать определение основных теоретических понятий исследования; 2) проанализировать значимость применения материалов различных видов искусств на уроках литературы; 3) выявить основные способы и средства интеграции искусств в изучении литературы в целом и, в частности, произведений И.С.Тургенева; 4) составить методические рекомендации для учителей по проведению интегрированных уроков по творчеству И.С.Тургенева; 5) создать методическую разработку урока по литературе на тему «Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в «Записках охотника». Объектом исследования является процесс интеграции литературы и других видов искусств на уроках литературы. Предмет исследования – интеграция литературы и других видов искусств при изучении творчества И.С.Тургенева. Основными методами исследования являются: описательный метод, экспериментальный метод, метод анализа и синтеза материала, метод моделирования. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определяется статус метода интеграции на уроках литературы как особой формы для проведения эффективных уроков литературы в школе; даются методические рекомендации к построению интегрированных уроков литературы; приводится методическая разработка урока по литературе. Теоретической базой исследования являются труды ведущих педагогов, психологов, учёных: В.А. Доманского, И.Я. Лернера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Б.М. Неменского, В.Н. Максимовой, В.С. Библера, И. Коложвари, В.П. Зинченко, в работах которых интеграция рассматривается как объединение в целое разрозненных частей или восстановление утраченного единства, выделяются основные отличительные характеристики любой интеграционной модели – системность, комплексность, целостность, синтез. Материалом исследования являются произведения И.С.Тургенева: рассказ «Муму», цикл рассказов «Записки охотника», стихотворения в прозе, повесть «Ася», роман «Отцы и дети». Практическая значимость работы заключается в том, что полученный материал может быть использован на уроках литературы в школе при изучении творчества И.С.Тургенева, а также при изучении дисциплины «Методика обучения литературе» в вузе. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи работы, методы и материалы исследования, теоретическая база, отмечаются его новизна и практическая значимость, В первой главе рассмотрено понятие «интеграция», «интегрированный урок», проанализирована значимость культурологического подхода к изучению литературы. Во второй главе составлены методические рекомендации для учителей по проведению интегрированных уроков по творчеству И.С.Тургенева, а также приведена собственная методическая разработка урока по литературе на тему «Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в «Записках охотника». В заключении подводятся итоги, формулируются выводы.

Читать дальше
Бурное развитие информационных технологий в современном мире способствует снижению интереса к чтению у молодежи. Информатизация общества, вовлечение детей в виртуальную реальность приводит к возникновению «клиповости» сознания школьников. Детям становится сложнее воспринимать большие художественные тексты, понимать идею произведения, погружаться в мир искусства слова. Система интегрированного обучения на сегодняшний день решает большое количество задач в российском образовании. Принцип совместного изучения литературы с другими видами искусств в их взаимосвязях остаётся ведущим. Использование данного принципа на уроках литературы помогает учителю-словеснику развивать у детей читательские интересы, эрудицию, расширять кругозор, формировать мировоззрение, морально-нравственные качества; углублять, закреплять и систематизировать знания об искусстве, полученные школьниками в предыдущих классах; повышать читательскую и эстетическую культуру учащихся, а также общий уровень художественной подготовки. Эффективность применения принципа интеграции на уроках словесности зависит, прежде всего, от того, систематически ли педагог будет обращаться к произведениям других видов искусств, насколько качественно он будет вести с учениками анализ их идейно-художественного содержания в тесных взаимосвязях со своим предметом – литературой, ориентировать внимание учащихся на особенности выразительных возможностей слова и изображения. При этом важно сохранять «золотую середину» и использовать наглядность в разумных целях. Такие уроки требуют наиболее тщательной подготовки как от педагога, так и от учеников. Учитель должен обладать высоким профессионализмом, широкой эрудицией, творческим мышлением, иметь личный интерес к изучаемому и подаваемому материалу. Такие уроки, бесспорно, оживляют учебный процесс, повышают интерес к предмету, развивают речь учащихся, углубляют знакомство с изобразительно-выразительными средствами русского языка и их идейно-художественными функциями в литературных произведениях. На эти направления необходимо опираться учителю при подготовке к уроку. Перспектива данного исследования состоит в том, чтобы в дальнейшем продолжить разработку системы интегрированных уроков, в частности, по творчеству И.С.Тургенева, и успешно использовать уже созданные уроки. В заключении стоит отметить, что знание искусства является профессиональной обязанностью учителя. Понять творчество любого писателя, поэта без предметов искусства невозможно, равно как и само искусство без литературы.
Читать дальше
1. Алексеев М.П. Мировое значение «Записок охотника» // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей п/р. С. М. Петрова.  М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 578 с. 2. Асимов М.С. Современные тенденции наук / М.С. Асимов, А. Турсунов // Вопросы философии. – 1981.  №3.  С. 57-69. 3. Бабореко А.К. Записки охотника// Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей п/р. С.М. Петрова.  М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 578 с. 4. Балахметов К.Ж. Школа на пути обновления: учебное пособие / К.Ж. Балахметов.  А.: Казахстан, 1985. – 138 с. 5. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе / Л.Н. Бахарева // Нач. школа. – 1991. – №8. – С. 48-51. 6. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: учебное пособие / В.Ф. Боярчук. – Вологда: Арника, 1988.  202 с. 7. Голубков В.В. Идейно-художественное единство «Записок охотника» // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей п/р. С.М. Петрова. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 578 с. 8. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам / Н.В. Грищенко // Начальная школа. - 1995.  №11.  С. 21-28. 9. Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования). Гуманистический потенциал естественнонаучного образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 1996.  №14.  С. 70-80. 10. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.В. Усанов // Советская педагогика.  1987.  №9.  С. 42-47. 11. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А. Доманский. – М.: Флинта, 2015. – 346 с. 12. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе: учебное пособие / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2009.  178 с. 13. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах / Л.П. Ильенко // Нач. школа.  1988.  №9.  С. 31-38. 14. Коложвари И. Как организовать интегрированный урок / И. Коложвари, Л. Сеченникова // Народное образование. – 1996.  №1.  С. 87-89. 15. Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения / Ю.М. Колягин, О.Л. Алексеенко // Нач. школа. 1990.  №9. – С. 28. 16. Константинов Н.А. История педагогики: учебное пособие / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с. 17. Коровина В.Я. Линия УМК по литературе для 5-9 классов: учебное пособие / В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев. – М.: Просвещение, 2015. – 288 с. 18. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 307 с. 19. Кузнецова Н.Е. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции: монография // СПб.: Образование, 1998.  47 с. 20. Куденко Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки // Нач. школа. – 1995.  №1.  С. 13-15. 21. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: монография // М.: Просвещение, 1981. – 60 с. 22. Курдюмова Т.Ф. Тургенев в школе: монография // М.: Просвещение, 1981. – 70 с. 23. Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки 8-9 классы: пособие для учителя – М.: Дрофа, 2003. – 180 с. 24. Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей – М.: Учпедгиз, 1959. – 575 с. 25. Лялина В.Н. Интегрированные уроки – одно из средств развития интереса к учебным предметам // Нач. школа. – 1995.  №11.  С. 21-25. 26. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебном процессе, его совершенствование: монография // М.: Просвещение, 1984.  155 с. 27. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции / Г.А. Монахова // Педагогика. – 1997.  №5.  С. 52-55. 28. Старенков М.П. Язык и стиль «Записок охотника» // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей п/р. С.М. Петрова.  М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959.  587 с. 29. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы: пособие для учителя  М.: Просвещение, 1988. – 160 с. 30. Суравегина И.Т. Интеграция разных областей знания как проблема общего среднего экологического образования / И.Т. Суравегина // Проблемы интеграции в естественно научном образовании. – 1994.  №11.  С. 44-46. 31. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов: словарь / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.  М.: Просвещение,1974. – 642 с. 32. Тургенев И.С. Записки охотника: повести и рассказы. - Мн.: Народная Асвета, 1984. – 254 с. 33. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: монография / Г.Ф. Федорец.  Л.: РГПУ, 1989.  94 с. 34. Шишлянникова Н.П. Интеграция искусств на уроках // Нач. школа.  1999.  № 10.  С. 25-30.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Социально-экономические проблемы и уровень жизни населения Южной Кореи
Количество страниц:
30
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Социально-экономические и политические процессы
курсовая работа
отношения распределения. неравенство в доходах. кривая лоренца и коэффициент джини.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Олигархическое государство: особенности формы правления
Количество страниц:
20
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image