ВВЕДЕНИЕ 1 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 4 1.1 Особенности взаимоотношения подростков и взрослых 4 1.2 Феномен самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста 7 1.3 Влияние детско-родительских взаимоотношений на формирование личности подростка 15 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19 2.1 Методы исследования 19 2.2 Организация исследования 21 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 22 3.1 Особенности сформированности образа "Я" в группах подростков с разным уровнем удовлетворенности детско-родительскими отношениями 22 3.2 Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений с образом "Я" в подростковом возрасте 31 ВЫВОДЫ 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44 ПРИЛОЖЕНИЕ А 46 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50 ПРИЛОЖЕНИЕ В 52 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 54 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 56 ПРИЛОЖЕНИЕ Е 57 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 58

Отношения с родителями как условие формирования гармоничного образа "Я" в подростковом возрасте

курсовая работа
Психология
45 страниц
68% уникальность
2023 год
9 просмотров
Давидович Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 1 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 4 1.1 Особенности взаимоотношения подростков и взрослых 4 1.2 Феномен самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста 7 1.3 Влияние детско-родительских взаимоотношений на формирование личности подростка 15 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19 2.1 Методы исследования 19 2.2 Организация исследования 21 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 22 3.1 Особенности сформированности образа "Я" в группах подростков с разным уровнем удовлетворенности детско-родительскими отношениями 22 3.2 Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений с образом "Я" в подростковом возрасте 31 ВЫВОДЫ 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44 ПРИЛОЖЕНИЕ А 46 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50 ПРИЛОЖЕНИЕ В 52 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 54 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 56 ПРИЛОЖЕНИЕ Е 57 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 58
Читать дальше
Актуальность нашего исследования обуславливается тем, что проблема становления самоотношения в подростковом возрасте на сегодняшний день является одной из острейших тем, а учет ее взаимосвязи с особенностями детско-родительских отношений является одним из определяющих факторов, способствующих построению позитивно окрашенного образа "Я" на данном этапе онтогенеза [15]. Именно в подростковом возрасте происходит становление самосознания ребенка, сопровождаемое психосоциальными противоречиями: с одной стороны подросток воспринимает себя индивидуальностью, наделяет себя уникальными чертами и способностями, стремится к группированию, хочет быть «одним из…», боясь быть изгоем, формирует свою систему оценочных суждений относительно себя и других, а с другой, сомневается в себе, при этом демонстрируя дерзкое поведение [5]. Исследованию подросткового возраста посвящено множество работ, например таких авторов как: В.С. Мухина [5], Я.Л. Коломинский [2], Г. И. Репринцева [8] и т.


У наших авторов написание сочинений на заказ в Сургуте занимает минимум времени.


.д. Изучение формирования самоотношения и развития личности возможно с учетом определенных условий жизнедеятельности человека и тех жизненных ситуаций, в которых он участвовал. Поэтому одним из важнейших элементов формирования самоотношения подростков является социальная среда, окружающая личность. К одним из факторов социальной среды можно отнести детско-родительские отношения. В связи с этим актуальность обретает изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и образа "Я" подростков. Теоретико-методологические основы исследования: концепция самоотношения как сложной целостной эмоционально-оценочной системы С.Р. Пантилеева. А так же подходы к пониманию подросткового возраста Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых [16]. Объект исследования: детско-родительские отношения и образ "Я" подростков. Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и образа "Я" подростков. Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи детско-родительских отношений и образа "Я" подростков. Задачи исследования: 1. Изучить научную литературу по проблеме детско-родительскихз отношений в подростковом возрасте и особенностей формирования самоотношения подростков. 2. Выявить особенности сформированности образа "Я" в группах подростков с разным уровнем удовлетворенности детско-родительскими отношениями. 3. Установить особенности взаимосвязи детско-родительских отношений с образом "Я" в подростковом возрасте. Гипотезы исследования: 1. Мы предполагаем, что благоприятный образ "Я" подростков складывается при наличии у них высокого уровня удовлетворенности взаимоотношениями с матерью и отцом. 2. Мы предполагаем, что показатели самоотношения подростков в большей степени взаимосвязаны с особенностями отношений с матерями, нежели с отцами. Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования, как: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Методы психодиагностики: опросник исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС); опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) подростковый вариант; опросник «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской (ДРОП). 3.Методы математической статистики: кластерный анализ, непараметрический анализ U – критерий Манна Уитни и корреляционный анализ Спирмена. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования дополняют и уточняют имеющиеся в литературе данные относительно особенностей самоотношения у подростков и его взаимосвязи с детско-родительскими отношениями. Практическая значимость проведенного нами исследования заключается в том, что полученные результаты могут найти свое применение в работе психолога сферы образования, при проведении психокоррекционных, психопрофилактических и просветительских мероприятий с подростками, при подготовке к проведению тренингов и семинаров, а так же составлению программ эффективной консультативной помощи их родителям. Структура и объем курсовой работы. Основной текст изложен на …. страницах компьютерного текста, иллюстрирован 2 таблицами и 2 рисунками. Состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 18 источников научно-методической литературы.

Читать дальше
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что подростковый возраст – один из самых трудных и в то же время ответственных этапов в жизни человека: именно в этот период в условиях повышенной сложности происходит становление основ личности человека. Центральным новообразованием, формирующимся в подростковом возрасте, оказывается новый уровень самосознания, иное отношение к себе, характерной чертой которого является возникающая у подростка способность познавать себя как личность, как неповторимую индивидуальность. За время проживания ребёнком подросткового возраста отношение к себе претерпевает значительные изменения, оказывающее влияние на все сферы жизнедеятельности подростка. Так же были рассмотрены факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование самоотношения подростков, а именно: поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой. Таким образом, на наш взгляд проблема отношения к себе в подростковом возрасте и его взаимосвязь с детско-родительскими отношениями является актуальной и значимой. Для эмпирической части исследования были подобраны диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания и на изучение полной и дифференцированной картины детско родительских отношений глазами подростков. Далее, после обработки полученных данных были использованы следующие анализы: кластерный анализ, непараметрический анализ U – критерий Манна Уитни и корреляционный анализ Спирмена (методы были выбраны исходя из проверки на нормальность распределения, которая показала, что распределение по выборке не соответствует требованиям нормальности). Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в ходе исследования гипотеза о том, что самоотношение подростков, в большей степени удовлетворенных взаимоотношениями с матерями, характеризуется самоуверенностью, самопринятием и самоценностью. Самоотношению подростков, в меньшей степени удовлетворенных взаимоотношениями с матерями, присущи неуважение к себе, неуверенность в своих возможностях, самообвинение и внутренняя конфликтность – нашла частичное эмпирическое подтверждение. Гипотезы о том, что благоприятный образ "Я" подростков складывается при наличии у них высокого уровня удовлетворенности взаимоотношениями с матерью и отцом подтвердились; показатели самоотношения подростков в большей степени взаимосвязаны с особенностями отношений с матерями, нежели с отцами частично подтвердилась.
Читать дальше
1. Авдеева Н.Н., Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие / А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова. - М., 2019. – 341 с. 2. Коломинский Я.Л., Диагностика и коррекция психологического развития д / под ред. Панько Е.А.. - Минск, 2018. – 321 с. 3. Лисина М.И., Психология самосознания / под ред. Силвестру А.И.. - Кишинев: Штиинце, 2019. – 431 с. 4. Македон Т. А. Психология семьи: проблемы, профессиональные подходы к их решению / Т. А. Македон — Биробиджан: Издв-во ФГБОУ ВПО «ДВГСГА», 2011–146 с. 5. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М., 2019. – 122с. 9 6. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2020. - №3. 7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 2018. – 381 с. 8. Репринцева Г. И. Гармонизация детско-родительских отношений в молодой семье как фактор социального воспитания детей / Г. И. Репринцева — М.: Изд-во Института социальной педагогики, 2018–146 с. 9. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 2019. – 331 с. 10. Смирнова Е.О. Воспитание самооценки и активность у детей. - М., 2019. – 266 с. 11. Сырвачева Л. А. Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников / Л. А. Сырвачева — Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева, 2019–316 с. 12. Фоминова А. Н. Педагогическая психология / А. Н. Фоминова — М.: Наука, 2017–350 с. 13. Джиоева А.Р. Проблема взаимодействия подростков с взрослыми [Электронный ресурс] / З.К. Малиева, А.Г. Бесаева // МНКО. 2021. №4 (89). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vzaimodeystviya-podrostkov-s-vzroslymi (дата обращения: 07.02.2023). 14. Слепцова, С. А. Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми [Электронный ресурс] / С. А. Слепцова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2010. – № 5 (16). – Т. 2. – С. 143-145. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/16/1502/ (дата обращения: 07.02.2023). 15. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС) / Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993 – 32 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/8847633/ (дата обращения: 07.02.2023). вместо ссылки на сайт должен быть источник литературы в котором издана методика. 16. Методика И.М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) / Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/oprosnik-vzaimodejstvie-roditel-rebenok-i-m-markovskaya (дата обращения: 07.02.2023). 17. Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской (ДРОП) Арбатская Е. С. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. – Ангарск – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. – 104 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/9314649/page:6/ (дата обращения: 07.02.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Государство и бюрократия
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image