Введение 3 ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения школьников и мотивации учения в старшем школьном возрасте 5 1.1 Феномен профессионального самоопределения старших школьников как предмет психологического исследования 5 1.2 Психологические особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте 10 1.3 Влияние на профессиональное самоопределение и мотивацию учения региональных факторов 18 ГЛАВА 2 Организация и методы исследования 25 2.1 Характеристика выборки, организация исследования 25 2.2 Диагностический инструментарий исследования 26 ГЛАВА 3 Обсуждение результатов 34 3.1 Сравнительный анализ показателей профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений старшеклассников школы 34 3.2 Сравнительный анализ показателей мотивации учения старшеклассников школы 36 3.3 Особенности взаимосвязей профессиональных предпочтений и мотивации учения у старшеклассников школы 38 Заключение 50 Библиографический список 51

Уровень взаимосвязи между школьной мотивацией и профориентацией

курсовая работа
Психология
50 страниц
81% уникальность
2023 год
7 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения школьников и мотивации учения в старшем школьном возрасте 5 1.1 Феномен профессионального самоопределения старших школьников как предмет психологического исследования 5 1.2 Психологические особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте 10 1.3 Влияние на профессиональное самоопределение и мотивацию учения региональных факторов 18 ГЛАВА 2 Организация и методы исследования 25 2.1 Характеристика выборки, организация исследования 25 2.2 Диагностический инструментарий исследования 26 ГЛАВА 3 Обсуждение результатов 34 3.1 Сравнительный анализ показателей профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений старшеклассников школы 34 3.2 Сравнительный анализ показателей мотивации учения старшеклассников школы 36 3.3 Особенности взаимосвязей профессиональных предпочтений и мотивации учения у старшеклассников школы 38 Заключение 50 Библиографический список 51
Читать дальше
Профессиональная деятельность имеет особое место в жизни человека, и занимает большую часть жизненного пути. Выбор профессиональной деятельности становиться значимым на завершающем этапе школьного обучения. На сегодняшний день имеется множество проблем касательно профессионального самоопределения в юношеском возрасте: недостаточная информированность о мире профессий; отсутствие в школах профориентационных программ, позволяющих понять себя, свои склонности, свои достоинства и недостатки; манипуляция выбора родителями и обществом и т.д., но главной проблемой остаётся вопрос об условиях и факторах, влияющих на успешность этого процесса. Проблема изучения профессионального самоопределения и мотивации учения широко представлена в зарубежной и отечественной психологии, но остаётся недостаточно изученной, на наш взгляд, область влияние регионального фактора и мотивации учения на профессиональное самоопределения старшеклассников.


Чтобы заказать контрольную работу по биологии заполните форму заказа. Укажите все требования и мы приступим к выполнению вашей контрольной работы!


. Актуальность исследования профессионального самоопределения и мотивации учения старшеклассников обусловлена тем, что есть множество вопросов касательно того, каким будет уровень образования и профессиональной подготовки молодого поколения. В связи с жизненной важностью проблема учебно-профессионального выбора и подготовки школьников к осуществлению этого выбора привлекла внимание многих ученых. Психолого-педагогические основы профессионального самоопределения и профориентационной деятельности раскрываются в работах Л.И.Божович, Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, И.С.Кона, Н.С.Пряжникова, Л. М. Митиной, Е.А Климова, В.И. Жуковской. Несмотря на существование многочисленных теоретических и практических разработок в области профессионального самоопределения и профориентации, многими авторами отмечается недостаточная подготовленность выпускников школы к сознательному выбору профессии. Более того, в последнее время наблюдается обострение проблемы профессионального самоопределения (Д. И. Фельдштейн, Н.С.Пряжников, Х. Ремшмидт, Е.А. Климов, И. А Зимняя, М.Р. Гинзбург и др.) Цель исследования: выявить особенности выбора профессии и мотивации школьников при выборе профессии. В качестве объекта исследования выступает профессиональное самоопределение и мотивация учения. Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения и мотивации учения. Задачи: Выявить особенности профессионального самоопределения старшеклассников школы; Выявить особенности мотивации учения старшеклассников школы; Выявить особенность взаимосвязей профессионального самоопределения и мотивации учения у старшеклассников школы. Методы исследования и анализа данных. Для исследования были использованы три методики: 1.Углубленный анализ личности (по Йовайши). Опросник профессиональных предпочтений (типология Дж. Голланда). Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 9-11 классов). Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики, посредством пакета программ SPSS Statistic. Применялись следующие статистические процедуры: T- критерий Стьюдента; Корреляционный анализ К. Пирсона.

Читать дальше
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности профессионального самоопределения и мотивации учения старшеклассников школы. Как уже отмечалось выше основная проблема, которую мы рассматривали, область влияния регионального фактора и мотивации учения на профессиональное самоопределение старшеклассников. Выдвинутые в начале гипотезы были проверены эмпирически. Первая гипотеза частично подтвердилась: старшеклассники сельской школы более склонны к работе на производстве, чем старшеклассники городской школы; вторая и третья гипотезы подтвердились: старшеклассники городской школы имеют более высокий личностный смысл учения, чем старшеклассники сельской школы, а так же существуют особенности взаимосвязей профессионального самоопределения и мотивации учения у старшеклассников школы. Таким образом, можно сказать, что у групп городских и сельских школьников имеются как общие черты в области профессионального самоопределения, так и характерные только одной группе. Различия говорят о том, что региональный фактор влияет на мотивацию учения и профессиональное самоопределение старшеклассников. Практическая значимость исследования состоит в том, что использование данных методик позволяет сделать вывод о влиянии регионального фактора на профессиональное самоопределение и мотивацию учения старшеклассников. Данные нашего исследования могут быть использованы психологами в разработке профориентационных программ и учителями в работе по программе профориентационного самоопределения.   Библиографический список
Читать дальше
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская М., 1991. 2. Акатов Л. И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. [Текст] / Л. И. Акатов - Курск, 2009. 3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев - М., 1976. 4. Безусова И. В. Особенности личности подростка в зависимости от мест проживания [Текст] / И. В. Безусова – ВКР. – Пермь, 2013. 5. Большая советская энциклопедия [Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. 6. Борисова Е. Н., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации [Текст] / Е. Н. Борисова, К. М. Гуревич. – М.: «Альянс», 1999. – 213с. 7. Вахрамеев В.Е. Диагностика и психологические аспекты готовности подростков и старшеклассников к профессиональному самоопределению [Текст] / В.Е. Вахрамеев. – ВКР. – Пермь, 2011. – С.89. 8. Волкова О. А. Основы профессиональной ориентации молодёжи [Текст] / О. А. Волкова; под ред. Т. П. Дурасановой. – Балашов: Издательство «Николаев», 2000. – 66с. 9. Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению [Текст] / Ю.А. Володина// Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С. 80-86 10. Воспитание мотивов учения старшеклассников [Текст] /Под ред. И. В. Кузнецовой. - Челябинск, 1978. 11. Гинзбург М.Р. «Изучение учебной мотивации» (Методика разработана в 1988г., экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.) [Текст] / М.Р. Гинзбург, 1988 12. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2006. 13. Ершова Ю. Е. Профессиональное самоопределение подростков и юношей разной направленности [Текст] // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. №6. С. 72-76 14. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии [Текст]/ В.И. Жуковская Минск: Народная асвета, 1978. –112 с. 15. Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников [Текст] / А. В. Захарова. - М., 1976. 16. Зеер Э.Ф Психология профессий [Текст]/ Э.Ф Зеер Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с. 17. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования [Текст] // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20–26 18. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с. 19. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. [Текст] / Е.А. Климов - М.: 2007. - №2. 20. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. [Текст] / Е. А. Климов; Ростов-на-Дону, 1990 - 450с. 21. Красило Д.А. эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодёжи [Текст] // Психологическая наука и образование. 2003. №2. – С. 89-101 22. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / Платонов К.К. - М., 1981. 23. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. – М., 1964. 24. Лобанова А. В. Особенности личности старшеклассников в зависимости от уровня образования родителей [Текст] / А. В. Лобанова. – ВКР. – Пермь, 2013. 25. Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников [Текст] // Системная психология и социология. 2014. №1(9). С. 79-85 26. Май Т.Н., Попович А. Э. Основы формирования готовности старших школьников к выбору профессии [Текст] // Вестник, Педагогика и психология. 2011. №2. С. 26-32 27. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. [Текст] / А.К. Маркова–– М.: Просвещение, 1983. 28. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. [Текст] / Педагогика, М.– 1983. 29. Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 9-11 классов) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://otlichnayashkola-5.narod.ru/YujevaMotiv.htm 30. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. [Текст] / Л. М. Митина - Академия, 2005 - 370 с. 31. Морозова Н. Н., Пешехонова Е. Г. Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Текст] // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2014. №1. С. 121-126 32. Мотивация учения [Текст] /Под ред. М. В. Матюхиной. - Волгоград, 1976 33. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов . [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 34. Немов Р.С. Психология. Учебник. [Текст] / Р.С. Немов - М., Просвещение: ВЛАДОС, 1995 35. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2 - е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 36. Панченко С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их самоопределения [Текст] // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика», 2006. № 14. – С. 274-278 37. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / Под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 1988. – с. 223. 38. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. [Текст] / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 2006 39. Пряжников Н.С. Престижно-элитарные ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников [Текст] // Журнал практического психолога. 1996. № 4.С. 66-73 40. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. [Текст] / Н.С. Пряжников - М.: 2007 41. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия». 2009 42. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. С. 250-272. 43. Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vsetesti.ru/361/ 44. Трушникова Н. М. Психологическая безопасность образовательной среды городских и сельских школ [Текст] / Н. М. Трушникова. – ВКР. – Пермь, 2015. 45. Углубленный анализ личности (по Йовайши) [Электронный ресурс]. 46. — Режим доступа: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/PROFOTBOR/METOD/UP2/WEBUMK/frame/3_3.htm 47. Фелъдштейн Д.И. Психология взросления [Текст] / Д.И. Фелъдштейн М., 1999. 48. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся [Текст] / Под ред. В.Г. Моньева, С.А. Бешкова, И.И Борисова, М.А. Ефимова. М. изд. НГПИ., 2003. 49. Формирование мотивации учения - книга для учителя [Текст] / Под ред. А.К. Маркова, А.Г. Матис, А.К. Фесова. М. изд. Просвещение., 2001. 50. Ходенко Н. М. Влияние развивающих сред на личное самоопределение старшеклассников [Текст] // Учёные записки. 2013. №2. С. 276-284 51. ХорниК. Собрание сочинений: в 3 томах [Текст] / К. Хорни. - М. : Смысл, 1997 52. Шрейбер Т. В. Роль различных типов образовательных учреждений в формировании индивидуально-психологических особенностей старшеклассников [Текст] // Вестник удмуртского университета. – 2008. – №2. – С. 41- 55
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Формирование ассортимента и оценка функциональных свойств современных телевизоров
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Роль ценных бумаг в современной экономике.
Количество страниц:
20
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
реферат
Коммерческие банки и их операции. Принцип организации и деятельности коммерческих банков в России.
Количество страниц:
10
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image