Целью нашего исследования было изучить особенности эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала во взаимосвязи с личностными качествами.
В рамках поставленной цели нами была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь личностных особенностей и выгорания у медицинского персонала среднего звена. А именно, высокий волевой контроль способствует минимизации выгорания.
Цели и задачи, поставленные в работе, нами были достигнуты. На основании полученных результатов мы сделали вывод, что гипотеза подтверждена.
Стоит отметить, что синдром эмоционального выгорания – это комплекс симптомов, характеризующийся постепенной утратой эмоциональной вовлеченности в деятельность, нарастанием умственной и физической усталости, личностной отстраненности от содержания труда. Проявляется равнодушием к работе, формальным выполнением должностных обязанностей, негативизмом в отношении коллег, клиентов, пациентов, невротическими и психосоматическими расстройствами.
Эмоциональное выгорание в разных проявлениях стало неотъемлемой частью жизни взрослого занятого человека. Хроническая усталость, раздражительность, апатия или излишнее возбуждение, являясь следствием профессиональной загруженности, могут в перспективе привести к психическому расстройству.
Профессиональная деятельность медицинских работников требует максимальной самоотдачи и самообладания, она является эмоционально насыщенной. Медицинский персонал сталкивается с ежедневными проблемами пациентов, негативными эмоциями с их стороны и со стороны их родственников, поэтому им приходится самостоятельно устанавливать некий защитный барьер от эмоционального перенапряжения, но это не всегда эффективно.
В результате этого посетители больницы часто сталкиваются с грубостью и невнимательностью медработников. Развитие профессионального выгорания у медицинского персонала может привести к негативным последствиям, как для самого медицинского работника, так и для пациентов, снижается качество выполненной работы и ухудшается психологический контакт с пациентом.
Эмпирическое исследование показало, что респонденты стремятся к общению, легко и быстро, часто по собственной инициативе вступает в контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми. Опыт межличностного общения большой, но нередко взаимоотношения поверхностные и непродолжительные.
Респонденты отличаются естественностью в поведении. Доброжелательны, без предубеждений относятся к окружающим людям, снисходительно оценивают их поступки. Однако могут обидеть из-за неточного понимания состояния собеседника, мотивов его поведения или из-за недостаточного проникновения в суть ситуации.
У респондентов низкий лидерский потенциал. Они не стремятся занять лидирующее положение среди окружающих людей или в группе. Предпочитает подчиняться. Респонденты способны к творческой, детальной разработке идей, выдвинутых другими.
Медицинские работники быстро ориентируются в проблеме. В связи с этим выбранное решение не всегда бывает оптимальным. У респондентов преобладает склонность усложнять свою жизнь, они серьезно и ответственно подходят к решению возникших трудностей, испытывают страх неудачи. Для мед.сестер свойственна робость, застенчивость, неуверенность в себе, сдержанность в выражении своих чувств. Также можно говорить о недостаточной эмоциональной устойчивости. Для них характерно постоянное состояние возбуждения, ощущение усталости разбитости, эмоциональная нестабильность, преобладание пониженного настроения, раздражительность, нетерпимость к критике.
Эмоции у них возникают быстро, по любому, даже незначительному, поводу. Спектр эмоциональных переживаний разнообразен: от восторженности, удовлетворения до страха, тревоги и депрессии. Не удовлетворены собой, испытывают чувство вины, что создает трудности во взаимоотношениях с окружающими. Болезненно переносят критику в свой адрес. Часто действуют не организованно. Не умеют планировать и рационально распределять свое время.
Согласно результатам, полученным в ходе исследования, выявлена высокая степень выраженности синдрома «профессионального выгорания» у сотрудников среднего медицинского персонала.
Наибольшие показатели наблюдаются по фазам «напряжение» и «истощение». Складывающимся симптомом по фазе «Резистентности» является «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Складывающимся симптомом у респондентов по фазе «Истощение» является «эмоциональный дефицит». Но полностью сформировавшейся фазы «эмоционального выгорания» не выявлено.
Более всего выражена деперсонализация у мед. работников, которая проявляется в их эмоциональной отстранённости и некотором безразличии. Они склонны формально подходить к профессиональным обязанностям, без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – испытывать раздражительность, негативизм и цинично относиться к коллегам. В поведении деперсонализация может выражаться в заносчивом, высокомерном поведении, а также в использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
Корреляционный анализ позволил выявить значимые положительные взаимосвязи между такими показателями личностных качеств и выгорания, как напряжение и фактор замкнутости/ общительности, редукции и общительности/замкнутости, напряжением и смелостью, резистентностью и дипломатичностью, резистенцией и интеллектуальностью, выгоранием и восприимчивость к новому, резистенция и осторожность.
Обнаружены отрицательные корреляции напряжения и доминантности, резистентностью и редукцией, и эмоциональной комфортностью, деперсонализацией и эмоциональной устойчивостью, истощением и неуверенностью (робость/застенчивостью), выгоранием и тревожностью, выгоранием и внутренним напряжением.
Результаты данного исследования могут быть использованы при работе с сотрудниками по профилактике эмоционального выгорания.