Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения застенчивости у студентов 6 1.1. Феномен застенчивости в психологии 6 1.2. Психологические особенности проявления застенчивости у студентов 10 1.3. Изучение причин застенчивости и способов ее преодоления 13 Глава 2 Экспериментальная работа по проведению исследования особенностей застенчивости у студентов 24 2.1. Планирования исследования 24 2.2. Интерпретация результатов исследования 36 2.3. Коррекционный тренинг как психолого-педагогическое средство преодоления застенчивости 47 Заключение 53 Приложение 60

Коррекционный тренинг как одно из средств преодоления застенчивости у студентов

дипломная работа
Психология
60 страниц
84% уникальность
2023 год
8 просмотров
Максим, Р.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения застенчивости у студентов 6 1.1. Феномен застенчивости в психологии 6 1.2. Психологические особенности проявления застенчивости у студентов 10 1.3. Изучение причин застенчивости и способов ее преодоления 13 Глава 2 Экспериментальная работа по проведению исследования особенностей застенчивости у студентов 24 2.1. Планирования исследования 24 2.2. Интерпретация результатов исследования 36 2.3. Коррекционный тренинг как психолого-педагогическое средство преодоления застенчивости 47 Заключение 53 Приложение 60
Читать дальше
Актуальность исследования. Для современного состояния российского общества характерно акцентирование внимания на формировании у подрастающего поколения коммуникативных умений, настойчивости, готовности быть конкурентоспособным на рынке труда. В настоящее время трудно найти студента, который никогда не испытывал застенчивости в студенческом возрасте. [12] Молодые студенты находятся между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего «Я», проявлению сильных и ярких сторон своей натуры и болезненного самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неуверенности в себе. От того, насколько гармонично будет сформирован образ «Я» на данном возрастном этапе, зависит дальнейшее успешное профессионально-личностное становление студента. Таким образом, обнаруживается противоречие между требованиями общества к молодым людям: быть мобильными, коммуникативно успешными, социально смелыми, и чрезмерным проявлением застенчивости на старшей ступени обучения.


Нам под силу даже аспирантский реферат в Воронеже . Закажите на Work5.


Возникающее противоречие делает рассмотрение проблемы выявления и преодоления застенчивости студентов для оптимизации их социального взаимодействия особо значимым в теоретическом и практическом планах. В психолого-педагогической литературе широко представлены работы, направленные на изучение природы застенчивости (Л.Н. Ганигузова, Ф. Зимбардо, Д. Каплан, Р. Кеттел, П. Пилконис,), на выявление психологической структуры и детерминант данного феномена (А.Б. Белоусова, Л.В. Краснова, A.B. Тихомиров). Реже встречаются исследования особенностей поведения и общения застенчивых подростков и юношей (E.H. Бойцова, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Н.В. Шингаева), недостаточно внимания уделяется изучению качественного своеобразия уровней застенчивости, остается неразработанным вопрос о методах диагностики и снижения застенчивости у студентов. В этой связи возникает необходимость эмпирически изучить психологическое содержание застенчивости и психолого-педагогические условия ее преодоления у студентов, что и определило тему дипломного исследования: «Коррекционный тренинг как одно из средств преодоления застенчивости у студентов». В качестве психолого-педагогического средства преодоления застенчивости выступает коррекционный тренинг. Объект исследования – феномен застенчивости. Предмет исследования – особенности проявления застенчивости у студентов. Цель исследования – выявить психологические особенности застенчивости у студентов с последующей разработкой коррекционного тренинга. Для достижения поставленной цели нами выдвигается гипотеза, состоящая из следующих предположений: 1. Юноши и девушки в студенческом возрасте имеют низкий уровень застенчивости. 2. Юноши и девушки в студенческом возрасте имеют высокий уровень застенчивости. 3. Девушки более застенчивы, чем юноши. Задачи исследования. 1. изучить степень разработанности проблемы застенчивости студентов в психологической науке; 2. раскрыть сущность застенчивости как психологического явления; 3. выявить психологические особенности проявления застенчивости у студентов; 4. определить причины застенчивости и способы ее преодоления; 5. провести экспериментальную работу по проведению исследования особенностей застенчивости у студентов с последующей интерпретацией результатов; 6. Сформировать коррекционный тренинг как средство преодоления застенчивости. Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлялось на базе четырех высших учебных заведений города Челябинска: Челябинский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Южно-Уральский государственный аграрный университет. Всего в исследовании приняли участие 40 испытуемых. Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовался общий метод научного исследования: анализ научной литературы, методические и электронные средства информации по ключевым вопросам данной работы. Результаты исследования обработаны методом математической статистики. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержащих в себе разделы, заключения, списка используемых источников и приложения. В первой главе раскрыты теоретические аспекты изучения застенчивости у студентов: проанализирован феномен застенчивости в психологии, определены особенности проявления застенчивости у студентов, изучены причины и способы преодоления застенчивости у студентов. Вторая глава посвящена экспериментальной работе по проведению исследования особенностей застенчивости у студентов с последующей интерпретацией результатов и формированием коррекционного тренинга как средства преодоления застенчивости. Заключение включает в себя выводы про проделанной работе.

Читать дальше
Застенчивому человеку часто дают самые положительные характеристики: уравновешенный, скромный, сдержанный, умеющий контролировать свои эмоции. Однако мало кто знает, какие разрушительные процессы происходят внутри такой личности. Всегда опущенные вниз глаза, потерянная улыбка, болезненная бледность и нездоровый румянец на щеках — за этой маской происходит настоящая внутренняя борьба с самим собой. Как верно подметил американский социальный психолог Филип Зимбардо, застенчивость — не просто черта характера, а настоящий «душевный недуг, калечащий психику не меньше, чем самая тяжёлая болезнь тела». [6] Целью дипломной работы было исследование особенностей застенчивости у студентов с последующим формированием коррекционного тренинга по преодолению застенчивости. Подводя итоги отметим, что, застенчивость, как и любая типологическая особенность, имеет свою положительную и отрицательную сторону. Все зависит от уровня выраженности застенчивости. Застенчивость – это Основная масса застенчивых людей имеют средний уровень застенчивости – это способность контактировать с людьми в обычном состоянии. При написании работы в последовательном порядке были выполнены все задачи: 1. раскрыли феномен застенчивости в психологии; 2. рассмотрели психологические особенности проявления застенчивости у студентов; 3. изучили причины застенчивости и способы ее преодоления; 4. провели исследование особенностей застенчивости у студентов; 5. осуществили интерпретацию результатов проведенного исследования; 6. сформировали коррекционный тренинг по преодолению застенчивости. Проведенный в данной работе теоретический и эмпирический анализ особенностей застенчивости у студентов позволяет сделать ряд важных заключений. Застенчивость свойственна каждому человеку. Она проявляется по-разному, и на то имеет свои причины. У студентов застенчивость проявляется чаще, чем у взрослых. Характерными чертами являются: боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе. На основании проведенного данного исследования, можно сделать следующие выводы, наши гипотезы по методике Чечулиной, относительно того, что юноши и девушки имеют высокий уровень застенчивости, а также низкий уровень застенчивости не подтвердились. В заключении мы отметим, что хотя мы и обнаружили по опроснику что девушки и юноши имеют высокий и низкий уровень застенчивости, но мы не смогли подтвердить это по критерию t- Стьюдента. Исходя из диагностических данных, полученных в ходе эмпирического исследования по опроснику Кеттелла, мы можем сделать вывод, о том, что застенчивость больше свойственна девушкам. Они более чувствительны к окружающим и эмоциональны. Гипотеза нашла этому подтверждения. Коррекционный тренинг направлен на преодоление ситуативной и личностной застенчивости у студентов для оптимизации их социального взаимодействия. Структурно данная программа включает в себя 4 блока. Первый блок преследует цель сформировать представления о феномене застенчивости, распознать ситуации, типы людей, механизмы, вызывающие застенчивость. Целью второго блока является проведение работы по снятию нервнопсихического напряжения, мышечных зажимов, обучение навыкам релаксации, аутотренинга и саморегуляции. Следующий блок направлен на снижение уровня тревоги о своем «Я», повышение уверенности в себе, формирование умения эффективно общаться, устранение иррациональных когниций. Целью последнего блока является проявление себя, принятие себя, обучение навыкам самопрезентации, отработка и закрепление навыков, полученных в предыдущих блоках программы. Таким образом цель достигнута, гипотеза получила свое подтверждение –девушки более застенчивы, чем юноши.
Читать дальше
1. Акимова, А. Р. Психология тренинга: исследование субъективных и объективных компонентов эффективности : монография / А. Р. Акимова. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 119 с. 2. Белоусова А.Б. Диагностика застенчивости / Журнал практического психолога / А.Б. Белоусова. – 2007. – № 3(11). 3. Дмитриева Л. Г. Психология диалога и мир человека: сборник научных трудов : сборник научных трудов / под редакцией Л. Г. Дмитриевой,Г. В. Дьяконова. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, [б. г.]. — Том 1 — 2015. — 224 с. 4. Дягтерева И. И. Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков : учебно-методическое пособие / составитель И. И. Дегтярева. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 48 с. 5. Епанчинцева, Г.А. СТУДЕНЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2018. — № 2. — С. 66-69. 6. Зимбардо, Ф. Как побороть застенчивость / Ф. Зимбардо ; переводчик С. Степанов. — 2-е изд. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 308 с. 7. Захарчук, Л.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОСНОВНЫМ СТРЕСС-ФАКТОРАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Л.А. Захарчук // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. — 2013. — № 2. — С. 51-55. 8. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе : учебное пособие / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова, Е. Е. Угринова [и др.] ; под общей редакцией Т. Г. Неретиной. — 6-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 276 с. 9. Казанская К.О. Детская и возрастная психология: конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: А-Приор, 2010. – 160 с. 10. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. С. 96-97. 11. Касаткин, С. Ф. Прощай, заниженная самооценка! : учебное пособие / С. Ф. Касаткин. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022. — 596 с. 12. Краснова Л.В. Психологические особенности застенчивости на этапе ранней юности / канд. психол. наук. / Л.В. Краснова. – 2007. –13 с. 13. Крылова, Н.Н. ЛОГИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ УЧЕТА МЕЖКОМПОНЕНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ЕДИНОМ ПОЛЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ / Н.Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2016. — № 2. — С. 10-15. 14. Кузнецова, Д.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ / Д. А. Кузнецова // Научное мнение. — 2020. — № 3. — С. 54-58. 15. Маленкова, Л. И. Я — человек! (курс «Человековедение»: старшеклассникам о самопознании и самовоспитании) : учебное пособие : [12+] / Л. И. Маленкова ; Центральный Институт непрерывного образования Правления общества «Знание» России. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 515 с. 16. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методическое пособие / Т. Г. Неретина. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 376 с. 17. Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве : сборник научных трудов. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2016. — 414 с. 18. Петьков В. А. Общество: социология, психология, педагогика / гл. ред. В. А. Петьков. – Краснодар : ХОРС, 2016. – № 7. – 72 с. 19. Поварницына Л.А. «Психологический анализ общения»/ Л. А. Поварницына. – М.: Высшая школа, 2007. – 217 с. 20. Психология раннего студенческого возраста : монография / В. Т. Кудрявцев, Е. Л. Бережковская, О. Г. Кравцов, О. П. Меркулова ; под редакцией Е.Л. Бережковской. — Москва : Проспект, 2014. — 192 с. 21. Саченко, Л. А. Психология : учебное пособие / Л. А. Саченко, Л. Н. Шевцова, О. Г. Кашуба. – Минск : РИПО, 2022. – 344 с. 22. Сперанская, Н. Н. Межличностное общение и коммуникации: Модуль 1. Межличностные отношения и коммуникация : учебное пособие / Н. Н. Сперанская. — Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2016. — 112 с. 23. Стоюхина, Н. Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика : учебное пособие / Н. Ю. Стоюхина. — 4-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 182 с. 24. Ступницкий, В. П. Психология : учебник / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. – 3-е изд., стер. – Москва : Дашков и К, 2021. – 518 с. 25. Сухих, С. А. Коммуникативная компетентность личности в общении : учебное пособие / С. А. Сухих. — Москва : Проспект, 2021. — 192 с. 26. Туганбаева Б.Б. Проявления застенчивости у старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Б.Б. Туганбаева, 2018. – 56 с. 27. Фатыхова, Р. М. Социально-психологический (адаптационный) тренинг : учебное пособие / Р. М. Фатыхова, Т. П. Иванченко ; составители Р. М. Фатыхова, Т. П. Иванченко. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2016. — 235 с. 28. Шабаловская, М. В. Практикум по общей психологии : учебно-методическое пособие / М. В. Шабаловская, А. А. Давыдов. — Томск : СибГМУ, 2022. — 175 с. 29. Швацикй А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в условиях современной образовательной среды высшего учебного заведения : монография / составители А. Ю. Швацкий [и др.] ; под общей редакцией А. Ю. Швацкого. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 166 с. 30. Якуничева, О. Н. Психология общения : учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основные тенденции и перспективы развития проектного финансирования в Российской Федерации
Количество страниц:
32
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Финансы организаций сельского хозяйства (АО "фирма Агрокомплекс им. Н.И. Ткачёва")
Количество страниц:
40
Оригинальность:
37%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
курсовая работа
«Продвижение аккаунтов общественного питания в социальных сетях в период кризиса на примере пандемии 2020 года»
Количество страниц:
21
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image