ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» 7 1.1. Возникновение концепции «Москва – Третий Рим» 7 1.2. Специфика концепции «Москва – Третий Рим» 13 Глава II. ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПЦИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» НА РУССКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ 19 2.1. Концепция «Москва – Третий Рим» в контексте исторического имперского дискурса 19 2.2. Цивилизационная миссия России «Москва – Третий Рим» как политико-правовая и геополитическая задача современной Российской Федерации 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Идея «Москва – Третий Рим» и ее влияние на русскую государственность

курсовая работа
Философия
32 страниц
74% уникальность
2023 год
6 просмотров
Волков Р.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» 7 1.1. Возникновение концепции «Москва – Третий Рим» 7 1.2. Специфика концепции «Москва – Третий Рим» 13 Глава II. ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПЦИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» НА РУССКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ 19 2.1. Концепция «Москва – Третий Рим» в контексте исторического имперского дискурса 19 2.2. Цивилизационная миссия России «Москва – Третий Рим» как политико-правовая и геополитическая задача современной Российской Федерации 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Актуальность темы исследования обуславливается, в первую очередь, необходимостью анализа воздействия идеи «Москва – Третий Рим» непосредственно на геополитику России для переосмысления, а также фундаментального учета совершенно новых факторов, которые определяют роль и место России в мире начале XXI столетия. Международные отношения в настоящее время все больше определяются отличиями определенного цивилизационного характера, которые накладываются на проявленные современные геополитические реалии, иногда кардинально изменяющие устоявшиеся оценки и представления. Помимо этого, актуализация рассматриваемой идеи «Москва – Третий Рим» отражает происходящий в государстве поиск некой созидательной основы государственного обустройства и общественного бытия. На повестку дня снова был вынесен вопрос о российской национальной идее, а также о ее противниках и союзниках, о предназначении определенного религиозного фактора в истории государства. Перед Россий сегодня стоит сложнейшая задача воссоздания себя как основного геополитического центра. Стране следует активно развивать собственный потенциал. В ситуации, когда весь мир находится в определенном состоянии системного кризиса, активный поиск путей сохранения национальной безопасности и стабильности для России становится насущной необходимостью. Именно поэтому осмысление определенного исторического влияния концепции «Москва – Третий Рим» на российскую геополитику, а также возможные интерпретации данной идеи приобретает актуальное научное и практическое измерение. Степень разработанности темы.


Если нужны ответы на билеты на заказ в Воронеже , специалисты Work5 помогут.


В последние десятилетия историческая наука России проявляет повышенный интерес к развитию общественного сознания. Общественно-политическая мысль становится одной из ведущих тем в изучении истории русского средневековья. Вместе с тем историографические работы по проблематике общественной мысли являются чрезвычайно редкими, единичными. Таким образом, данная тема является недостаточно изученной. При написании курсовой работы использовались работы Владимирова М.А., Скребец Е.В., Смышляева Д.П. и других. Так, Владимиров М.А. в своем исследовании рассматривает историю возникновения и развития историософской концепции «Москва – третий Рим», кратко описывает историю первого и второго Рима и отмечает, что с падением Константинополь изменилась геополитическая карта мира. Автор останавливается на анализе причин появления этой концепции, ее эсхатологическом и политическом значении. В свою очередь, Скребец Е.В. анализирует эволюцию религиозно-идеологических взглядов отечественных мыслителей ХIХ-ХХ вв. в поиске истинного смысла историософской концепции «Москва – Третий Рим» как ориентира для развития русской государственности. Автор раскрывает религиозно-мессианские, мистические и эсхатологические аспекты идеологемы «Москва – Третий Рим» и «Святая Русь» для обоснования русской имперской идеи, заключающейся во всемирно-историческом призвании России – объединении славянского мира в православную империю, способную противостоять западной цивилизации. Смышляев Д.П. в своем исследовании рассматривает историю и различные трактовки концепции «Москва – Третий Рим». Автором затрагивается специфика характера наследования Российским государством политических, культурных и религиозных явлений Византийской империи. Делается вывод о том, что несмотря на обилие различных трактовок, Россия все еще находится в процессе осмысления себя как самостоятельной и уникальной культурно-исторической общности. Обзор нормативно-источниковой базы исследования. Источниковую базу курсовой работы составляет достаточно широкий круг документов: это документы, где отражен переход идеи «Москва – Третий Рим» из религиозной плоскости в геополитическую, а также источники, относящиеся к XX – XXI вв., представляющие важное значение для раскрытия темы курсовой работы. Цель курсовой работы – проанализировать процессы возникновения и развития идеи «Москва – Третий Рим», определить ее место в общественно-политической мысли Российского государства. Задачами курсовой работы являются:  рассмотреть возникновение концепции «Москва – Третий Рим»;  изучить специфику концепции «Москва – Третий Рим»;  проанализировать концепцию «Москва – Третий Рим» в контексте исторического имперского дискурса;  изучить цивилизационную миссию России «Москва – Третий Рим» как политико-правовую и геополитическую задачу современной Российской Федерации. Объектом исследования являются исторические условия возникновения и развития концепции «Москва – Третий Рим». Предметом исследования являются положения концепции «Москва – Третий Рим» и направления ее влияния на формирование русской государственности. Методологическая база исследования основана на положениях, принципах и методах историзма, главными из которых являются объективность, всесторонность и конкретность, научность и доказательность выдвигаемых положений и выводов. Все явления и факты рассматривались на основе конкретно-исторического подхода, позволяющего выделять устойчивые этапы и периоды в эволюционном развитии событий. Реализация принципа объективности позволила добиваться выявления исторической истины в ходе исследования за счет исключения недостоверных, противоречивых и неподтвержденных фактов на основе сопоставления и сравнения. Хронологические рамки исследования: временные рамки исследования охватывают период XVI – XXI вв. Теоретические выводы и рекомендации: 1. Идея «Москва – Третий Рим» стала отражением христианского мировоззрения и духовно-культурных ценностей, присущих русскому народу, принимаемых другими народами России и влияющих на всю историю Российского государства и общества до наших дней. 2. Идея «Москва – Третий Рим» явилась основой для первой геополитической концепции и доктрины Российского государства, которым следовала Московская Русь, Российская империя, Советский Союз. 3. На международной арене влияние идеи «Москва – Третий Рим» выражалось в том, что Россия позиционировала себя в качестве геополитического центра, концентрировавшего вокруг себя православно-славянский мир и некоторые другие народы незападного мира. Структура исследования: содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы.

Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы: Личность и народ, свобода и нравственность рассматривались русскими мыслителями в неразрывной связи с понятием «отечество». Историческая судьба России, патриотическая любовь к ней обретают высший социально-философский и нравственный смысл. При этом русская политико-правовая мысль всегда оставалась связанной со своей религиозной стихией, не отрекалась от нее со временем, как это было во Франции и Германии. Россия всегда была страной восточной культуры, страной, впитавшей в большей степени духовные ценности Константинополя, чем Рима. Христианство пришло в Россию не только как религия, но и в основе своей как мировоззрение, которое, наложившись на славянскую культуру, привело к оригинальному синтезу. До конца XIX в. отечественная историография проявляла незначительный интерес к идеологии Московского царства. Основное внимание обращалось на изучение политического развития средневековой России, общественно-политическая мысль, в частности, теория «Москва – третий Рим», оставалась почти вне поля зрения ученых. Концепция «Москва – третий Рим» была создана в XV веке в Москве как реакция на падение Константинополя. Сначала эта идея носила ярко выраженный эсхатологический, апокалиптический характер, и с течением времени приобрела сильного политического звучания. Теологическая и политическая суть данной концепции заключается в утверждении того, что Москва является преемницей Римской Империи. В последние годы наблюдается повышенный интерес отечественной исторической науки к развитию общественного сознания. Общественно-политическая мысль становится одной из ведущих тем в изучении истории русского средневековья. Причина этого видится в желании современных россиян возродить величие государства, хотя официально данную идею не принимает ни Русская Православная Церковь, ни правительственные структуры. Традиционно считается, что концепция «Москва – третий Рим» принадлежит перу настоятеля псковского Елеазарова монастыря старцу Филофею. Он выразил ее в двух посланиях. Послание старца Филофея – это уникальная пространственно-временная эсхатологическая теория. Новая государственная идеология была призвана отразить небывалый рост патриотического сознания народных масс, формируемого церковью в направлении не только воссоединения всех исконных русских земель, но и как Богом избранного народа после свержения ига и падения Константинополя. Таким образом, идеологема «Москва – Третий Рим» является смысловой основой мессианской концепции периода образования Русского централизованного государства. Прозрения Филофея точно отражали и политические реалии того времени – смену политической парадигмы: удельноместническая политика с ее своекорыстием. Рядом с властью великого князя московского не оставалось других, сопоставимых с ней политических сил. Теория «Москва – Третий Рим» настолько верно воспроизводила общий смысл эпохи, тактично угадывала настроения современников, что скоро была усвоена даже правительственными сферами, вошла в государственные акты, чем оказала огромное влияние на развитие русского самодержавия. Во всяком случае между идеей исторического призвания Московского государства и концепцией самодержавия князей и царей московских прослеживается вполне определенный и заметный параллелизм.
Читать дальше
1. Бабурин С.Н. Цивилизационная миссия России «Москва – Третий Рим» как политико-правовая и геополитическая задача современной Российской Федерации / С.Н. Бабурин // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2019. – №3. – С. 10-17. 2. Беляков Г.С. Концепция «Москва – Третий Рим» в генезисе русской мысли / Г.С. Беляков // Русская политология. – 2020. – №4 (17). – С. 11-17. 3. Бердяев Н. Русская идея / Н. Бердяев. – М.: ACT, 2007. – 286 с. – ISBN: 978-5-389-10421-1. 4. Владимиров М.А. Возникновение концепции «Москва – Третий Рим» и ее значение в российской историофилософии / М.А. Владимиров // Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России. Сборник научных трудов. Отв. редактор О.В. Розина. – Москва, 2021. – С. 57-69. 5. Данилевич М. Истоки идеи «Москва – Третий Рим». Идея Рима в истории восточнославянского мира / М. Данилевич // Греция и славянский мир: национальное своеобразие и взаимовлияние культур». 2009. – С. 219-233. 6. Еремеев А.Е. Историко-социологическая проблематика геополитического выбора Москвы в концепции монаха Филофея «Москва – третий Рим» / А.Е. Еремеев // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2020. – № 11. – С. 262-265. 7. Зеньковский В.В. Христианская философия / В.В. Зеньковский. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. – 1072 с. – ISBN. 5-88373-130-9. 8. Кириллов И.А. Третий Рим / И.А. Кириллов. – М.: Изд-во Типо-Литогр. И.М. Машистова, 1914. – 100 с. 9. Кореневский А.В. Сколько раз «изобретали» теорию «Мсоква – Третий Рим» / А.В. Кореневский // Исторический курьер. – 2022. – №4 (24). – С. 1-20. 10. Курылев К.П. Влияние концепции «Москва – третий Рим» на внешнюю политику России / К. П. Курылев, А. А. Чигринская, К. Д. Дорошенко // Казачество. – 2020. – № 44 (2). – С. 89-94. 11. Лорд Кинросс. Расцвет и упадок Османской империи / Lord Kinross / Пер. с англ. – М.: Крон-Пресс, 1999. – 696 с. 12. Лурье С. Община, империя, православие в русской этнической картине мира XV-XVII веков / С. Лурье // Отечественные записки. – 2001. – № 1. – С. 10-18. 13. Николаева Н.В. «Москва – Третий Рим» – артикуляция русской идеи / Н.В. Николаева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 7(27). – С. 78-82. 14. Осавелюк А.М. Церковь и государство / А.М. Осавелюк. – М.: Проспект, 2019. – 240 с. – ISBN 978-5-392-28829-8 15. Ранчин А.М. К истолкованию теории «Москва – третий Рим» в русской культуре нового времени / А.М. Ранчин // Россия XXI. – 2012. – № 6. – С. 26-57. 16. Реснянский С.И. «Москва – третий Рим» как архетип русского православного самосознания / С.И. Реснянский // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2019. – № 3. – С. 41-49. 17. Розина О.В. Мифы о конце света в контексте российской истории / О.В. Розина // Миф в истории, политике, культуре. Сборник материалов IV Международной научной междисциплинарной конференции. Ред. А.В. Ставицкий. – Севастополь: Издательство Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, 2020. – С. 528-532. 18. Сказание о составлении осмаго собора латыньскаго и о извержении Сидора прелестнаго и о поставлении в рустеи земли митрополитов / Хождение во Флоренцию // Памятники литературы Древней Руси: XIV–середина XV века. – М., 1981. – С. 468-493. 19. Скребец Е.В. Концепция «Москва – третий Рим» в контексте исторического имперского дискурса / Е.В. Скребец // Парадигмы истории и общественного развития. – 2021. – №24. – С. 27-33. 20. Смышляев Д.П. К вопросу о специфике концепции «Москва – третий Рим» / Д.П. Смышляев // Закон и общество. Материалы XXVI Межвузовской международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной 70-летию Красноярского ГАУ. – Красноярск, 2022. – С. 358-361. 21. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? / Г.П. Федотов // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / [отв. ред. Е. М. Чехарин; сост. М.А. Маслин]. – М.: Наука, 1990. – С. 450-462. 22. Фроянов И.Я. Лекции по истории. Киевская Русь / И.Я. Фроянов. – СПб.: Русская коллекция, 2015. – 1044 с. – ISBN 978-5-00067-019.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Моделирование экономических систем в проектно-изыскательских организациях
Количество страниц:
40
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономико-математическое моделирование
курсовая работа
Диофизитство как предмет православного догматического богословия
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Религиоведение
реферат
Крепостная интеллигенция (художественная) в России в первой половине 19 века
Количество страниц:
20
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image