ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 Глава 1. Поэтика сновидений в художественных текстах 1.1. Литературное сновидение и различные подходы к его изучению ……5 1.2. Виды и функции сновидений в литературных произведениях………...9 1.3. Онейропоэтика и художественная реальность романа………………. 13 Глава 2. Особенности онейросферы в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» 2.1. Система снов в произведении………………………………………...17 2.2. Символическое портретирование Петра в сновидениях персонажей романа…………………………………………………………………. 22 2.3. Петербург как антихристов град в онейрической системе произведения…………………………………………………………. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...30

«Поэтика сновидений в художественной прозе Д.С. Мережковского в контексте одного романа. Роман «Антихрист (Петр и Алексей)»

курсовая работа
Литература
30 страниц
92% уникальность
2021 год
7 просмотров
Воробьева Т.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 Глава 1. Поэтика сновидений в художественных текстах 1.1. Литературное сновидение и различные подходы к его изучению ……5 1.2. Виды и функции сновидений в литературных произведениях………...9 1.3. Онейропоэтика и художественная реальность романа………………. 13 Глава 2. Особенности онейросферы в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» 2.1. Система снов в произведении………………………………………...17 2.2. Символическое портретирование Петра в сновидениях персонажей романа…………………………………………………………………. 22 2.3. Петербург как антихристов град в онейрической системе произведения…………………………………………………………. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...30
Читать дальше
Историософский роман Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей) завершает трилогию произведений «Христос и Антихрист». В этих романах Мережковскому удалось отразить свое особое видение всеобщего исторического процесса и роли России в нем. «Антихрист (Петр и Алексей)» – мистическое произведение, художественный замысел которого автор выражает посредством особой композиции романа. Одной из её особенностей является использование литературного сновидения как способа реализации поставленных автором задач по воплощению идейного посыла в романе. Чрезвычайная значимость сна персонажей для выражения историософских позиций Д.С.


Многих не устраивает цена реферата по литературе на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


Мережковского придает исследованию поэтики сновидения в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» особую актуальность. Объектом исследования курсовой работы является сновидение как композиционно-речевая форма в художественной литературе. Предметом изучения выступает поэтика сна персонажей романа Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)». Цель курсовой работы состоит в освещении своеобразия литературного сновидения в романе Мережковского как средства выражения авторского замысла в произведении. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Описать основные характеристики литературного сновидения на основе различных подходов к его изучению. 2. Осветить виды и функции снов в художественных произведениях. 3. Показать особенности соотношения поэтики сна и художественной реальности. 4. Охарактеризовать систему снов в произведении Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)». 5. Описать символическое портретирование Петра в сновидениях персонажей романа. 6. Осветить образ Петербурга в системе снов произведения. В курсовой работе задействованы следующие методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы по теме, художественный анализ литературного произведения, описательный, биографический, культурно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы. Данная курсовая работа изложена на 30 страницах печатного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников из 19 наименований. Во введении обоснована актуальность исследования, указаны его цели и задачи. В первой главе, состоящей из трех параграфов, освещены различные подходы к изучению литературного сновидения, даны его основные характеристики, описаны виды и функции снов в художественных произведениях, освещена проблема соотношения поэтики сна и художественной реальности. Во второй главе, которая включает три параграфа, охарактеризована система снов в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)», описано символическое портретирование Петра в снах персонажей произведения и освещен образ Петербурга в его онейросфере. В заключении подведены итоги и сделаны выводы по курсовой работе в целом.

Читать дальше
Исследование, проведенное в рамках данной курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы: 1. В современном литературоведении сновидение рассматривается как композиционно-речевая форма, значимая для всей структуры литературного произведения как целого. Основными компонентами структуры литературного сновидения являются границы сна и яви, его содержание и субъективная структура. 2. Основные функции сновидений заключаются в раскрытии внутреннего мира героя и формировании композиционной структуры произведения. Разновидности снов выделяются исследователями в зависимости от выполняемых ими функций, а также степени четкости границ между сном и явью. Нечеткие границы сновидения и реальности часто свидетельствуют о присутствии иррациональных сил в произведении. 3. Историософский роман Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» является мистическим произведением, выражающим размышления автора о судьбе России в контексте не только мирового исторического процесса, но и общего процесса миротворения. 4. Его идеи в произведении реализуются посредством поэтики сновидений, которые видят герои романа. На страницах книги образы Петра I и построенного им Петербурга пронизывают сны персонажей романа в качестве проявлений демонического мира, противопоставленного традиционному миру прежней допетровской России. Царевич Алексей, воплощающий в романе мессианский образ, является главным сновидцем произведения. Его сны и их восприятие героем помогают автору реализовать апокалипсические настроения «конца истории».
Читать дальше
1. Арон Р. Избранное. Введение в философию истории. Пер. с фр. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 543 с. 2. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 1996. – 286 с. 3. Белоусова Е.Г. Проблема индивидуального стиля Д. Мережковского на материале романа «Петр и Алексей» // Вестник Челябинского государственного университета. – 1996. – Т.2. – № 1. – С. 13-16. 4. Билибина И.А. Историческая личность в интерпретации Д.С. Мережковского-художника: автореферат дис. …канд. филол. наук: 10.01.01. – Орловский государственный университет, Орел, 2010. – 21 с. 5. Бреева Т.Н. Жанровая специфика историософского романа в русской литературе XX века // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 2 (20). – С. 138-147. 6. Васильева И.Б. Литературные сновидения с когнитивной точки зрения // Вестник Балтийского Федерального университета им. И. Канта. – 2014. – № 8. – С. 100-106. 7. Дронова Т.И. Историософский дискурс: объем понятия (к вопросу о жанровой специфике историософского романа) // Изв. Саратовского университета. Нов. Серия. Филология. Журналистика. – 2014. – Т. 14. – Вып. 1. – С. 83-88. 8. Дронова Т.И. Принципы художественно-исторического познания Д.С. Мережковского в современном изучении // Изв. Саратовского университета. Нов. Серия. Филология. Журналистика. – 2006. – № 3 (14). – С. 138-142. 9. Кривонос В.Ш. Гоголевский слой в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей) // Изв. Саратовского ун-та. Нов. Серия. Филология. Журналистика. – 2017. – Т. 17. – Вып. 1. – С. 70-74. 10. Михайлова И.М. Принцип двоения в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» // Вестник СПб. университета. – 2007. – Сер. 9. – Вып. 1 (41). – С. 15-18. 11. Русакова О.Ф. Историософия: толкования предмета и типология // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения РАН. – 2002. – № 3. – С. 3-28. 12. Сергеева Н.М. Поэтика сновидений в художественном сознании Д.С. Мережковского // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Филология. – 2008. – № 1. – С. 140-143. 13. Тамарченко Н.Д. Повествование / Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные термины и понятия. – М.: Высшая школа, 1999. – 555 с. 14. Теперик Т.Ф. Поэтика сновидения античного эпоса: основные мотивы // Культура античной эпохи, Средних веков и начала Нового времени. – 2008. – № 3 (46). – С. 105-127. 15. Узбекова Г.Ф. Сон как литературный прием в концепции Р.Г. Назирова // Назировский архив. – 2015. – № 1 (7). – С. 172-179. 16. Федунина О.В. Поэтика сна (русский роман первой трети XX века в контексте традиции): монография / О.В. Федунина. – М.: Intrada, 2013. – 196 с. 17. Федунина О.В. Форма сна и её функции в романном тексте // Новый филологический вестник. – 2011. – № 3 (18). – С. 44-57. 18. Кривонос В.Ш. Петербургские сны в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)»: нарратив и символика [Электронный ресурс]. URL: https://www.narratorium.rggu.ru (Дата обращения: 13.12.2021). 19. Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей) [Электронный ресурс]. URL: https://www.librebook.me (Дата обращения: 13.12.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
«Рецидив преступлений в уголовном праве России: понятие, виды, значение»
Количество страниц:
50
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
№ 22 "Урбанистическая структура региона и управление функциями городов".
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
-
Количество страниц:
50
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image