Введение..................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания педагогов..........6 1.1. Синдром эмоционального выгорания: понятие, характеристика...............6 1.2. Эмоциональное выгорание педагогов.......................................................10 1.3.Проявление синдрома эмоционального выгорания педагогов в инклюзивной практике........................................................................................15 Глава 2. Экспериментальное изучение и профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в инклюзивной практике.....................20 2.1. Организация и методы исследования и база практики.............................20 2.2. Анализ результатов исследования...............................................................22 2.2. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в инклюзивной практике.........................................................................................30 Заключение...........................................................................................................37 Список литературы...............................................................................................39

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в инклюзивной практике»

дипломная работа
Психология
40 страниц
82% уникальность
2022 год
7 просмотров
Александрова А.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение..................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания педагогов..........6 1.1. Синдром эмоционального выгорания: понятие, характеристика...............6 1.2. Эмоциональное выгорание педагогов.......................................................10 1.3.Проявление синдрома эмоционального выгорания педагогов в инклюзивной практике........................................................................................15 Глава 2. Экспериментальное изучение и профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в инклюзивной практике.....................20 2.1. Организация и методы исследования и база практики.............................20 2.2. Анализ результатов исследования...............................................................22 2.2. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в инклюзивной практике.........................................................................................30 Заключение...........................................................................................................37 Список литературы...............................................................................................39
Читать дальше
время написано много работ об эмоциональном выгорании различных специалистов, в том числе педагогов. Все большее значение приобретает проблема профилактики эмоционального выгорания педагогов. В результате смены образовательной модели от социоориентированной на личностно-ориентированную, личность учащегося признана главной ценностью и, как следствие, произошло повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. Увеличивает нагрузку на работу педагога необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, применять в своей работе новые технологии, большое количество контактов с людьми за день, высокий уровень ответственности, большая эмоциональная и физическая нагрузка. На обычную перегрузку может наложиться дополнительный стресс, связанный с проблемами в общении с коллегами, родителями учеников, кризисы в семейной жизни, индивидуальные особенности личности. В результате, когда ты должен, но у тебя уже нет сил, педагог испытывает перенапряжение, срывается от накопившегося стресса, появляется хроническая усталость, он не может проявлять эмпатию к детям - возникает синдром эмоционального выгорания.


Стоимость курсовой работы считается на сайте.


Эмоциональное выгорание одного педагога, сказывается негативно на деятельности всего коллектива. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, сталкиваются с трудностями в своей работе, связанными с необходимостью успешного включения такого ребенка в работу класса, создание атмосферы толерантности, уважения, взаимопомощи в классе, создание психологически безопасной и комфортной среды. Это требует от педагога высокого уровня профессионализма и больших затрат внутренних ресурсов. И если педагог не обладает достаточными навыками саморегуляции, самопомощи и самовосстановления, то накопившееся напряжение и стресс может привести к развитию эмоционального выгорания. Актуальность исследования эмоционального выгорания у педагогов, 6 работающих в детьми с ОВЗ, в том, что проблема эмоционального выгорания педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии и дальнейшее изучение условий возникновения эмоционального выгорания в условиях инклюзивного образования представляет огромное значение, поскольку это позволит определить границы этого явления, а также выработать подходы и методики его преодоления. В связи с этим проблемой исследования является необходимость знания симптомов эмоционального выгорания у педагогов, работающих в детьми с ОВЗ, а также профилактика данного синдрома. В связи с актуальностью проблемы цель нашей выпускной квалификационной работы – изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и его профилактики. Объект: синдром эмоционального выгорания как психологический феномен. Предмет: профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что синдром эмоционального выгорания будет более выражен у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, чем у педагогов, не работающих с детьми с ОВЗ. Цель – изучить профилактику эмоционального выгорания педагогов в инклюзивной практике. Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи: 1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. 2. Охарактеризовать проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. 3. Провести экспериментальное исследование проявлений эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. 4. Разработать и описать систему профилактики эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ», отмечены особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Разработанная и описанная система профилактики эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, может быть использована педагогами-психологами для организации профилактики синдрома эмоционального выгорания. Полученные в ходе исследования данные можно использовать социальным педагогам, психологам, учителям для предупреждения у себя эмоционального выгорания. Методы исследования – сравнение и анализ. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы отмечаем, что синдром эмоционального выгорания – это динамический процесс, который развивается во времени и характеризуется нарастанием его проявлений, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов и ведущий к истощению личностных ресурсов человека. Проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения чувства удовлетворения от выполненной работы. Эмоциональное выгорание, с точки зрения В.В. Бойко, включает в себя три фазы: напряжение, резистенцию и истощение. В современных условиях, деятельность педагога, работающего с детьми с ОВЗ, наполнена факторами, вызывающими эмоциональное выгорание, хроническими стрессами, эмоциональной истощенностью, высоким уровнем требований к его компетенциям в условиях инклюзивного образования. Со временем происходит нарастание тревожных переживаний, накопление усталости, снижение настроения, поведенческие срывы и вегетососудистые расстройства, приводящие к развитию эмоционального выгорания. С целью изучения уровня эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска. Выборка исследования представлена педагогами школы в количестве 10 человек. В качестве диагностического инструментария мы использовали методику «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) и опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Водопьяновой). Обобщая результаты исследования, мы можем констатировать, что в группе педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, эмоциональное выгорание выражено больше, чем в группе педагогов, не работающих с детьми с ОВЗ. Это позволяет сделать вывод о том, что в условиях инклюзивного образования педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, необходима поддержка и помощь в преодолении и профилактике эмоционального выгорания. Описывая систему профилактики эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, мы рассмотрели ключевые направления профилактической программы: информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания, обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний и релаксации, обучение самоанализу источников негативных переживаний, нивелирование проявлений адаптивно-разрушающих деформаций, выявление личностных ресурсов, раскрытие творческого потенциала, повышение уровня самоактуализации и саморазвития личности, создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической профессии. Предлагаемая нами система занятий профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, является эффективной и может использоваться педагогами-психологами в образовательных учреждениях для уменьшения риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Абрамова А.М. Особенности эмоционального выгорания педагогов, работающих в инклюзивных классах // Парадоксы образования XXI ВЕКА: гуманизация - цифровизация, индивидуализация - индивидуализм? – Липецк, 2021. С. 200-204. 2. Андреева Л.И. Особенности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Воронеж, 2018. URL: https://infourok.ru/osobennostiemocionalnogo-vigoraniya-pedagogov-rabotayuschih-s-detmi-s-ovz-3278189.html 3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. СПб.: Питер, 2009. 329 с. 4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: СПб ГУ, 2000. С.443-463 5. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебник / Т.В. Габай. - М.: Academia, 2019. - 672 c. 6. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы//Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 2020. – с.443-463. 7. Догадкина Е.А. Профилактика эмоционального выгорания педагогов в условиях общеобразовательной организации // Ступени роста – 2019: тезисы 71-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. Кострома: Костромской гос. университет, 2019. С. 314-315. 8. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Academia, 2018. - 256 c. 9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности//Психологический журнал. 2017.-т.5.-;4.- С.43-47. 10. Иванова В.П., Перфилова Е.Ф. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности 58 педагога // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. Чебоксары: Чувашский гос. университет им. И.Н. Ульянова, 2017. C. 264-269. 11. Кадышева Т.А. Методическая разработка. Профилактика эмоционального выгорания https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/05/29/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov 12. Ковальчук А.А. Рекомендации педагогам: профилактика эмоционального выгорания https://infourok.ru/rekomendacii-pedagogam-profilaktika-emocionalnogo-vigoraniya-3126145.html 13. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореф. … канд. пед. наук. Омск, 2015. 30 с. 14. Ларионова М.А. Профилактика эмоционального выгорания педагога средствами театральной педагогики // Личность профессионала: развитие, образование, здоровье. Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2016. С. 295-298. 15. Левина Л.М. Профилактика эмоционального выгорания педагогов: Методическое пособие. Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2017. 49 с. 16. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2019. – 308 с. 17. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. https://moluch.ru/archive/92/20454/ 18. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования и перспективы//Психологический журнал, 2021. – т.22. - №1.- с.90-101. 19. Хотенов В.С. Профилактика эмоционального выгорания http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7015/2/07Hotenov.pdf 20. Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании//Психологическая наука и образование. -2021. №1.-с.89-100.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
СОСТОЯНИЕ СЕМАНТИКИ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Количество страниц:
67
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логопедия
курсовая работа
Актуальный ассортимент, приготовление и способы реализации стейков из мяса и рыбы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Технология приготовления пищи
курсовая работа
Порядок передачи управления МКД при смене управляющей организации.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Жилищное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image