Введение .....................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы формирования рефлексивных умений у младших школьников ................................................................................................5 1.1 Проблема формирования рефлексивных умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………………………….5 1.2 Виды и этапы рефлексии……………………………………………….....…….8 1.3 Особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников………………………………………………………………..……….10 Глава 2. Методический аспект формирования рефлексивных умений у младших школьников ...............................................................................................................15 2.1 Организация и проведение исследования рефлексивных умений у младших школьников ...............................................................................................................15 2.2 Система методов и приемов формирования рефлексивных умений у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»….17 2.3 Методические рекомендации педагогам по формированию рефлексивных умений у младших школьников .............................................................................21 Заключение ..............................................................................................................25 Список используемой литературы……….………………………………………27 Приложения………………………………………………………………………..29

Формирование рефлексии в младшем школьном возрасте

курсовая работа
Психология
25 страниц
63% уникальность
2023 год
8 просмотров
Волкова С.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение .....................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы формирования рефлексивных умений у младших школьников ................................................................................................5 1.1 Проблема формирования рефлексивных умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………………………….5 1.2 Виды и этапы рефлексии……………………………………………….....…….8 1.3 Особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников………………………………………………………………..……….10 Глава 2. Методический аспект формирования рефлексивных умений у младших школьников ...............................................................................................................15 2.1 Организация и проведение исследования рефлексивных умений у младших школьников ...............................................................................................................15 2.2 Система методов и приемов формирования рефлексивных умений у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»….17 2.3 Методические рекомендации педагогам по формированию рефлексивных умений у младших школьников .............................................................................21 Заключение ..............................................................................................................25 Список используемой литературы……….………………………………………27 Приложения………………………………………………………………………..29
Читать дальше
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время в школьной психологии и педагогике основополагающим является личностно-ориентированный подход к обучению, когда в центре обучения и воспитания стоит ребенок — такой, каким он включается в образовательный процесс. Поэтому тенденции развития современной школы связаны с идеей создания необходимых условий для развития и самореализации ребенка, как части социума. Общество хочет видеть в выпускнике школы личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем, готовую к постоянному самообразованию и смене видов деятельности. А это в свою очередь подразумевает развитие креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Обучение детей рефлексивной деятельности начинается в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НОО) определены приоритетные задачи начальной школы. Это: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; формирование желания и умения учиться; развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Современный личностно-ориентированный подход дает возможность для воспитания рефлексии в процессе обучения. Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.


Дипломная работа по графике на заказ - это лучшее решение, если вы не хотите писать ее самостоятельно.


. Важнейшим условием достижения учащимися начальных классов метапредметных образовательных результатов является освоение ими начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Ведущей тенденцией современного образования является его ориентация на психическое и личностное развитие ребенка. В практику современной школы внедряются педагогические технологии, реализующие идеи личностно-ориентированного обучения. Процесс обучения направлен на формирование у младших школьников умения учиться. Если в учебной деятельности ученик является субъектом этой деятельности, то развитие школьника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований, в том числе и рефлексии. Цель - теоретически обосновать формирование рефлексии в младшем школьном возрасте. Задачи: 1. Рассмотреть теорию вопроса в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности процесса формирования рефлексивных умений у младших школьников. 3. Провести исследование рефлексивных умений младших школьников. 4. Разработать методические рекомендации педагогам по формированию рефлексивных умений у младших школьников. Объект исследования – процесс формирования рефлексивных умений у младших школьников. Предмет исследования – методы и приемы формирования рефлексивных умений у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта, сравнение, обобщение, классификация; практические: эмпирическое исследование рефлексии у младших школьников в процессе обучения. База исследования - МОУ «СОШ № 13» Копейского городского округа. Курсовая работа представлена введением, двумя главами содержания исследовательской работы, заключением, списком использованных источников.

Читать дальше
Анализ результатов исследований проблемы рефлексии в психолого-педагогической литературе, позволяет нам определить под рефлексивными умениями такие умения, которые позволяют обеспечить эффективность и результативность учебной деятельности. Сформированные рефлексивные умения учащихся позволяют им самостоятельно формулировать цели и результаты своей дальнейшей работы, корректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными в учебной деятельности. В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения: адекватно воспринимать себя; ставить цель деятельности; определять результаты деятельности; соотносить результаты с целью деятельности; определять наличие ошибок в собственном поведении; описывать прожитую ситуацию. Цель констатирующего эксперимента - выяснение уровня сформированности рефлексивных умений младших школьников. Обучающимся был предложен тест «Личностная рефлексия младших школьников». Полученные результаты с помощью теста «Личностная рефлексия младших школьников» указывают на то, что в группе младших школьников у большинства детей средний и низкий уровень личностной рефлексии - 43% и 22 %. Таким образом, мы можем констатировать необходимость формирования рефлексии у младших школьников в учебной деятельности. Подбирая и описывая методы и приемы и организации работы по формированию рефлексивных умений на уроках по предмету «Окружающий мир», мы предполагаем, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации.
Читать дальше
1. Айдарова, Л.И. Младший школьник: учеб. пособие [Текст] / Л.И. Айдарова. - М.: Педагогика, 2020. - 399 с. 2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / М.: Просвещение, 2019. – 145 с. 3. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст]. - М.: Просвещение, 2019. - 234 с. 4. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст] / А. Б. Воронцов. – СПб., Эдиториал, 2020 г. – 125 с. 5. Вульфов, Б. 3. Педагогика рефлексии [Текст]/ Б. 3. Вульфов, В. Н. Харькин М.: Просвещение, 2019. – 108с. 6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.3 [Текст]/ Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 2003. – 452 с. 7. Давыдов, В. В. Об основных путях рефлексии младших школьников [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2019. – 687 c. 8. Дыганова, Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема [Текст] /Я.И Дыганова.-М.:Просвещение, 2019.–292 с. 9. Жукова, Н.В. Единство антиципации и рефлексиикак психологический механизм регуляции мышления в контекстном обучении: учеб. пособие [Текст] / Н. В. Жукова – М., 2019. – 25 с. 10. Зак, А.З. Экспериментальное изучение рефлексии младших школьников [Текст] / А.З. Зак // Вопросы психологии. - 2018. - №2. - С. 65 – 66. 11. Захарова, А. В. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности [Текст] / А. В. Захарова, М. Э. Боцманова. – М.: АСТ, 2019. – 162 c. 12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2018. – 128 с. 13. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] /А.В Карпов. - М: Просвещение, 2016. – 268 с. 14. Кутолин, С.А. Психология рефлексивных способностей [Текст] /С.А. Кутолин. - М: Просвещение, 2022. – 233 с. 15. Новикова, М.К. Методы и место проведения рефлексии в начальных классах [Текст]/ М.К. Новикова - М.: Генезис, 2019. — 47с. 16. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] учеб. пособие / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2019. – 187 с. 17. Плигин, А.А. Рефлексия как психологический феномен и проблемы ее развития у школьников [Текст]/ Плигин А.А. // Актуальные проблемы психологического знания. - 2019. - №4. – С. 46 – 49. 18. Семенов, И. Н., Степанов С. Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач [Текст] / И. Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2019. - №1. – С. 7 – 9. 19. Слободчиков, В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте [Текст] / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2018. – 36 с. 20. Стеганцева, Т. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: учеб. пособие [Текст] / Т. А. Стеганцева, И. А. Аликин – Красноярск: РИО КГПУ, 2020. – 92 с. 21. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст] /Г.А Цукерман. - М: Просвещение, 2019. – 156 с. 22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. 23. Эльконин Д.Б. Об одном из путей психологического изучения рефлексии [Текст] / Д.Б. Эльконин // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск: Наука, 2018. – с. 74-77. 24. Верхотурова, Н.И. Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс]/ Н.И. Верхотурова. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-9013.html
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Экономический рост любой ценой? Проблемы неравенства, справедливости и развития в экономике.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Количество страниц:
29
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Организация и осуществление внутрихозяйственного финансового контроля
Количество страниц:
35
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image