Введение 2 Глава 1 Теоретические основы изучения алгебраического материала в начальном курсе математики как средства формирования абстрактного логического мышления 5 1.1 Понятие абстрактного логического мышления и средства для его формирования 5 1.2 Алгебраический материал в курсе начальной школы 10 1.3 Анализ УМК по математике для начальных классов по изучению алгебраического материала 13 Глава 2 Методические аспекты изучения алгебраического материала в начальном курсе математики как средства формирования абстрактного логического мышления 17 2.1 Дидактические задания по изучению алгебраического материала как средства формирования абстрактного логического мышления 17 2.2 Опытно-экспериментальная работа по теме исследования 21 Заключение 26 Список литературы 28

Изучение алгебраического материала в начальном курсе математики как средства формирования абстрактного логического мышления

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
91% уникальность
2023 год
6 просмотров
Гришина Т.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1 Теоретические основы изучения алгебраического материала в начальном курсе математики как средства формирования абстрактного логического мышления 5 1.1 Понятие абстрактного логического мышления и средства для его формирования 5 1.2 Алгебраический материал в курсе начальной школы 10 1.3 Анализ УМК по математике для начальных классов по изучению алгебраического материала 13 Глава 2 Методические аспекты изучения алгебраического материала в начальном курсе математики как средства формирования абстрактного логического мышления 17 2.1 Дидактические задания по изучению алгебраического материала как средства формирования абстрактного логического мышления 17 2.2 Опытно-экспериментальная работа по теме исследования 21 Заключение 26 Список литературы 28
Читать дальше
Актуальность исследования. Курс математики в начальной школе является интегрированным курсом. В нем сгруппированы арифметиче-ский, алгебраический и геометрический материалы.


Поможем написать диссертацию на заказ в Новосибирске Просто заполните форму на сайте Work5.


К тому же базой начального курса являются представления о натуральном числе и нуле, четыре арифметических действия с целыми неотрицательными числами и важнейшие их свойства, а также основанное на этих представлениях осо-знанное и основательное владение приемами устных и письменных вычис-лений. Одним из средств формирования математических понятий является оперирование отвлеченными объектами, неизвестными числами, обозна-ченными буквами. Хорошей подготовкой к ознакомлению детей в буду-щем с понятиями «переменная» и «функция» является использование бук-вы как символа, обозначающего любое число, из известной детям области чисел. С другой стороны, обучающиеся перед школой имеют наглядно-образный тип мышления, когда задания лучше воспринимаются с помо-щью картинок, схем и моделей. Потому что дети наглядно могут увидеть, посмотреть, потрогать объект размышлений. Абстрактным мышлением де-ти овладевают к 8 – 10 годам. С первого класса обучающимся для лучше-го усвоения материала необходимы навыки логического мышления. Безусловно, математика является предметом, на котором логическое мышление развивается лучше всего. Предметом изучения математики яв-ляются отвлеченные понятия и закономерности, поэтому она способствует развитию мышления. Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между возросшей потребностью педагогической практики в широком применении учителями начальной школы наработанных форм, методов и средств развития логического мышления детей и слабой разра-ботанностью обоснованных педагогических условий изучения алгебраиче-ского материала в курсе математики начальной школы. Поэтому тема формирования абстрактного логического мышления у младшего школьника на уроках математики при изучении алгебраическо-го материала является актуальной. Цель исследования: разработать дидактические задания по изучению алгебраического материала как средства формирования абстрактного ло-гического мышления. Объект исследования: процесс формирования абстрактного логиче-ского мышления у младших школьников на уроках математики. Предмет исследования: приемы и способы формирования абстракт-ного логического мышления при изучении алгебраического материала. Задачи исследования: 1) познакомиться с понятием абстрактного мышления и средствами для его формирования; 2) изучить содержание алгебраического материала в курсе начальной школы; 3) проанализировать УМК по математике для начальных классов по изучению алгебраического материала в начальной школе; 4) разработать дидактические задания по изучению алгебраического материала как средства формирования абстрактного логического мышле-ния; 5) провести опытно-экспериментальную работу по исследованию про-цесса формирования абстрактного логического мышления у младших школьников посредством алгебраического материала. Гипотеза исследования: дидактические задания по изучению алгеб-раического материала на уроках математики в начальных классах могут выступать как средство формирования абстрактного логического мышле-ния Методы исследования: изучение психолого-педагогической и мето-дической литературы по данной проблеме; педагогический эксперимент; качественная и количественная обработка полученных результатов. Методологическая основа исследования:  основные положения о методике изучения алгебраического ма-териала в курсе начальной школы, нашедшие отражение в работах Э.И. Александровой, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А. Г. Асмолова, Л.Г. Петерсона и др.;  труды о развитии логического мышления в младшем школьном возрасте Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистой, В.В. Давыдова, Н.Б. Исто-миной, М. Монтессори, И.Л. Никольской и др. Теоретическая значимость заключается в том, что в работе был обобщен материал отечественных и зарубежных ученых по проблеме ис-следования. Практическая значимость нашей работы заключается в разработке дидактических заданий, направленных на изучение алгебраического мате-риала в курсе начальной школы, а также способствующих процессу фор-мирования абстрактного логического мышления у младших школьников. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохожде-нии практики в школе, а также учителям начальных классов. Этапы исследования: I этап (октябрь 2021 года – август 2022 года) был посвящен изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования; II этап (сентябрь – октябрь 2022 года) предполагал выявление уровня сформированности абстрактно-логического мышления младших школьни-ков; III этап (ноябрь 2022 года – март 2023 года) включал работу по раз-работке дидактических заданий, направленных на изучение алгебраиче-ского материала в курсе начальной школы а также способствующих про-цессу формирования абстрактного логического мышления у младших школьников. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников. 

Читать дальше
В ходе работы над исследованием были получены следующие результаты. Познакомились с понятием абстрактного мышления и средствами для его формирования. Для развития астрактного логического мышления учащихся необходимо систематически использовать развивающие задачи. Выяснили какой алгебраический материал содержится в курсе начальной школы. Введение буквы как символа создает условия для обобщения многих на начальном курсе вопросов арифметической теории, является хорошей подготовкой к ознакомлению детей в дальнейшем с понятиями в переменной функций. Провели анализ УМК по математике «Школа России» на содержание алгебраического материала в начальной школе. В практической части нашего исследования были разработаны дидактические задания по изучению алгебраического материала как средства формирования абстрактного логического мышления; А также проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса формирования абстрактного логического мышления у младших школьников посредством алгебраического материала в 3Б классе МБОУ СОШ 23. С помощью субтеста «Числовые ряды» диагностики интеллектуального развития Л.А. Ясюковой было проведено измерение уровня сформированности абстрактно-логического мышления школьников. По результатам субтеста можно утверждать, что у учащихся преобладает слабый и средний уровни абстрактно-логического мышления. Соответственно с учащимися необходимо проводить работу по развитию абстрактно-логического мышления. Это можно сделать с помощью разработанных нами заданий с алгебраическим содержанием. Таким образом, поставленные нами задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.
Читать дальше
1. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий [Текст]: монография / А.В. Белошистая, В.В. Левитес – Мурманск: МГПУ, 2019 г. – 104 с. 2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Вы-готский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с. 3. Зубкова, Н.М. Формируем универсальные учебные действия на уроках математики. 4 класс [Текст]: пособие для учителя / Н.М. Зубкова. – Москва: Ювента, 2016. – 48 с 4. Иванченко, М.П. Уравнения в начальных классах [Текст]: методиче-ское пособие для учителя / М.П. Иванченко. – Москва: Академия, 2016. – 45 с. 5. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных клас-сах [Текст]: учебное пособие для студентов средних и высших педагогиче-ских учебных заведений / Н.Б. Истомина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2020. – 288 с. 6. Истомина, Н.Б. Формирование умения рассуждать в процессе ре-шения логических задач // Начальная школа. – 2014. – № – C. 87–91. 7. Калошина, А.П. О формировании логических приемов мышления // Советская педагогика. – 2020. – № 4. 8. Комплексный педагогический мониторинг процесса формирования универсальных учебных действий в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / Л.Г. Петерсон [и др.]. – НОУ Институт СДП, 2018. – 144 с. 9. Коростелева, О.А. Методика работы над уравнениями в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. – 2017. – № 2. – С. 36. 10. Лавриненко, Т. А. Как научить детей решать задачи [Текст]: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, - 2020. – 62 с. 11. Липина, И.А. Развитие логического мышления на уроках мате-матики // Начальная школа. – 2003. №8 – С. 37. 12. Любченко, И. И. Логическое мышление как неотъемлемый ас-пект развития ребенка в современном обществе [Текст] / И. И. Любченко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2018. – № 1. – С. 59-62. 13. Лященко, Л.Г. Загадка – средство развития логического мыш-ления // Начальная школа. – 2020. –№ 11. – C. 15 – 18. 14. Моро, М.И. Математика. 1 – 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Текст] / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с. 15. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург: Речь, 1997. – 352 с. 16. Ревина, Е.Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук. Саратов, 2017. 24 с 17. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст]. – М., 2008. – 328 с. 18. Сотникова, О.И. Об изучении алгебраического материала в начальной школе / О.И. Сотникова // Научные тенденции: Педагогика и психология: Сборник научных трудов по материалам XXVI международ-ной научной конференции, Санкт-Петербург, 04 ноября 2019 года. – Санкт-Петербург: Международная Объединенная Академия Наук, 2019. – С. 67 – 70. 19. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 96 с 20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения [Текст] / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2018. 33 с. 21. Хиленко, Т.П. Типовые задачи по формированию универсаль-ных учебных действий. Работа с информацией [Текст]: пособие для учите-ля / Т.П. Хиленко. – Москва: Просвещение, 2017. – 96 с. 22. Царева, С.Е. Методика преподавания математике в начальной школе [Текст]: учебник / С.Е. Царева. – Москва: Академия, 2014 – 496 с. 23. Шведова, Л. Развитие логического мышления и интеллекта [Текст] / Л. Шведова. – М.: Рипол Классик, 2018. – 352 с. 24. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее [Текст] / К.Г. Юнг. – М: Мартис, 2015. – с. 282. 25. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст]: Метод. руководство. – СПб: Иматон, 1999.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Бихевиоральный анализ исторических процессов и явлений
Количество страниц:
9
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
реферат
Процедуры поиска информации для определения альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации
Количество страниц:
10
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image