Введение………………………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Формирование драматургии символизма в европейском и отечественном театре на рубеже XIX-XX столетий…………………………………………………………………… 5 1.1. Символизм как направление в западноевропейской и русской литературе конца XIX – начала XX вв. ………………………………………………………………….5 1.2. Основные концепции символистского театра…………………………………... 11 ГЛАВА 2. Образы и мотивы символизма в драматургическом творчестве М. Метерлинка и А.П. Чехова…………………………………………………………………………………… 17 2.1. Пространственные образы в пьесах М. Метерлинка «Слепые» и А.П. Чехова «Чайка» ………………………………………………………………………………… 17 2.2. Выражение мотива обреченности через категорию времени в произведениях «Слепые» и «Чайка» ……............................................................................................... 21 Заключение…………………………………………………………………………………… 25 Список использованных источников…………………………………………………………26

Символически образы и мотивы в драматургии М. Метерлинка и А.П. Чехова («Слепые», «Чайка»)»

курсовая работа
Литература
25 страниц
77% уникальность
2023 год
3 просмотров
Дадашов А.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Формирование драматургии символизма в европейском и отечественном театре на рубеже XIX-XX столетий…………………………………………………………………… 5 1.1. Символизм как направление в западноевропейской и русской литературе конца XIX – начала XX вв. ………………………………………………………………….5 1.2. Основные концепции символистского театра…………………………………... 11 ГЛАВА 2. Образы и мотивы символизма в драматургическом творчестве М. Метерлинка и А.П. Чехова…………………………………………………………………………………… 17 2.1. Пространственные образы в пьесах М. Метерлинка «Слепые» и А.П. Чехова «Чайка» ………………………………………………………………………………… 17 2.2. Выражение мотива обреченности через категорию времени в произведениях «Слепые» и «Чайка» ……............................................................................................... 21 Заключение…………………………………………………………………………………… 25 Список использованных источников…………………………………………………………26
Читать дальше
Проблематика молчания в искусстве как проблема переполненности смыслами прошла через всю историю мировой художественной культуры, однако в последнее столетие приобрела особое значение. Это связано с появлением технических искусств, таких как фотография и кинематограф, и с использованием новых цифровых технологий в художественной сфере. В данном контексте исследование символических образов и мотивов пьес драматургов М. Метерлинка и А.


На носу дипломная ? Work5 справится в короткие сроки.


.П. Чехова («Слепые» и «Чайка»), в которых внимание акцентировано на собственно художественной, символической, метафорической специфике невидимого и его соотношении с видимым обретает особую актуальность. Исследованию символических образов пьес Метерлинка, философско-эстетических основ его творчества посвящены работы таких отчественных исследователей, как Е.В. Киричук, О.А. Михайлова, Н.Б. Маньковская, Е.Г. Хайченко, В.А. Луков, О.С. Ефременко, М.Ш. Серикбаева. Особенности драматического новаторства Чехова, символизм образов его произведений осветили в своих монографиях А.И. Вахрамеева, Ю.И. Еранова, А.Ф. Кофман, Е.С. Пискун. Объектом исследования данной курсовой работы являются особенности эстетики символизма как литературного направления. Предметом изучения выступают символические образы и мотивы пьес «Слепые» М. Метерлинка и «Чайка» А.П. Чехова. Цель курсовой работы заключается в выявлении специфики использования образов и мотивов символизма в творчестве обоих драматургов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Описать историю зарождения символизма в европейской и зарубежной литературе. 2. Охарактеризовать основные концепции символистского театра. 3. Осветить использование пространственных образов в пьесе М. Метерлинка «Слепые» и драме А.П. Чехова «Чайка». 4. Описать способ выражения мотива обреченности с помощью хронотопа в пьесах «Слепые» и «Чайка». Методы исследования, использованные в данной курсовой работе, включают анализ и обобщение теоретической литературы по теме, историко-литературный, типологический и биографический методы, а также метод комплексного анализа художественных произведений. Теоретической базой исследования, проведенного в данной курсовой работе, послужили труды по литературоведению М.М. Бахтина, монографии о символах в культуре Х.Э. Керлота, Г.Н. Храповицкой, материалы учебных пособий по истории русской литературы и русского драматического театра рубежа XIX-XX столетий, а также научные статьи авторов, посвятивших свои работы изучению творчества М. Метерлинка и А.П. Чехова. Эмпирической базой исследования стали тексты пьес «Слепые» М. Метерлинка и «Чайка» А.П. Чехова. Результаты исследования данной курсовой работы могут быть использованы для дальнейшего более глубокого сравнительного анализа символики произведений бельгийского и русского драматургов, а также как эмпирический материал в преподавательской деятельности. Данная курсовая работа изложена на 27 страницах печатного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников из 21 наименования. Во введении поставлены цель и задачи курсовой работы. В первой главе, состоящей из двух параграфов, описана история литературного направления символизма, его развития в Европе и России, а также освещены основные концепции символистского театра, теоретиком которого выступил бельгийский драматург Морис Метерлинк. Во второй главе, которая также включает два параграфа, проанализированы пространственные образы пьесы Метерлинка «Слепые» и комедии А.П. Чехова «Чайка», выявлены сходства и различия в творческих подходах, описано выражение мотива обреченности героев через категорию времени. В заключении подведены итоги и сделаны выводы по курсовой работе в целом.

Читать дальше
Исследование, проведенное в рамках данной курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы: 1. Рубеж XIX-XX столетий в европейской культуре стал переломным, «пороговым» периодом, когда достижения цивилизации заставили человечество задуматься об исчерпанности её развития. В сфере искусства результатом подобных раздумий стало зарождение символизма, получившего теоретическое обоснование в произведениях французских литераторов, заявлявших о недопустимости простого копирования внешних проявлений жизни в произведениях литературы. Влияние символизма скоро проникло в мир театра, коренным образом изменив подход драматургов к ключевому понятию, на котором базировалась драма как род литературного искусства, – конфликту. Характерной для символистского театра стала драма «ожидания», «статический» спектакль, фактически лишенный активных признаков действия и яркого конфликта. 2. Новаторами в области драматического искусства конца XIX– начала XX вв. по праву считаются М. Метерлинк и А.П. Чехов. Творчество обоих писателей внесло концептуальные изменения в театральное искусство своего времени. Метерлинк, премьеры пьес которого состоялись в Париже, стал теоретиком символистского театра, изложив свою эстетическую концепцию в трактате «Сокровище смиренных». А.П. Чехов изменил подход к трактовке конфликта в драматическом произведении, создав драму «настроения». Оба писателя использовали в своих литературных работах многоуровневую символику для того, чтобы выразить идею созданных ими пьес. В драмах авторов «Слепые» и «Чайка» пространственные образы и категории времени позволяют реализовать общий мотив обреченности жизненного пути героев, которые у Метерлинка изображают все человечество, а у Чехова – типичных представителей современного ему русского общества. Замкнутый топос в обеих пьесах не позволяет персонажам драм двигаться дальше, отсутствие надежды на будущее также прерывает их движение. Героям «Чайки» более нет смысла покидать деревню, утопический хронотоп города уже развенчан, а слепые Метерлинка полностью лишились возможности ориентироваться в окружающем мире, потеряли остатки зрения и поводыря, вокруг них лишь мрак, воплощающий мотив неминуемой смерти. Указанные образы и мотивы говорят о явном сходстве художественных решений драматургов.
Читать дальше
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407. 2. Вахрамеева А.И. Особенности события в драматургии А.П. Чехова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3 (64). – С. 388-390. 3. Еранова Ю.И. Уровни художественной символики в прозе А.П. Чехова // Вестник АГТУ. – 2006. – № 5 (34). – С. 127-132. 4. Ефременко О.С. Социокультурные предпосылки театрального символизма // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50). – С 378-380. 5. Керлот Х.Э. Словарь символов // 36 изд. – REFL- book, 1994. – 608 с. 6. Киричук Е.В., Михайлова О.А. Символика пространства в пьесе Мориса Метерлинка «Непрошеная» // Вестник ОГУ. - 2017. - С. 72-75. 7. Киричук Е.В. О двух тенденциях в символическом театре начала XX в. // Вестник ОГУ. – 2004. – № 5. – С. 21-26. 8. Кофман А.Ф. Художественное пространство и время в драмах Чехова "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад" // Культура и искусство. - 2013. - № 5. - C. 516-524. 9. Маньковская Н.Б. Судьба стучится в дверь. Философско-эстетические взгляды Мориса Метерлинка // Художественная культура. – 2019. – № 1 (27). – С. 2-41. 10. Пискун Е.С. А.П. Чехов и русская драматургия конца XX в.: преемственность художественных концепций // Вестник ЛГУ. – 2015. – № 3. – Т.1. – С. 47-56. 11. Русский драматический театр / Под ред. проф. Б.Н. Асеева и проф. А.Г. Образцовой. – М.: Просвещение, 1976. – 372 с. 12. Серикбаева М.Ш. Развитие символизма в зарубежной литературе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. – 2007. – № 4. – С. 6-32. 13. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX в. – начала XX в. – М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с. 14. Хайченко Е.Г. Драма ожидания (пять фрагментов на тему драматического действия) // Театр, живопись, кино, музыка. – 2018. – № 3. – С. 61-81. 15. Храповицкая Г.Н. Символ и символическое искусство // Культурология. – 2008. – № 1. – С. 219-232. 16. Шевченко Е.С. Символистская теория драмы и театральные концепции начала XX в. от мистерии к балагану // Известия Самарского научного центра РАН. – 2008. – № 6-2. – Т. 10. – С. 333-340. 17. Данте А. Божественная комедия [Электронный ресурс] – URL: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=6299 (Дата обращения: 21.04.2023). 18. Луков Вл. А. Французский неоромантизм. § 2. Символизм Мориса Метерлинка: философическая модель неоромантического движения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/lukov-francuzskij-neoromantizm/4-2-simvolizm-morisa-meterlinka.htm (Дата обращения: 19.04.2023). 19. Метерлинк М. Слепые [Электронный ресурс] – URL: http://lib.ru/PXESY/METERLINK/m2.txt (Дата обращения: 19.04.2023). 20. Символы в драматургии А.П. Чехова [Электронный ресурс] – URL: https://vevivi.ru/best/Simvoly-v-dramaturgii-AP-CHekhova-ref178312.html (Дата обращения: 19.04.2023). 21. Чехов А.П. Чайка [Электронный ресурс] – URL: https://ilibrary.ru/text/971/p.1/index.html (Дата обращения: 20.04.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Моя гордость-моя профессия (полицейский)
Количество страниц:
23
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Политология
курсовая работа
методы расчёта цены гостиничных услуг
Количество страниц:
25
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
Сравнительный анализ теорий личности
Количество страниц:
30
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Общая психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image