ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3 1. Общая характеристика рисуночных тестов……………………………………….…6 1.1. История рисуночных тестов………………………………………………. ….….6 1.2. Роль рисуночных тестов в психодиагностике………………………………………8 1.3. Достоинства и недостатки рисуночных тестов……………………………………11 2. Практическое применение и интерпретация рисуночных тестов…………..……14 2.1. Особенности проведения рисуночных тестов…………………………….14 2.2. Особенности интерпретации рисуночных тестов…………………………15 2.3. Особенности подхода к детским рисункам………………………………..18 2.4. Тест «Рисунок семьи»………………………………………………………20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… ……………………………33

Рисуночные психодиагностические методики

курсовая работа
Психология
35 страниц
69% уникальность
2023 год
5 просмотров
Шатохина К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3 1. Общая характеристика рисуночных тестов……………………………………….…6 1.1. История рисуночных тестов………………………………………………. ….….6 1.2. Роль рисуночных тестов в психодиагностике………………………………………8 1.3. Достоинства и недостатки рисуночных тестов……………………………………11 2. Практическое применение и интерпретация рисуночных тестов…………..……14 2.1. Особенности проведения рисуночных тестов…………………………….14 2.2. Особенности интерпретации рисуночных тестов…………………………15 2.3. Особенности подхода к детским рисункам………………………………..18 2.4. Тест «Рисунок семьи»………………………………………………………20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… ……………………………33
Читать дальше
Актуальность темы: «Рисование является прекрасным средством для самопознания, формирования позитивного взгляда на жизнь, духовного и физического исцеления. Гёте считает: «Нам следует меньше говорить и больше рисовать». Каждый человек в детстве вырисовывает свои страхи, переживания, мечты о будущем. Правда, с годами многие замыкаются и забывают об этом, но, тем не менее, в душе каждого из нас продолжает жить тот самый эмоциональный ребенок, который умеет удивляться обычному цветку или бабочке. Тягу к рисованию многие испытывают на протяжении всей жизни, и очень часто это проявляется на бессознательном уровне. Например, у некоторых людей есть привычка во время разговора – в том числе телефонного, а у школьников, студентов во время лекций – рисовать какие-то линии, кружочки, простые фигуры. Иногда они, соединяясь, могут представлять собой небольшие пиктограммы. Таким образом отражаются мысли, душевное состояние человека, всё то, что видится внутренним взором. Подобные знаки и символы, как правило, появляются на бумаге бессознательно и как будто не имеют очевидного смысла, однако на деле они несут больший смысл, чем сотни слов.


Если доверите написание курсовой работы нам, успеем в срок.


Человеческий мозг устроен так, что ему необходимы зрительные образы – язык образов человеку свойствен и органичен.» [17, с. 9]. С древних времен к рисунку относились, не просто как к объекту искусства, но и как к символическому объекту, отражающему внутренний мир человека. Следовательно, рисуночные тесты просто не могли не появиться. В настоящее время они широко применяются в различных областях психологии, чем подтверждают актуальность данной работы. Анализ изученности проблемы. Первый тест «Нарисуй человека» был разработан Флоренс Гуденаф в 1926 г., и применялся для изучения интеллекта ребенка. В последующем этот тест дорабатывался другими специалистами. Первоначальные тестирования имели стандартизированный и формальный характер, но со временем психологи-практики, все больше приходили к выводам о необходимости более «свободного» подхода. К сожалению, рисуночные методики до сих пор мало освещены в научных трудах, из-за проблем с измерением и количественными показателями в данных методиках, тем не менее, большое количество специалистов посвящает им свои работы. Огромный вклад в изучение рисуночных методик внес А.Л. Венгер, его работа «Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство» является, пожалуй, одной из самых популярных в психодиагностике. Также немалый вклад в изучение данного вопроса внесли Баранова С.В., Шевченко М.А., Бурлачук Л.Ф., Агеева И.А., Беллак Л. и другие специалисты. Конечно, нельзя не упомянуть основателей психотерапии, которые первыми начали проявлять интерес к рисунку, как к средству психодиагностики – З.Фрейда, К.Юнга, А. Адлера. Более подробно об истории рисуночных тестов написано в первой главе данной работы. Объектом данного исследования являются рисуночные тесты, как метод психодиагностики. Предметом исследования стала методика «Рисунок семьи», как метод психодиагностики внутрисемейных отношений. Цель работы проанализировать актуальность применения рисуночных методик в психодиагностике и психологии в целом, показать на примере целесообразность применения данных методиках в решении различных проблем. Задачи исследования: -дать характеристику рисуночным тестам -показать их важность в психодиагностике -разобрать достоинства и недостатки -проанализировать способы проведения и интерпретации рисуночных тестов -применить методику «Рисунок семьи» -оценить ее эффективность. Структура работы. Работа состоит из введения, заключения и основной части, которая включает две главы. Первая глава рассматривает историю рисуночных тестов, их роль в психодиагностике, достоинства и недостатки. Во второй главе проведен анализ проведения и интерпретации рисуночных тестов, особенности подхода к рисункам детей, а также рассмотрено подробное проведение теста «Рисунок семьи» с примером из психологической практики.

Читать дальше
В результате проведенного исследования в курсовой работе выяснено, что рисуночные тесты занимают одно из главных мест в психодиагностике. Так, в первой части работы мы узнали, что рисуночные методики берут истоки в древности. Претерпев много трансформаций, они активно применяются и изучаются и по сей день. Рисуночные тесты применяются, как в психодиагностике, так и на других этапах психологического консультирования. Их применяют для самовыражения, поиска потребностей, сценариев, скрытых частей личности, работы с внутренними конфликтами. Особое место занимают рисуночные тесты в работе с детьми, т.к. рисунок не имеет возрастных и коммуникативных ограничений и может применяться с самого раннего возраста. Отношение к рисуночным методикам по сей день остается спорным, из-за ряда недостатков. В частности недостаточной надежности и сложности применения научных методов подтверждения доказательности и как следствие недостаточном количестве научных трудов о данных методиках. И тем не менее, рисуночные тесты повсеместно применяются в различных сферах психологии, в том числе в психодиагностике. И доказывают свою актуальность в работе с клиентами, что мы и увидели во второй главе данной работы. Во второй главе, мы увидели, что анализ рисунка - не простая задача, и требует особых навыков у специалиста. Это не только умение запомнить и применить инструкции, но и умение слушать, замечать детали, задавать правильные вопросы, интегрировать полученную информацию и анализ рисунка, быть отзывчивым, искренним и открытым. А при работе с детьми необходимо хорошо понимать возрастные особенности и уровень развития ребенка. Мы выяснили особенности проведения теста «Рисунок семьи», который применяется для исследования внутрисемейных отношений. На примере анализа рисунка Глеба 8 лет, мы увидели, на сколько актуальным может быть применение данной методики в работе с детьми и как близко к реальности можно интерпретировать рисунок. Таким образом, мы доказали целесообразность применения рисуночных методик в диагностике, а значит достигли цели данной работы.
Читать дальше
1. Агеева, И.А. ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ: Хрестоматия для студентов-психологов/И.А. Агеева – Ч.2. – Бишккек: Изд-е 2-е перераб. и доп. Кыргызско-Российский Славянский университет, 2007. – 329 с. 2. Баранова, С.В. Рисуночные методики/С.В.Баранова - М.: Корпорация "Развитие и Совершенствование", 2013. - 45 с. 3. Беллак, Л. Проективная психология/ Л.Э. Абт, Г.У. Оллпорт и др. — М., 2000. — 528 с. 4. Бодалев, А.А. ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА/В.В.Столин/В.С.Аванесов - СПб.: «Речь», 2006. - 353 с. 5. Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка/ В.И.Олешкевич - М: Изд-во ИОИ, 2001. - 352 с. 6. Бурлачук, Л. Ф. Введение в проективную психологию /Л.Ф. Бурлачук Л. — Киев: Ника-Центр, 1997. — 46 с. 7. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство./А.Л. Венгер – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 131 с. 8. Вольф, М. Патопсихология и её методы/М.Вольф - СПб: Питер, 2004. - 192с. 9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии/ Кудзилов Д.Б – СПб: Речь, 2004. – 132 с. 10. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов/А.А. Карелин - М.: Эксмо, 2007. - 410 с. 11. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии/Ю.В.Никонорова, Н.А. Тараканова - Спб.: Речь, 2006. - 339 с. 12. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика/Н. Мак-Вильямс - М.: Класс, 2001. - 259 с. 13. Маховер, К. Проективный рисунок человека / К.Маховер, Пер. с англ. - М: Смысл, 2000. - 154 с. 14. Минина, В. В. Проективный рисунок в гештальте (в метафоре животного)/В.В, Минина — СПб.: Речь. 2010. — 96 с. 15. Огден, Т. Мечты и интерпретации / Пер. с англ. А.Ф. Ускова. М: Независимая фирма "Класс", 2001. - 160 с. 16. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии/В. Оклендер - М.: Класс, 2005. - 158 с. 17. Шевченко,М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых./М.А. Шевченко - М.: АСТ, 2014. - 108 с. 18. Шляпникова, И.А. Проективные методы психодиагностики/ И.А. Шляпникова. Челябнск: ЮУрГУ, 2005. – 69 с. 19. Шмелёв, А.Г. Психодиагностика личностных черт/ А.Г.Шмелёв – СПб.: Речь, 2002. – 231 с. 20. Фрейд, З. Художник и фантазирование/З.Фрейд – М.: Республика, 1998. – 399 с. 21. Юнг, К. Человек и его символы/К.Юнг – М.: Медков С.Б. «Серебряные нити», 2006. - 352 с. 21. Buck J. House – tree – person drawing technique // Contribution toward Medical Psychology. – N.Y., 1953. – 14 p. 22. Burns R. S., Kaufman S. H. Actions, styles and symbols in kinetik family drawings. An interpretative manual. – N.Y. – L., 1972. – 320 p. 23. Goodenough G., Harris D. B. Studies in psycology of children\'s drawings. ɉ. 1928-1949 // Psychol.Bull., 1950. – 433 p. 24. Гартусова, Н.В. Научная статья: Проективные рисуночные тесты в работе педагога- психолога как эффективное средство психодиагностике консультировании детей и подростков [Электронный ресурс]/ педпроект.рф – 2022 25. Зобнина, Л.Я. Статья: Анализ показателей психологических рисуночных тестов [Электронный ресурс] /CyberLeninka – 2013 26. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь/А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский [Электронный ресурс]- Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998 27. Пономарева, В. Доверять ли рисуночным тестам?[Электронный ресурс]/ ж. Школа жизни-2009 (от 12.10) 28. Пономарева, В. Рисуночные тесты: раз - и все ясно? О тонкостях интерпретации [Электронный ресурс]/ ж. Школа жизни-2009 (от 12.10)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности квалификации хищений
Количество страниц:
25
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовный процесс
дипломная работа
Анализ мотивации персонала в процессе профессиональной дея-тельности туристского предприятия на примере «ООО Альфатур»
Количество страниц:
55
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
УБИЙСТВО МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА
Количество страниц:
27
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image