ВВЕДЕНИЕ 3 1 ПЕДАГОГИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9 1.1 ОБЩЕСТВЕННОЕ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ИХ ЗАДАЧИ 9 1.2 РОЛИ В СЕМЬЕ И ИХ ВИДЫ 11 2. СТАТУС ОТЦА В СЕМЬЕ 20 2.1 РОЛЬ ОТЦА В СЕМЬЕ 20 2.2 ВОСПИТАНИЕ СЫНА И ДОЧЕРИ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Роль отца в современной семье

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
72% уникальность
2023 год
6 просмотров
Найданов М.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ПЕДАГОГИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9 1.1 ОБЩЕСТВЕННОЕ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ИХ ЗАДАЧИ 9 1.2 РОЛИ В СЕМЬЕ И ИХ ВИДЫ 11 2. СТАТУС ОТЦА В СЕМЬЕ 20 2.1 РОЛЬ ОТЦА В СЕМЬЕ 20 2.2 ВОСПИТАНИЕ СЫНА И ДОЧЕРИ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Читать дальше
В современном мире понятие семьи у большинства граждан нашей страны чаще ассоциируется именно с матерью, а не с отцом. В наше время, в семье отец часто является источником финансового обеспечения семьи. Поэтому большинство отцов передают свои воспитательные функции и обязанности женам, бабушкам или другим членам семьи.


Требуется заказать курсовую работу по административному праву ? Вы можете обратиться к нам! Если курсовая работа нужна срочно, то мы выполним ее за несколько часов!


Раньше на Руси отец был и кормильцем и защитником, и показателем духовного состояния семьи. В наши дни немало сказано, о том, как важно для ребёнка иметь рядом любящую и заботливую маму. При этом мало кто говорит о роли отца в воспитании ребёнка, о том, как необходимо малышу папино внимание и поддержка. В большинстве современных семей основная функция папы сводится к зарабатыванию денег и обеспечению семьи необходимыми материальными благами. А после тяжёлого рабочего дня мужчине обязательно нужно отдохнуть перед телевизором или компьютером, набраться сил для нового дня. В результате такого подхода воспитание ребёнка отходит на второй план, а порою и вовсе остаётся за бортом. Часто папа воспринимается только как карающая инстанция, к которой в случае проказ или непослушания обращается мама, пугая ребенка «Папой». Как итог у таких семейных взаимоотношений – отсутствие доверия между папой и ребёнком, конфликты, недопонимание, которые могут сохраниться и на всю оставшуюся жизнь. Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей. Так, родительское поведение мужчины является по сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал его отец в семье, на чем мужчина вырос. До недавних пор наиболее распространенной была традиционная модель отцовства, та, в которой отец есть кормилец, власть и высшая дисциплинирующая инстанция, он же пример для подражания и непосредственный наставник в общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности, в частности и в Российских семьях. При этом в последние годы в публицистике и СМИ дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, муссируют мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Чтобы понять особенности нынешних отцов, следует учесть изменения, происходящие с семьей в обществе. Они возникли впервые еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это повлияло на изменение их жизненных стратегий и положение в семье. Раньше женщина социально и экономически зависела от мужа, теперь же во многих семьях за материальное обеспечение семьи отвечают женщины, успешно конкурирующие с мужчинами в профессиональной деятельности и карьере. За счет этого женщины все больше времени проводят вне дома и семьи, как следствие перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций. Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации оказал влияние и на институт отцовства. Уже в 1980-е годы в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному и отличия, прежде всего, заключались, в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, а также умение вступать с ребенком в эмоциональный контакт. Отец и мать в современной Европейской и Американской семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Как правило такие отцы менее суровы, они лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Интересен рассмотреть еще и тот факт, что в современном обществе устоялся стереотип, что мужчина должен быть мужественным и сдержанным. Под давлением таких стереотипов многие мужчины подавляют в себе отцовские чувства, оставляя матери дать ребенку всю необходимую ему заботу и нежность. Но в нашем современном мире, где люди стали чаще обращаться к психологам, и выявились многие детские травмы и паттерны поведения, связанные с наличием или отсутствием а также непосредственным участием в воспитании отцов, и влияние всего этого багажа на настоящую взрослую жизнь, ограничивающие убеждение и собственное поведение взрослых уже людей. В итоге стало ясно, что для того, чтобы ребёнок смог вырасти полноценным членом общества, а также здоровой и гармоничной личностью, ему просто необходимо отцовское воспитание. С первых дней жизни наличие и воспитание отца оказывает на ребенка значительную роль, как-то: 1. Половая идентификация, правильное распределение гендерных ролей: ведь с детства ребёнок видит, как распределяются роли в семье, и усваивает модель семейных взаимоотношений. 2. Чувство уверенности и защищённости: рядом с папой малыш чувствует себя в безопасности. 3. Устойчивая самооценка: любовь и внимание не только мамы, но и отца становятся залогом дальнейшей успешности ребёнка в будущем. 4. Адекватное поведение в обществе, следование социальным нормам и правилам: как правило, отцы более строги к детям, чем мамы, и более последовательны в своих поступках. 5. Поддержание баланса семейных взаимоотношений: ребёнку гораздо легче пережить кризис отделения от мамы, если в семье есть папа, готовый стать проводником малыша во взрослый мир. 6. Полноценное физическое развитие: игры в футбол, хоккей, катание с горки – все это исходит от папы. Как видно, значение папы в жизни малыша сложно переоценить, ведь с любящим и внимательным отцом ребёнку будет гораздо интереснее, легче и расти и развиваться, поэтому данная тема является актуальной. Также на актуальность темы влияет, в том числе тот факт, что в России большое количество неполных семей, где воспитанием занимается только одна мать, много детей растет и воспитывается без отцов. Отцов одиночек по сравнению с матерями-одиночками не так много. В итоге мальчики, растущие без отцов не могут усвоить роль мужчины в семье, на живом примере, и в будущем сами не в полной мере будут заниматься воспитанием своих детей, им придётся постигать навыки отцовства самостоятельно. Исследования роли отца и возможность хоть частично раскрыть мальчикам их роли в будущем, позволит способствовать сохранению института отцовства и возможно его более быстрому развитию. Кроме того, как показывает практика, воспитывать мальчика и девочку необходимо по-разному, что также влияет на актуальность темы роли отца в современной семье. Цель курсовой работы изучить Роль отца в современной семье. Объект исследования процесс воспитания детей, Предмет исследования - Роль отца в воспитании детей семье. Для достижения поставленной цели потребуется изучить литературу по данной теме для объективной оценки роли отца в семье, воспитании детей и решить следующие задачи:  Изучить общественное и семейное воспитание ребенка и их задачи.  Определить понятие роли в семье и виды семейных ролей.  Проанализировать роли отца в современной семье и его влиянии на воспитание ребенка.  Изучить особенности воспитания отцом сына и дочери. В работе использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, классификация, группировка, обобщение. Положения, выносимые на защиту 1. Ребенок получает общественное и семейное воспитание. При этом заменять семейное только общественным не желательно, так как у семейного воспитания есть ряд преимуществ, над общественным. Также не стоит отказываться от общественного воспитания, в пользу лишь семейного. Воспитание по своей сущности, по своим целям и задачам единое целое. Потому нет смысла выделять задачи семейного воспитания и задачи воспитания в принципе. 2. Под ролью понимается такой способ поведения людей зависящий от их позиции в обществе и в системе межличностных отношений. Возникновение ролевой структуры семьи является одной из частей ее становления как психологической, а также социальной общности, выбора и выработки стиля их семейных взаимодействия. Выбор того или иного ролевого шаблона в семье связан с отношением членов семьи к этому шаблону и своей принятой роли в семье. Трансформация ролевых отношений в семье есть следствие изменения структуры семейных отношений. 3. Отец является важнейшей фигурой в жизни ребенка до четырех лет. Выделяют следующие важнейшие роли отца в семье:  Отец как кормилец - исторически сложившаяся роль мужчины.  Отец как защитник - также исторически закрепленная функция мужчины.  Отец как воспитатель - наказывает за проступки и таким образом регулирует поведение, а в дальнейшем и моральные установки человека. В меняющемся мире ожидания от отца о его вкладе в повседневную жизнь детей (вплоть до заботы и ухода, здоровье, безусловной любви и т.п.) сильно возросли, за счет чего изменение роли отца сказывается на воспитании детей. 4. Воспитания девочки и мальчика в семье требует от отца совершенно разных подходов. Для мальчика отец есть пример для подражания, для отца сын- его продолжение. Воспитывать сына нужно прежде всего собственным примером, любовью, порою строгостью, обязательствами и стараниями. Для девочки отец –первый образ мужчины, его идеал, для отца дочь предмет безусловной любви и ему е нужно прятать свою любовь боясь осуждений.. Воспитывать дочь нужно любовью, просто за сам факт ее существования, дать ей уверенности в будущем мире может только отец своей безусловной любовью и поддержкой. Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности применения полученных выводов о роли отца в воспитании ребенка в обучающих курсах и педагогических материалах для родителей. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Ранее в условиях патриархального устройства общества традиционно главенство мужчины в семье подразумевало и безоговорочное подчинение ему жены, детей. Тогда мужчины не могли позволить себе проявлять внимание, заботу и любовь к детям, ведь это воспринималось как мужская. Родительский вклад мужчины в воспитание был значительно меньше чем женский. Отцовское ролевое поведение шло в противовес материнскому. Происходящие в российском обществе существенные перемены коснулись не только различных сфер общественной жизни, но и заметно повлияли как на супружеские, так и на родительские роли. В обществе наблюдается (для определенной массы людей) переход от патриархальных семейных устоев к так называем эгалитарным или партнерским, как следствие выразился в равноправии в семейных отношения. Изменение привычного гендерного устоя привела к сближению мужских и женских ролей их статусных позиций в обществе и в семье. Так, новые типы и модели взаимоотношений друг с другом в отношениях сменяется ориентациями на партнерство. В новых образах роли отцов отмечается присутствие женских или феминных черт. И теперь мужское доминирование и главенство прежде теперь уступает место эгалитарным тенденциям в поведении мужей. А особенно ярко это выражается в части детско-родительских отношений. Современный мужчина становится все более близким к детям, тогда как в традиционной патриархальной модели семьи в отношении детей отец демонстрировал эмоциональную дистанцированность, властность, строгость, а также суровость в оценке их поступков и поведения. Новые стремления проявить заботу, установить доверительные и дружеские отношения, находиться в постоянном контакте с ребенком является яркой тенденцией перехода семьи к эгалитарной модели, в которой проявляется уважение другой личности и отцовское сознание мужчины. В наше время, всё большее число отцов вовлекаются в процесс ведения домашнего хозяйства, опираясь на равенство в распределении семейных обязанностей. Одной из причин данного процесса является частичный, а иногда и полный выход женщины из семьи, большая включенность ее в социально-экономические отношения, а также стремление к самореализации во внешней сфере. Идеалы мужественности и женственности сегодня, как никогда, противоречивы: традиционные черты в них переплетаются с современными, и они гораздо больше допускают многообразие индивидуальных вариаций. В таких условиях социальные роли мужчины и женщины перестают казаться полярными, противоположными и даже взаимоисключающими, а напротив позволяют разнообразие индивидуальных сочетаний, в том числе и в плане родительских функций. [11]. Современной эпохе характерно изменение идеалов полов, затирание границ между женским и мужским. При этом, остаются в силе традиционные патриархальные устои, а именно: мужчина как прежде должен материально обеспечивать семью и выполнять другие ответственные задачи, в тоже время женщина требует от него проявления и ярких феминных качеств, таких как: нежность, заботливость, сострадание, отзывчивость и внимательность. Исследователи в области семьи и брака говорят о нормативном «кризисе развития семьи» и наблюдают положительные изменения в пересмотре и перераспределении ролей и функций родителей. Появляются новые ценности и новые пространства для реализации себя личностью, в частности в рамках выполнения отцовской роли. Полученные в ходе исследования результаты имеют практическую пользу и применение как материал для обучения молодых родителей в паре и в отдельности, планирующих завести ребенка, или же уже являющихся родителями, тому как, что и кто из партнеров за что призван отвечать в воспитании ребенка, и позволит таким образом « не наломать дров» или же «починить» уже ставшие проблемой отношения с детьми. Обучение родителей их семейным и родительским ролям позволит и самим взрослым выработать более удачный подход не только к воспитанию ребенка, но и для межличностных отношений и сохранения «хорошего климата» в семье.
Читать дальше
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — СПб.: Питер, 2011. — 400 с. 2. Андреева Т.В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с. 3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Большая книга общения с ребенком.- Москва : АСТ, печ. 2017. - 492 c. 4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с. 5. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен//Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 187 с. 6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с. 7. Имж А. Воспитание - это не только контроль. Книга о любви детей и родителей. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 239 c. 8. Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. М.: Издательство «Знание», 1990.- 421с. 9. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 232 с. 10. Мэг Микер: Папа и дочь. Секреты воспитания девочек, которые должен знать каждый отец. –М.: Издательство: Эксмо-Пресс, 2012 г. -256с. 11. Максимов А. Как не стать врагом своему ребенку. Книга для детей и родителей, которые хотят быть вместе. –Спб.: Питер, 2019. – 224с. 12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.- 374с. 13. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства – М.: ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с. 14. Спок Б. Ребенок и уход за ним/Бенджамин Спок. – 8-я ред. – М.: Попурри, 2007. – 704 с. 15. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2006. – 768 с. 16. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 512с. 17. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер, 2001. - 656с. 18. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание, 2005.– №7. 19. Борисенко Ю.В. Психология отцовства // Журнал практической психологии, 2007.– №1. 20. Борисенко Ю.В., А.Г. Портнова. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии, 2006.– №3. 21. Зурабов А. Отец и дочь // Дошкольное воспитание, 2006.–№4. 22. Кон И.С. Мужская роль и гендерный порядок // Вестник общественного мнения, 2008. –№ 2 (94). 23. Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности//Наука и образование Зауралья. – Курган, 2005. — №1. 24. Достовалов С.Г., Мальцева Л.В. Отец и сын: атрибутика мужского воспитания [Электронный ресурс] Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0066.shtml 25. Иргит Е.Л. Роль отца в формировании личности детей. [Электронный ресурс] ЖУРНАЛ Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки, 2013. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ottsa-v-formirovanii-lichnosti-detey 26. Латышева Ю.А. Специфика отцовской роли: традиционный и новый взгляд на проблему// [Электронный ресурс] Вестник Костромского государственного университета, 2012. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-ottsovskoy-roli-traditsionnyy-i-novyy-vzglyad-na-problemu 27. Левенских И.А. Ролевые позиции отца в современной семье. // [Электронный ресурс] ЖУРНАЛ Вестник Омского университета, 2012. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-pozitsii-ottsa-v-sovremennoy-semie 28. Хасаншин А.Р. Семейное воспитание. Семейная педагогика. [Электронный ресурс] ЖУРНАЛ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-semeynaya-pedagogika 29. Шарапова Е. А.РОЛЬ ОТЦОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ [Электронный ресурс] ЖУРНАЛ Современные исследования социальных проблем, 2021. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ottsov-v-formirovanii-podrastayuschego-pokoleniya-na-materiale-sovremennoy-detsko-yunosheskoy-prozy 30. Сайт «Где мои дети» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gdemoideti.ru/blog/ru/rol-otca-v-vospitanii-detej
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Миграционная политика государства и национальная безопасность
Количество страниц:
25
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Политология
курсовая работа
Анализ информационно-справочного обслуживание аппарата управления в условиях применения вычислительной техники
Количество страниц:
30
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Документоведение
реферат
Заполнить
Количество страниц:
11
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image