ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПРОБЛЕМАТИКА СИМВОЛА И СИМВОЛИЗМА В ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИСКУССТВА 5 1.1. Символ как явление культуры и философского мышления 5 1.2. Метод познания и анализа искусства 11 1.3. Символизм как художественное направление 13 2. СПЕЦИФИКА РУССКОГО СИМВОЛИЗМА 17 2.1. Характерные особенности русского символизма и символов 17 2.2 Анализ картин русских художников-символистов 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

СИМВОЛИЗМ КАК ФОРМА АНАЛИЗА

курсовая работа
Искусство
35 страниц
95% уникальность
2023 год
5 просмотров
Ужегов С.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПРОБЛЕМАТИКА СИМВОЛА И СИМВОЛИЗМА В ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИСКУССТВА 5 1.1. Символ как явление культуры и философского мышления 5 1.2. Метод познания и анализа искусства 11 1.3. Символизм как художественное направление 13 2. СПЕЦИФИКА РУССКОГО СИМВОЛИЗМА 17 2.1. Характерные особенности русского символизма и символов 17 2.2 Анализ картин русских художников-символистов 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Читать дальше
В начале двадцатого века в русской живописи наступает период символизма, главная черта которого заключалась в передачи художественного образа символами, знаками и цветовыми контрастами. Композиция, цвет, линия и форма должны были провоцировать зрителя на собственные глубокие размышления о сущности бытия. Символисты находились в поиске чувственного, глубинного смысла в фантазиях, мечтах и собственном сознании. В философии и теории искусства самой обсуждаемой и дискутируемой темой всегда являлся вопрос о мировоззренческой основе искусства символизма, о сущности этого художественного подхода и природе символа как основного средства выражения смыслов. В текущей курсовой работе актуализируется тема понимания смыслов в искусстве символизма. Актуальность работы заключается в необходимости обоснования тезиса о потребности знания и понимания философии иррационализма, которая выступает основой искусства символизма, для толкования его «скрытых» смыслов, при этом необходимо учитывать специфику художественного метода символизации.


Ищите, где можно заказать курсовую работу ? Work5.


Понимание сущности символа формирует неформальный, но логически выстроенный подход к его изучению в искусстве. Главный вопрос текущего исследования: что же делает образ мысли русских художников-символистов таким отличительным на фоне западноевропейского искусства и чем они вдохновлялись работая над своими произведениями? Необходимо предпринять попытку разобраться в истоках зарождения и значения символизма для русских художников. Целью работы является рассмотрение проблемы символа и символизма в искусстве русских художников-символистов XIX–XX вв. Объектом исследования выступают картины художников-символистов России XIX–XX вв. Предмет исследования – символизм как форма анализа произведений искусства. Для достижения цели необходимо сформулировать и последовательно решить следующие исследовательские задачи: • раскрыть сущность понятия символ; • рассмотреть символизм с точки зрения теории искусства и как философское направление; • собрать и систематизировать специфические особенности русского символизма; • провести анализ картин русских художников-символистов. Методологическую основу исследования составляют труды таких философов как Аристотель, И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Х. Г. Гадамера, которые рассуждали о явлении символа как такового, а также публикации теоретиков русского символизма, например, Андрея Белого, Вячеслава Иванова и других. В практической части исследования был применен метод анализа и индукции при подробном рассмотрении картин художников-символистов. Хронологические рамки исследования ограничены периодом развития символизма в изобразительном искусстве России, приблизительные рамки которого 1886-1910 гг. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава «Проблематика символа и символизма в теории и методологии искусства» описывает и раскрывает понятие символа и разные подходы к его трактовке. Описывается метод, применяемый для анализа произведений искусства, под название иконология. Вторая глава «Специфика русского символизма» описывает характерные особенности и черты художников-символистов в России. Также проводится анализ нескольких известных картин эпохи символизма. В заключении подводятся итоги проведенного исследования и его результатов. Список литературы представляет библиографическое описание цитируемых в работе источников.

Читать дальше
Это направление живописи стало необходимым следствием перехода в новую эпоху, оно явилось наглядным показателем драматического перелома сознания и поиска новых форм выразительности художественного образа русских мастеров. Упадок символизма как единого течения связывали с 1910 годом. Однако все его представители продолжали свою работу, начиная примерно с этого времени их творческие пути начали расходиться. Неоспоримым является влияние, которое символизм оказал на последующие художественные направления и на искусство России в целом. В ходе проведения курсовой работы все задачи были выполнены, а поставленная цель была достигнута. Сквозь призму символизма как одного из доминирующих художественных направлений конца XIX – начала XX века были рассмотрены изменения принципов творческого мышления в искусстве эпохи модерна, проанализировано влияние этого процесса на дальнейшие образные поиски XX – XXI веков. Также были изложены основные принципы символизма как формы философского познания, и как направления в изобразительном искусстве. В работе рассматривается проблема влияния философских и теоретико-художественных идей русского символизма на различные аспекты творчества художников того времени. При выполнении практической части курсовой работы был проведен анализ 9 художественных произведений русских художников-символистов конца XIX – начала XX века, была дана описательная авторская характеристика по каждой картине. На основании результатов, полученных в ходе анализа произведений русского живописного символизма можно сделать вывод о том, что многие эстетические установки были заимствованы от западного искусства, тем не менее символизм в России приобрел национальное своеобразие и смог оформиться в самостоятельное течение. Русскому символизму удалось остаться самобытным и неповторимым явлением. Научная значимость настоящей работы заключается в выявлении новых аспектов в исследовании символизма и символа, а также практическая часть настоящего исследования показывает наглядное применения методов иконологии на примере работ русских символистов. Серебряный век был чрезмерно щедр в своей творческой динамике, поэтому, несмотря на вынужденные паузы в его изучении, к настоящему моменту искусство модерна и символизма получило необычайно широкий исследовательский отклик. Однако документальный и интерпретационный потенциал искусства «русского культурного ренессанса» до сих пор остается неисчерпанным, о чем свидетельствуют постепенно открывающиеся архивные фонды, а также сами произведения художников-символистов, непрерывно обновляющиеся в восприятии зрителя за счет заложенного в них потенциала пробуждать внутреннее творческое соучастие. Важно подчеркнуть, что разнообразие исследовательской методологии рассмотрено обзорно и далеко не исчерпано. Более глубокое изучение предмета исследования и творческий подход к нему могу проложить новые пути в незаконченном изучении символа и символизма.
Читать дальше
1. Золотарева Л. Р. Методы исследования в современном искусствоведении [Электронный ресурс] / Л. Р. Золотарева // Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова. – Казахстан, 2015. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2014/Philosophia/1_169435.doc.htm. (Дата обращения: 06.03.2023). 2. Освальд Шпенглер: душа культуры и ее тайны: [Электронный ресурс] // Моноклер. – Режим доступа: https://monocler.ru/osvald-shpengler-dusha-kultury-i-ee-tajny/. (Дата обращения: 06.03.2023). 3. Academic.ru: Символ [Электронный ресурс]: философская энциклопедия. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1095/%D0%A1%D0%98%D0%9C%D0%92%D0%9E%D0%9B (Дата обращения: 05.03.2023). 4. Абдуллин А. Р. Культура и символ / А. Р. Абдуллин. – Уфа: Гилем, 1999. – 217 с. 5. Бычков В. В. Эстетика: Учебник для вузов / В. В. Бычков. – М.: Академический Проект, 2020. – 452 с. 6. Воскресенская В. В. Символизм в отечественной живописи начала XX века: витальность пластической выразительности / В. В. Восресенская // Художественная культура. – 2022. – №4 (43). – С. 108-139. 7. Давыдова О. С. Символизм в русском изобразительном искусстве эпохи модерна. Аналитический обзор в свете последних исследований / О. С. Давыдова // Философия и культура. – 2021. – №12. – С. 10-24. 8. Золотарева Л. Р. Описание и анализ произведения искусства – эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий / Л. Р. Золотарева // Известия АлтГУ. – 2012. – №2-1. – С. 157-162. 9. Измаилова Л. В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Искусство XX в. Раздел 1. Традиционные искусства» / Л. В. Измаилова, Д. С. Скачков, С. Ю. Смульская. – Минск: БГУКИ, 2020. – 345 с. 10. Кадочникова Ю. М. Особенности развития символизма в искусстве России и европейских стран / Ю. М. Кадочникова // Студенческое сообщество и современная наука: Материалы Всерос. научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2020. – С. 482-487. 11. Кассу Ж. К. Энциклопедия символизма: живопись, графика и скульптура / Ж. К. Кассу. – М.: Республика, 1999. – 430 с. 12. Кузнецова О. Н. Проблема понимания смыслов в искусстве символизма / О. Н. Кузнецова // Вестник ЮУрГУ: Социально-гуманитарные науки. – 2019. – №4. – С. 66-70. 13. Никоненко С. В. Генезис символического анализа / С. В. Никоненко // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. – 2015. – №1. – С. 39-43. 14. Прорешная О. В. Культура как метафизическая система в теории О. Шпенглера // Вестник ВГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – №2. – С. 133-138. 15. Юрьева О. Ю. Русский символизм в произведения К. С. Петрова-Водкина / О. Ю. Юрьева, А. А. Репина // Наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов: Материалы XII Международной научно-практической конференции вузов России, Санкт-Петербург, 20-25 апреля 2020 года. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. – 2020. – С. 450-455.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Понятие уголовного права, его задачи и принципы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Логистический подход к выбору оптимального перевозчика
Количество страниц:
38
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Логистика, управление запасами
курсовая работа
Управление человеческими ресурсами в системе управления организацией
Количество страниц:
31
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image