ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЙ НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психические особенности развития детей дошкольного возраста...8 1.2. Влияние современной информационной среды на психическое здоровье дошкольного возраста...........................................................................20 1.3. Типы негативных эмоциональных состояний и их характеристики у детей дошкольного возраста................................................................................32 1.4. Проявление переживаний негативных эмоциональных состояний (агрессивность, тревожность, фрустрация) у детей дошкольного возраста....36 Выводы по первой главе.......................................................................................48 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Исследование переживаний негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.............................................................................49 2.2. Анализ результатов исследований......................................................60 2.3. Корреляционный анализ переживаний негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста...........................................................67 Выводы по второй главе.......................................................................................77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................78 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...............................................79

Особенности переживания негативных эмоциональных состояний (агрессивность, тревожность, фрустрация) у детей дошкольного возраста»

дипломная работа
Психология
80 страниц
71% уникальность
2023 год
6 просмотров
Кантаева Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЙ НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психические особенности развития детей дошкольного возраста...8 1.2. Влияние современной информационной среды на психическое здоровье дошкольного возраста...........................................................................20 1.3. Типы негативных эмоциональных состояний и их характеристики у детей дошкольного возраста................................................................................32 1.4. Проявление переживаний негативных эмоциональных состояний (агрессивность, тревожность, фрустрация) у детей дошкольного возраста....36 Выводы по первой главе.......................................................................................48 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Исследование переживаний негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.............................................................................49 2.2. Анализ результатов исследований......................................................60 2.3. Корреляционный анализ переживаний негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста...........................................................67 Выводы по второй главе.......................................................................................77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................78 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...............................................79
Читать дальше
Актуальность исследования. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению Л.И. Божович, А.А.


За выполнение курсовых работ на заказ в Казани на нашем сервисе не придётся краснеть.


Бодалёва, В.С. Мухиной, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов. Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. В связи с выше сказанным, к сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, поэтому необходимо предупредить возможность проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Необходимость данного исследования определяется противоречием между: • потребностью современного общества в психическом и психологическом здоровье детей и нарастающими негативными тенденциями, связанными с ростом эмоционального и психического неблагополучия детей, выражающихся в тревожности, страхах; Цель исследования: Причины формирования и следствия детских переживаний негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте. Объект исследования: Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: уровень импульсивности, агрессивности и тревожности детей дошкольного возраста. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: • Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования. • Выявить распространенность страхов у детей дошкольного возраста. • Провести корреляционный анализ переживаний негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: • Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; • Эмпирические: беседа, анкетирование Этапы исследования: I этап – теоретико-аналитический. На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме страхов, его детерминанты и механизмы, определялись исходные позиции исследования, его методология, гипотеза, концептуальный аппарат, логика и организация исследования. II этап– эмпирически. Было проведено констатирующий этап исследование, в ходе которого изучались особенности страхов в старшем дошкольном возрасте. Проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов. Разрабатывались рекомендации для родителей и воспитателей, направленные на устранение страхов у детей старшего дошкольного возраста III этап – обобщающий. На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление ВКР. Теоретическая и практическая значимость исследования: В данном исследовании обобщены и систематизированы разнообразные критерии показателей проявления тревожности у детей, систематизированы факторы, влияющие на возникновение тревожности у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения; проанализированы особенности проявлений тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий; предложена система психодиагностических методик по изучению тревожности. Полученные данные могут быть использованы в практике дошкольного воспитания и обучения. Предлагаемая система психодиагностических методик по изучению детской тревожности, интерпретация их результатов позволяют получить достоверную информацию об уровне тревожности ребенка дошкольного возраста, а также дать оценку его эмоционально-личностному состоянию. Результаты исследований и их обсуждение. В ходе использования вышеназванных методик были получены следующие экспериментальные данные. Распределение испытуемых по уровням тревожности Данные, представленные на рисунке, свидетельствуют о том, что в возрастном диапазоне 4–7 лет распределение испытуемых идет по всем трем уровням тревожности. В возрасте 4–5 лет значительная часть испытуемых обнаруживает высокий уровень тревожности (48,6 %). Детей, имеющих средний уровень тревожности, который рассматривается как проявление качества на уровне нормы, было выявлено 42,8 %. В возрасте 5–6 лет число дошкольников с высоким уровнем тревожности несколько выше (57,1 %), соответственно уменьшается количество детей со средним (38,6 % детей) и низким (4,3 %) уровнями тревожности. В возрастной категории 6–7 лет количество детей с высоким уровнем тревожности (50,0 % детей) сопоставимо с возрастом 4–5 лет, однако отмечается тенденция к возрастанию числа детей с низким уровнем тревожности (10,0 %), что также является отражением неблагоприятного эмоционального состояния. Детей, имеющих наиболее оптимальный средний уровень, выявлено 40,0 %. Методологической основой исследования является: • системный подход, рассматривающий коррекцию как систему, с учетом работы с дошкольным возрастом, выявляющий аспекты коррекции в диадах «детский сад – ребенок», «родители-детский сад», «ребенок-родители». • личностно-деятельностный подход, учитывающий личностные позиции участников (дошкольников, родителей и педагогов), позволяющий обеспечить разнообразия видов, форм, деятельности, что помогает раскрыть личностные качества участников. • сущностный подход, рассматривающий влияние агрессии на формирование личности и поведения у детей дошкольников. • общий подход, позволяющий найти общие связи между участниками исследования (дошкольники, родители, воспитатели) с точки зрения влияния на коррекцию агрессивного поведения у дошкольников. Разработанность. По данной проблеме работали ряд зарубежных и отечественных исследователей. В зарубежной психологии проблема тревожности разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный характер, за исключением работ В.Р.Кисловской (1972); А.М.Прихожан (1977, 2000); Ю.Л.Ханина (1978,1991); И.А.Мусиной (1988); В.М.Астапова (1992). В настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных проблем: школьная тревожность (Е.В.Новикова, Т.А.Нежнова, А.М.Прихожан, 2000), экзаменационная тревожность (В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко, 1989), тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р.Кисловская, 1972; А.М.Прихожан, 2000). Сравнительно большее количество исследований в отечественной психологии посвящено изучению тревожности у подростков и взрослых людей, исследований тревожности и возможностей ее коррекции у дошкольников практически нет. Этот факт определяет отсутствие своевременной помощи тревожным дошкольникам, что ведет к возникновению целого ряда психологических трудностей детства: тревожность является предвестником неврозов (К.Ногпеу, 1937; А.И.Захаров, 1988; А.С.Спиваковская, 1988; Б.Д.Карвасарский, 1990; A.Freud, 1993); способствует нарушениям поведения, дезорганизации интеллектуальной и продуктивной деятельности (Н.В.Имедадзе, 1971; Ч.Спилбергер, 1983; Л.Н.Собчик, 1985; Х.Хекхаузен, 1986; В.С.Ротенберг, 1989; И.А.Мусина, 1993). Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве внешнего ее источника уверенно могут быть рассмотрены лишь детско-родительские и внутрисемейные отношения, нарушение которых приводит к постоянным микротравмам детей (А.И.Захаров, 1988; А.М.Прихожан, 2000). Вместе с тем, в литературе практически отсутствуют данные об особенностях таких отношений, а также о влиянии личностных качеств родителей на появление тревожности у дошкольников. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования системы методик диагностики для изучения проблемы распространенности страхов у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: МКОУ «Мулымская СОШ», Детский сад «Ромашка» Кондинского района, п. Мулымья, группа детей старшего дошкольного возраста. Структура работы отражает логику, содержание исследовательского поиска и полученные результаты. Работа состоит из введения, двух глав, поглавных выводов, заключения, списка литературы.

Читать дальше
На основе прочитанной литературы по данной теме, можно сделать заключение, что изучение эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является важным аспектом в изучении психического развития ребенка. Ведь эмоциональное состояние является одной важнейших составляющих в развитии дошкольника. Эмоции играют важнейшую роль в жизни ребенка, так как положительные эмоции влияют на более успешное овладение жизненным опытом, а негативные эмоциональные состояния могут затормозить развитие. Представляется целесообразным дальнейшая разработка этой проблемы. Возможно изучение влияния дошкольных страхов на развитие личности ребенка, например, невротизацию. Возможно также изучение природы возникновения страхов в дошкольном возрасте, их места в общей иерархии страхов личности дошкольника. В работе мы выявили сущность понятия «тревожность», его отличие от понятий «тревога» и «страх». В результате анализа литературы мы обнаружили, что личностная тревожность является одним из проявлений эмоционального неблагополучия ребенка, причины ее возникновения - пренатальные и натальные факторы, недостатки семейного воспитания, ошибки педагогического воздействия, также выяснили, что речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками, это является причиной возникновения тревожности. Для современной психологии актуальным является вопрос о взаимосвязи эмоций и речи в онтогенетическом развитии, в частности, проблема возникновения тревожности у детей с речевой патологией. У тревожных детей наблюдаются черты застенчивости, робости, внушаемости или, наоборот, агрессивность и другие негативные проявления.
Читать дальше
1. Белинская, А.И. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / А.И. Белинская. – СПб.: Речь, 2006. – 125с. 2. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 123 с. 3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. – Смысл, 1990. – 226 с. 4. Балакирев, В.П. Отрицательное переживания у детей / В.П. Балакирев // Журнал практического психолога. – 1996. - № 1. – С . 10 – 15. 5. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 278 с. 6. Вард, И. Фобия / И. Вард. – М.: Проспект, 2002. – 78 с. 7. Вологодина, Н.Г. Детские страхи и днем и ночью / Н.Г. Вологодина. – М.: Феникс, 2006. – 106 с. 8. Вилюнас, В. Психология эмоций / Вилюнас Витис. – СПб.: Питер, 2004. – 197 с. 9. Гаспарова, Е.А. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е.А. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10. – С. 61 – 64. 10. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 1997. – 268 с. 11. Дружинина, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.– 96 с. 12. Ермолаева, М.В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста / М.В. Ермолаева, Л.Г. Меланович. – М.: Просвещение, 1996. – 249 с. 13. Жигарькова, О.С. Время тревожных детей / О.С. Жигарькова // Психологическая газета. – 2001. - № 11. – С.10 – 15. 14. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Проспект, 1999. – 308 с. 15. Захаров, А.И. Неврозы у детей. – СПб.: Питер, 1996. – 486 с. 16. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1993. – 287с. 17. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2005. – 320 с. 18. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986. – 146 с. 19. Изард, К. Психология эмоции / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 118 с. 20. Келлер, Х. Загадка страха / Хенниг, Келлер. – М.: Академия. 2003. – 201с. 21. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А.Д. Кошелева. – М.: Педагогика, 1985. – 111 с. 22. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. – 2000. – № 2. – С.3 – 5.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Развитие эстрадного танца на современной сцене
Количество страниц:
85
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Искусство
курсовая работа
Организация международных перевозок
Количество страниц:
35
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логистика, управление запасами
дипломная работа
Сравнение ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе при различных системах налогообложения  
Количество страниц:
60
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image