ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 7 1.1. Понятие произвольного внимания в психологии 7 1.2. Особенности произвольного внимания детей в младшем школьном возрасте 11 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 16 2.1. Игры и упражнения в развитии произвольного внимания у младших школьников на уроках математики 16 2.2. Основные затруднения детей при выполнении игр и упражнений на развитие произвольного внимания на уроках математики 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27 Приложение 29

Игры и упражнения как методические условия развития произвольного внимания у младших школьников на уроках математики в начальной школе

курсовая работа
Психология
30 страниц
87% уникальность
2023 год
8 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 7 1.1. Понятие произвольного внимания в психологии 7 1.2. Особенности произвольного внимания детей в младшем школьном возрасте 11 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 16 2.1. Игры и упражнения в развитии произвольного внимания у младших школьников на уроках математики 16 2.2. Основные затруднения детей при выполнении игр и упражнений на развитие произвольного внимания на уроках математики 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27 Приложение 29
Читать дальше
Актуальность исследования. В современном мире количество детей, нуждающихся в психологической и педагогической поддержке, стремительно растет с каждым годом. Как показывают данные специальной психологии, большинство детей, обучающихся в младшей школе, имеют трудности с усвоением школьной программы. Особенно актуально у младших школьников изучение развития психических процессов, в частности внимания, так как от его развития и организации зависит успех в усвоении и понимании учебного материала. В отечественной и зарубежной психологической литературе уделялось большое значение проблеме развития внимания. Данную проблему описывали Л.С. Выготский, Н.


Курсовая работа по гражданскому праву на заказ поможет вам сэкономить свое время. Доверьте написание курсовой работы Work5!


.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, и др. Изучением особенностей процессов внимания у детей занимались многие советские и зарубежные ученые, а именно: Т.А. Власова, П.Я. Гальперин, В.М. Лубовский, М.С. Певзнер и др. Однако, не смотря на большое количество работ, посвященных данной проблеме, развитие произвольного внимания у младших школьников остается недостаточно изученным. Объект исследования – процесс развития произвольного внимания у младших школьников на уроках математики в начальной школе. Предмет исследования – игры и упражнения как методические условия развития произвольного внимания у младших школьников Цель исследования: изучить развития произвольного внимания и его особенности у младших школьников в процессе выполнения игр и упражнений на уроках математики в начальной школе. Гипотеза исследования: развитие произвольности у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если составлена программа которая содержит в себе комплекс игровых упражнений, включающих развитие произвольного внимания, саморегуляции психофизиологических и эмоциональных состояний, а также предполагающих совместную деятельность и общение со взрослым. Задачи исследования: 1) провести анализ научно-методической литературы, посвященной проблеме развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста; 2) выявить особенности развития произвольного внимания младших школьников; 3) рассмотреть методические условия (особенности игр и упражнений) развития произвольного внимания младших школьников в начальной школе. Практическая значимость: определение приемов углубления изучения текущего математического материала и направлении его на улучшение развития произвольной памяти у младших школьников. Теоретико-методологической основой работы послужили различные источники информации: научная и учебная литература, периодические издания, информационные ресурсы сети Интернет. В том числе научные труды российских и зарубежных ученых, занимающихся исследованием внимания в зависимости от возраста и периода психического развития детей (В. Вундт, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, И.П. Павлов, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, А.А. Ухтомский, М. Фуко, Е.Д. Хомская и др.). Опираясь на исследования Н.Л. Белопольской, Т.А. Власовой, И.В. Дубровиной, 3.М. Дунаевой, Г.И. Жаренковой, Р. Заззо, И.Ю. Кулагиной, В.И. Лубовского, Н.Г. Лутонян, И.Ф. Марковской, Л.И. Переслени, Т.Д. Пускаевой, Т.А. Стрекаловой, М.Н. Фишман, Л.Ф. Чупров, С.Г. Шевченко. В работе использовались теоретические методы исследования: • Анализ • Синтез • Сравнение • Обобщение Эмпирические: • Наблюдение • Анализ продуктов деятельности обучающихся Структура работы представлена ведением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением. Во введении дается краткая характеристика. Современного состояния проблемы обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза. В главе первой «Характеристика произвольного внимания в психологии» в параграфе 1.1 «Понятие произвольного внимания в психологии» Нами были рассмотрены теоретические вопросы связанные с развитием внимания младших школьников. Было установлено, что в отличие от других когнитивных процессов внимание не имеет особого содержания и является не отделимой частью других познавательных процессов. В параграфе 1.2 «Особенности произвольного внимания детей в младшем школьном возрасте» Нами была определена возрастная специфика развития внимания у детей младшего школьного возраста. Во второй главе «Методические условия развития произвольного внимания у младших школьников на уроках математики» в параграфе 2.1 «Игры и упражнения в развитие произвольного внимания у младших школьников на уроках математики» Нами были рассмотрены примеры игр и упражнений, развивающих произвольное внимание у младших школьников и проведена экспериментальная работа по теме исследования. В параграфе 2.2 «Основные затруднения детей при выполнении игр и упражнений на развитие произвольного внимания на уроках математики» Мы говорим про теоретические трудности, с которыми могут столкнуться учителя математики на своих уроках и проблемы, с которыми могут столкнуться дети при выполнении заданий. В заключении приводятся выводы, подтверждающие гипотезу, дается краткое обобщение по исследуемой проблеме. Список литературы включает 15 источников. В приложении содержатся конспекты уроков математики по теме исследования.  

Читать дальше
В курсовой работе были изучены особенности развития произвольного внимания у младших школьников. Был проведен анализ научно-методической литературы про произвольное внимание. Были рассмотрены методические особенности развития произвольного внимания на уроках математики. Материалом для исследования послужила научно-методическая литература отечественных и зарубежных авторов. Исследование проводилось на обучающихся второго класса. На основе проанализированной литературы становиться понятно, что проблема развития произвольного внимания остается актуальной не смотря на большое количество исследований по этой теме. Во время проведения исследования были установлены особенности развития внимания в младшем школьном возрасте. Основной особенность является слабость и малая устойчивость произвольного внимания. У детей в начальной школе не получается на долго сосредотачиваться на какой-либо деятельности особенно если она однообразна, монотонна и не интересна. Возможность волевого правления внимания в этом возрасте весьма ограниченна, что подтверждается даже чисто физиологическими исследованиями. Как показало проведенное исследование если внести в урок математики комплексы игровых упражнений, то включение произвольного внимания будет больше, а материал будет усваивается лучше. А ребенок в большей степени развивает произвольное внимание и начинает проявлять большую заинтересованность в предмете и обучении в общем. Смена деятельности во время урока так же положительно влияет на формирование внимания и усвоения знаний младшими школьниками. В заключение следует отметить, что именно от учителя и его способов проведения урка будет зависеть успешность развития произвольного внимания у ребенка. Успешность представляет собой объективно зафиксированные и субъективно переживаемые учащимся достижения в социально-значимой деятельности (учебе) и их признание со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, других учащихся). Успешность школьника может быть обусловлена многими факторами, в том числе и особенностями развития познавательных процессов, а конкретно развитием произвольного внимания. Во время составления учебных планов обязательно стоит учитывать, особенности развития внимания и составлять урок с их учетом. То есть в уроке для младших школьников должна присутствовать смена деятельности. Так же следует отметить, что уроки математики хорошо подходят для формирования у младших школьников произвольного внимания. Так как имеют четкие правила и ответы, не допускающие нескольких толкований. Что обеспечивает большую сосредоточенность на деятельности во время урока. Изучение произвольной памяти является важной составляющей развития педагогики.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. – М.: Просвещение, 2019. – 80 с. -52с.15 2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Психология как объективная наука / Гальперин П.Я., — М.: Издательство Институт практической психологии, 2019. — С. 415—424. 3. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф. Добрынин // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2015. – С. 518-533. 4. Заззо Р. Соч.: La devenir de l'intelligence, P., 1946; Les jumeaux, le couple et la personne, v. 1—2, P., 1960; врус. пер.– Стадии психического развития ребенка, в сборнике: Развитие ребенка, М.: 2019. –273 с. 5. Кулагина И. Ю, Колюцкий В. Н. Учебник «Психология развития и возрастная психология» 6. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009 7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб.: Питер, 2020. – 580 с. 8. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2011 г. – 336 с. 9. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: Т. 3, кн. 2 [Текст] / И. П. Павлов. – Москва: Наука, 2021. – 841 с. 10. Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции [Текст] / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. – Москва: Международная педагогическая академия, 2014. – 680 с. 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 12. Рибо Т., Психология внимания. – М: Либроком, 2016. – 96 с. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб: «Питер», 2000.– 712 с. 14. Рудницкая В.Н. Юдачева Т.В учебник математики 2 класс 2 часть 15. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 672 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Территория РФ: понятие, состав, правовое закрепление
Количество страниц:
27
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Финансовые вложения: понятие, виды, порядок учета.
Количество страниц:
27
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
курсовая работа
Стилистические функции окказионализмов на примере материалов с сайта издания «Правила жизни»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Стилистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image