ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 ГЛАВА 1. Социальная тележурналистика в России……………………………6 1.1 Понятие социальной тележурналистики: цели, задачи, функции……………………………..…………………………………………….6 1.2. Принципы и проблемы подачи социальной информации на телевидении.........................................................................................................14 1.3. Актуальные темы социального журналиста…………………………….24 ГЛАВА 2. Особенности освещения социальных проблем на российском телевидении……………………………………………………………………..32 2.1. Специфика работы журналиста на программах с социальной тематикой...........................................................................................................32 2.2. Основные тенденции развития телевизионной журналистики при освещении социальных проблем…………………………………………........43 2.3. Освещение социальных проблем на примере программы «Мужское/Женское»…………………………………………………………….50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...72

Социальная проблематика в отечественной тележурналистике

дипломная работа
Журналистика и СМИ
75 страниц
74% уникальность
2023 год
5 просмотров
Ризо А.
Эксперт по предмету «Журналистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 ГЛАВА 1. Социальная тележурналистика в России……………………………6 1.1 Понятие социальной тележурналистики: цели, задачи, функции……………………………..…………………………………………….6 1.2. Принципы и проблемы подачи социальной информации на телевидении.........................................................................................................14 1.3. Актуальные темы социального журналиста…………………………….24 ГЛАВА 2. Особенности освещения социальных проблем на российском телевидении……………………………………………………………………..32 2.1. Специфика работы журналиста на программах с социальной тематикой...........................................................................................................32 2.2. Основные тенденции развития телевизионной журналистики при освещении социальных проблем…………………………………………........43 2.3. Освещение социальных проблем на примере программы «Мужское/Женское»…………………………………………………………….50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...72
Читать дальше
Актуальность. Социальные проблемы в России по-прежнему острые, а в некоторых случаях обостряются. Отсюда логично предположить, что социальной тематике также следует уделять все больше внимания на российском телевидении. Современные тенденции изучения состояния социальной журналистики основаны на определении понятия «социальная журналистика». Российские теоретики дают несколько определений этого понятия. В связи с тем, что журналистика как вид профессиональной деятельности априори является социальной, в каждом из этих определений акцент делается на одну из сторон социального предназначения. Например, доцент кафедры журналистики МГУ имени М.


Поможем написать диссертацию на заказ в Иркутске Просто заполните форму на сайте Work5.


.В. Ломоносова Т. И. Фролова дает следующее определение: «Социальная журналистика обращена к человеку, отражая все стороны его повседневной жизни, развивающегося в нем гражданина, актуализируя положительное и творческое принцип в каждой человеческой личности, раскрывающий богатство связей личности с миром и создающий настоящую гражданственность и социальность – и с использованием особого творческого арсенала». Доктор филологических наук СПбГУ М. А. Бережная определяет социальную журналистику как медиаресурс социальной сферы. На данный момент социальная журналистика в России чаще понимается в узком смысле: как журналистика, основной темой которой являются наиболее острые социальные проблемы российского общества. Некоторые из этих материалов имеют своей непосредственной задачей привлечение внимания государственных органов, ответственных за ее решение, к поднятой проблеме, например, в сфере поддержки малообеспеченных граждан. Однако цель социальной журналистики не только поднимать социальные проблемы и привлекать к ним внимание, но и способствовать их решению, а значит быть эффективной. Социальный журналист должен «рассматривать себя как заинтересованного участника совместного с аудиторией поиска решений сложных жизненных проблем». Цель исследования – проанализировать состояние социальной журналистики на ведущих российских телеканалах и спрогнозировать вектор её дальнейшего развития. Задачи: – рассмотреть понятие социальной тележурналистики: цели, задачи, функции; – изучить принципы и проблемы подачи социальной информации на телевидении; – исследовать актуальные темы социального журналиста; – изучить специфику работы журналиста на программах с социальной тематикой; – проанализировать основные тенденции развития телевизионной журналистики при освещении социальных проблем; – проанализировать освещение социальных проблем на примере программы «Мужское/Женское». Объект – социальные программы на телевидении. Предмет – программа «Мужское/Женское». В работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. В результате исследования изучена деятельность «Первого канала» по созданию программ социального звучания и сделаны выводы о том, что передач социального характера в эфире недостаточно, однако появление новых интернет-каналов коммуникации с визуальной составляющей значительно расширяет возможности для социальной журналистики Методологическую основу работы составили труды и других российских и зарубежных исследователей, дающих достаточно полное знание о закономерностях возникновения и функционировании социальной журналистики. Это работы как отечественных авторов (А. А. Зайцева, Р. Г. Иванян, И. В. Секарева), так и зарубежных (К. Киник, Д. Кругман и Г. Камерон, С. Хилгартнер и Ч. Боск, Д. Перри, Д. Макквейл, Д. Розен). Это позволило определить систему российского телевидения как объект исследования, а программы социальной направленности выступили в качестве предмета исследования. Гипотеза исследования состоит в том, что современное телевидение не в полной мере использует социальную журналистику как способ реально решать социальные проблемы в России, а усиление роли социальной журналистики напрямую зависит от уровня развития гражданского общества. В работе использовались как теоретические методы - анализ, синтез, индукция/дедукция, сравнение, классификация, так и эмпирические, в частности, работа с документами.

Читать дальше
В ходе проведенного исследования были проанализированы источники литературы и телепередачи на социальную тему и сделаны следующие выводы. СМИ играют исключительную роль в процессе осознания человеком индивидуальных проблем как общих для общества или группы, так и их осознания самим обществом. Но у них также есть возможность создавать социальные проблемы для общества. «Большинство социальных проблем не волнуют большинство граждан, в результате чего при формировании общественного мнения роль ключевых элит и СМИ в распространении идей и «фактов» зачастую является решающей». В средствах массовой информации происходит обсуждение, отбор, определение, постановка, инсценировка, оформление и представление социальных проблем общественности. Исследователи социальных проблем фиксируют в них объективные и субъективные компоненты. Объективно есть состояние, которое признается значительной группой людей как отклонение от важной для них социальной нормы, но в то же время объективного условия недостаточно: необходимо, чтобы люди осознали существование проблемы. Это осознание пропагандируется средствами массовой информации. Определяющим понятием «социальная проблема» для СМИ является постановка исходного конфликта, фиксация проблемы в ее развитии. Наличие конфликта как проблемы предполагает обсуждение, требует разработки коллективных действий по изменению положения дел. Эти универсальные составляющие социальной проблемы также в той или иной степени отражаются в средствах массовой информации. Именно целенаправленность (или полнота) процесса отражения проблемы в СМИ значима в ее оценке, которая обеспечивает не тематический, а функциональный аспект. Материалы о семейном насилии над детьми вызывают большой общественный резонанс. Описанию избиений, пыток, следствию, судебному разбирательству и оценке наказания виновным посвящены десятки материалов. Однако превентивное вмешательство социальных служб в семейные дела, как правило, встречает негативную оценку общественности и журналистов. Представляется, что решением проблемы является именно неотвратимость и суровость наказания, а потому при освещении конкретного конфликта информация о наступившем наказании снимает проблему. Редко делается акцент на том, что насилие традиционно считается средством воспитания и не воспринимается ни родителями, ни самими детьми, ни обществом как преступление. Довольно сложно оценить и взвесить роль журналистики в решении социальных проблем. Журналистика может быть объектом получения и распространения как ложной, так и правдивой информации, что является ее конкурентным преимуществом перед всем. Если журналист крупного издания решит развязать войну ненависти между отдельными группами людей: расами, национальностями, религиями, то у него, скорее всего, это получится. Журналисты часто используют свое влияние для решения социальных проблем. Они должны следить за тем, чтобы не поддаваться манипуляциям, и в то же время должны давать четкую, актуальную информацию. Несмотря на то, что работа СМИ заключается в освещении конфликта, обстоятельства конфликта крайне затрудняют выполнение СМИ своей работы. Пересечение контрольно-пропускных пунктов может занять на несколько часов больше, чем обычно, время от времени блокируются целые регионы, а правительства не предоставляют прозрачной информации. В конечном счете, с такими ограничительными (и манипулятивными) условиями следует бороться. Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены. Цель работы достигнута.
Читать дальше
1. «Аж плакать хочется» Герои шоу «Мужское/Женское» становятся посмешищем на всю страну. Почему у него армия фанатов? https://lenta.ru/articles/2022/02/16/men_women/ (Дата обращения: 05.04.2023) 2. Вартанова Е.Л., Дунас, Д.В., Гладкова, А.А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 4. С. 3-32. 3. Герасимович О.П. Дескриптивный анализ материалов СМИ о конфликтах // Вестни БДУ. Серия 4: Философия. Журналистика. Педагогика. 2019. № 1. С. 60-63. 4. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям / И.М. Дзялошинский. М. : Престиж, 2019. 102 с. 5. Драки, слезы и скандалы: как живут семьи, вывалившие свои истории на ток-шоу. https://76.ru/text/entertainment/2021/06/06/69948284/(Дата обращения: 05.04.2023) 6. Дугин Е.Я. Конфликт поколений или моделей коммуникаций? (социологический аспект) // Журналист. Социальные коммуникации. 2017. № 2. С. 5-16. 7. Дунас Д.В. Практики медиапотребления как проявления межпоколенческого конфликта // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Я.Н. Засурского, Г.С. Филаткиной, О.Р. Алевизаки и др. Москва, 4-6 фев. 2021 г. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 310-312. 8. Зайцева А. А. Социальная проблематика в СМИ: приоритеты, проблемы и пути развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2020. № 2. С. 210— 216. 9. Здравомыслова О.М. Переосмысливая опыт: российские гендерные исследования на пути к публичной социологии // Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения: сборник статей / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: Вариант, 2019. С. 164-180. 10. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации: монография. М.: УРСС, 2003. 150 с. 11. Какие проблемы решает ток-шоу «Мужское/Женское»? https://tkgorod.ru/news/kakie-problemy-reshaet-tok-shou-muzhskoezhenskoe/ (Дата обращения: 05.04.2023) 12. Кудинова О.Д. Влияние реалити-шоу: социологический анализ // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 54-5. С. 83–85. 13. Лепилкина О.И. Конфликтологическая подготовка студентов-журналистов в условиях социальных кризисов XXI века // Век информации. 2021.№ 2. С. 244-246. 14. Липай Т.П. Влияние реалити-шоу на бытовую культуру и повседневный образ жизни молодежи // Русские традиции бытовой лингвокультуры в славянском пограничье : науч. докл. участников Междунар. науч.-просветительского форума, Новозыбков, 17–20 мая 2022 г. / редкол.: С.Н. Стародубец, В.Н. Пустовойтов, С.М. Пронченко. Брянск : Брянский гос. ун-т имени академика И.Г. Петровского, 2022. С. 357–359. 15. Лукина М.М. Конфликт как новостная ценность // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Я.Н. Засурского, Г.С. Филаткиной, О.Р. Алевизаки и др. Москва, 4-6 фев. 2021 г. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 312-314. 16. Лысова Н.А. Телевизионный прием исторической реконструкции и реалити-шоу в жанре документального телевизионного сериала как форма сохранения культурной памяти // Человек и культура. 2019. № 6. С. 59–67. 17. Макушина С.В. К вопросу о социальных аспектах реалити-шоу // Средства массовой коммуникации в многополярном мире : проблемы и перспективы : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 09 ноября 2018 г. –Москва : Рос. ун-т дружбы народов (РУДН), 2018. С. 72–75. 18. Найдина Е.И. Реалити-шоу: типологические черты / Е.И. Найдина, А.Э. Амчиславский // Мировая журналистика: единство многообразия : сб. науч. ст. В 2 т. Т. 2. Москва : Рос. ун-т дружбы народов (РУДН), 2018. С. 132–137. 19. Овсянникова Н.А. Реалити-шоу: специфика жанра, актуальность и проблемы исследования // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2022. № 1. С. 12. 20. Померанцева Н.А. Реалити-шоу про школьных учителей как новый формат медиатизации образа школы и конвергенция образования и медиасектора: результаты опроса профессионалов, апробапция и разработка концепции // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика : сб. науч. ст. VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 22 апреля 2021 г. Москва : Книгодел, 2021. С. 460–470. 21. Программа Мужское/Женское плюсы и минусы. https://www.otzyvru.com/programma-mujskoejenskoe/plus-i-minus (Дата обращения: 05.04.2023) 22. Прохорова К.В. Медиамаркеры общественного конфликта // Медиалингвистика. 2017.№ 1. C. C. 84-95. 23. Смирнова О.В. Медиа и гендерные конфликты: теоретические подходы к анализу // Гендер и СМИ. Ежегодный научный журнал. 2021. С. 61-71. 24. Смирнова О.В., Шкондин, М.В., Денисова Г.В., Антипова А.С., Ильченко Д.С. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 3. С. 422-436. 25. Чесноков М.А. Формирование спортивно-патриотических ценностей молодёжи в фитнес реалити-шоу // Культура: теория и практика. 2017. № 2 (17). С. 5–8. 26. Чжао Д.Д. Стратегии китайских ток-шоу / Д.Д. Чжао, Е.П. Почкай // Век информации. 2017. № 1. С. 178–186. 27. Шестеркина Л.П. Современные тенденции развития социальной журналистики на российском телевидении /Л.П. Шестеркина, А.Р. Сабитова // Гуманитарный вектор. 2017. № 5. C. 83–88. 28. Шоу «Мужское/Женское»: Системная работа Первого канала. https://whatisgood.ru/tv/show/shou-muzhskoezhenskoe-sistemnaya-rabota-pervogo-kanala/(дата обращения: 05.04.2023). 29. Шибанова Н.А. Гендерное измерение конфликтологического анализа // Экспертиза и анализ конфликтов в современном российском обществе: статьи и материалы Междунар. казанского науч. форума «Методология исследования конфликтов» / под ред. А.Г. Большакова, Т.З. Мансурова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2019. С. 227-242. 30. Эрнст К. Л. Телевидение пока не угадало запросов современной аудитории. https://www.newsland.com/community/politic/content/ernst-televidenie-poka-ne-ugadalo-zapros-sovremennoi-auditorii/2237546 (дата обращения: 05.04.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Карикатура как транслятор современных тенденций развития общества
Количество страниц:
25
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Языкознание
дипломная работа
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРОЙ ПРИ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА У ВЗРОСЛЫХ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР И МЕТААНАЛИЗ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Медицина
курсовая работа
PR-сопровождение предприятия общественного питания в гостинично-ресторанном комплексе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image