ВВЕДЕНИЕ 3 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИНГВИСТИКИ КАК НАУКИ 5 1.1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 5 1.2. Ф.ДЕ СОССЮР КАК ОСНОВАТЕЛЬ СТРУКТУРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ 12 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЕВСКОЙ ШКОЛЫ 17 2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНЕВСКОЙ ШКОЛЫ. «КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ» ШАРЛЯ БАЛЛИ 17 2.2. РАБОТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ А. СЕШЕ 21 2.3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ С.О. КАРЦЕВСКОГО 24 3. ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА 28 3.1. ШКОЛА А. МЕЙЕ 28 3.2. Ж. ВАНДРИЕС КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Женевская и Парижская лингвистическая школы (А.Сеше, Ш.Балли, А.Мейе)

курсовая работа
Языкознание
40 страниц
74% уникальность
2022 год
7 просмотров
Максименко Е.
Эксперт по предмету «Языкознание»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИНГВИСТИКИ КАК НАУКИ 5 1.1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 5 1.2. Ф.ДЕ СОССЮР КАК ОСНОВАТЕЛЬ СТРУКТУРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ 12 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЕВСКОЙ ШКОЛЫ 17 2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНЕВСКОЙ ШКОЛЫ. «КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ» ШАРЛЯ БАЛЛИ 17 2.2. РАБОТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ А. СЕШЕ 21 2.3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ С.О. КАРЦЕВСКОГО 24 3. ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА 28 3.1. ШКОЛА А. МЕЙЕ 28 3.2. Ж. ВАНДРИЕС КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Читать дальше
Известно, что взгляды ученых, в том числе и лингвистов, формируются на основе их предшественников, которыми могут быть как учителя, так и целые школы и даже направления. Поэтому при изучении языкознания необходимо установить генезис взглядов и идей ученых, логику развития их мировоззрения. Тема данной исследовательской работы посвящена изучению основных идей Женевской и Парижской лингвистических школ, оказавшим значительное влияние на развитие науки о языке и не утратившим свою значимость и по сегодняшний день. Задача истории науки состоит в том, чтобы восстановить и сохранить преемственность научных идей и положений, воздать должное предшественникам, установить научные приоритеты и, главное, обосновать с позиций современной науки актуальность и перспективность выдвигавшихся идей и положений. Исторический подход к научному знанию свидетельствует о непрерывности его развития: каждое данное состояние в развитии научных знаний представляет собой фазу поступательного движения. Нельзя не согласиться с основоположником методологии исследований истории науки В.И. Вернадским в том, что «Каждое поколение научных исследователей ищет и находит в истории отражение научных теорий своего времени. Двигаясь вперед, наука не только создает новое, но неизбежно переоценивает старое, пережитое»[30].


Всё время занимает подготовка магистерской диссертации в Кемерово ? Work5 поможет освободить время.


. Обращение к истории науки свидетельствует о ее зрелости, усложнении решаемых ею задач, требующих систематизации и осмысления накопленных знаний, закономерностей их получения, чем и объясняется актуальность данной темы исследования. Цель исследования – рассмотреть деятельность представителей Женевской и Парижской социологических школ в лингвистике. Задачи исследования: 1. Изучить вопрос становления лингвистики как науки. 2. Изучить теоретические взгляды представителей Женевской и Парижской лингвистических школ. Объект исследования – Женевская и Парижская лингвистические школы. Предмет исследования – новаторские идеи представителей Женевской и Парижской школ. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Алпатов В.М., Кондрашов Н.А., Кузнецов В.Г. и других. Основной метод работы: изучение и анализ литературы в рамках темы исследования. Научная новизна исследования: в данной работе уточнено понятие лингвистики как науки, а также проанализированы идеи теоретиков-основателей социальной лингвистики: Ш. Балли, А. Сеше, A. Meйe. Теоретическая и методологическая значимость исследования определяется степенью применимости основных положений для использования в работе педагогов по дисциплине «Языкознание», «История науки» и др. Практическая ценность работы усматривается в возможности использования ее результатов в работе педагогов вузов. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цели, задачи, определяется новизна, практическая значимость работы. В первой главе исследования рассматривается теоретический аспект становления лингвистики как науки. Во второй главе раскрываются основные идеи представителей Женевской лингвистической школы. В третьей главе обосновывается социологический подход Парижской школы к изучению языка.

Читать дальше
Таким образом, современная когнитивно-дискурсивная парадигма была подготовлена функционализмом, основателем которого наряду с Пражской является Женевская школа и Парижская школы. Функционализм этой школы можно определить в широком смысле как изучение механизма использования языка – семиотической системы – в практике человеческого общения. Особенность функционализма Женевской школы, отличающая ее от других направлений - присутствие человеческого фактора. Функционализм Женевской школы можно назвать «коммуникативным». Язык изучается с точки зрения его роли в коммуникации, общении между людьми, рассматривается как система такой коммуникации, а не как структурное описание функций языковых единиц. Лингвистические функции в Женевской школе соотносятся с интеллектуальным и аффективным факторами, соответствующими выделяемым в большинстве классификаций двум основным функциям языка - коммуникативной и экспрессивно-прагматической. Функционализм Женевской школы близок французской функциональной лингвистике, теоретические принципы которой были заложены в работах А. Мейе и Ж.Вандриеса. Язык рассматривается не только изнутри, но и извне с точки зрения его связи с жизнью общества, культурой, тесной связи лингвистических исследований с языковой практикой и преподаванием языков. В то же время функционализм Женевской школы выгодно отличается от французского функционализма, ограничивающего изучение языка одной функцией - коммуникативной. Женевскую школу роднит с французской функциональной лингвистикой связь лингвистических исследований с языковой практикой и с преподаванием языков. Наряду с функционализмом существует целый инвариант идей, объединяющих начал, общих черт и положений, позволяющих сохранить за Женевской школой закрепившееся в истории языкознания название школы. Женевских лингвистов объединяет стремление развить основные положения учения Соссюра, результатом которого стало формирование лингвистической концепции, включающее динамический подход к статическому состоянию языка, социальный характер речи, мотивированность знака в речи, распространение принципа линейности на обе стороны знака, асимметрия формы и содержания, общность взглядов на проблематику внешней лингвистики. Женевская школа положила начало целому ряду направлений исследований в лингвистике XX и XXI вв.: стилистике, лингвопрагматике, коммуникативному и функциональному синтаксису, транспозиции, теории дискурса, этнолингвистике и лингвокультурологии, сопоставительно-типологическим исследованиям, теории и практике идеографии, функциональной семантике и фразеологии. Впервые были сформулированы научные понятия фонемы, мо-немы, актуализации, транспозиции, функционального стиля. В нашей стране получила развитие такая проблематика, восходящая к Женевской школе, как функциональная стилистика, номинативный аспект высказывания, актуальное членение, синтагматика, транспозиция, фразеология. Научное наследие Женевской школы сохраняет свою актуальность для современной лингвистики. В трудах ее представителей можно обнаружить немало плодотворных высказываний и идей, которые могут послужить отправной точкой для формулирования новой проблематики и новых подходов к решению актуальных задач науки о языке.
Читать дальше
1. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс: Учеб.пособие для студ.филол.спец.высш.учеб.заведений. – М.: Академия, 2004. – 368 с. 2. Алпатов В.М. История лингвистических учений: Учеб.пособие. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 368 с. 3. Барышников П.Н. Становление лингвистики как самостоятельной науки // Вестник РУДН, 2009, № 3. – С. 50-55. 4. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. — 416 с. 5. Бектяскина А.В. Начальный этап развития языкознания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/nachalnyi-etap-razvitiia-iazykoznaniia.html (дата обращения 12.12.2022). 6. Ельмслев Л. Понятие управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/460743/page:7/ (дата обращения 12.12.2022). 7. Золотухин Д.С. К проблеме изучения теоретического наследия Фердинанда де Соссюра в современной отечественной и зарубежной лингвистике // Вестник МГОУ, 2018, № 2. – С. 37-45. 8. Золотухин Д.С. Терминологическая триада «languelangage-parole» Фердинанда де Соссюра в работах разной степени аутентичности [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/Alex/Downloads/terminologicheskaya-triada-langue-langage-parole-ferdinanda-de-sossyura-v-rabotah-raznoy-stepeni-autentichnosti.pdf (дата обращения 12.12.2022). 9. Калачева Е.А. К вопросу о лингвистической концепции Ф. Де Соссюра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2022/article/2018028954 (дата обращения 12.12.2022). 10. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М.: Либроком, 2009. — с. 135. 11. Кузнецов В.Г. Научное наследие Женевской лингвистической школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lit.wikireading.ru/49420 (дата обращения 14.12.2022). 12. Кузнецов В.Г. Исследование дискурса в Женевской лингвистической школе // Вопросы когнитивной лингвистики, 2010, № 1. – С. 30-36. 13. Кузнецов В.Г. Парижская и Женевская ветви учеников и последователей Ф.Де Соссюра [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/parizhskaya-i-zhenevskaya-vetvi-uchenikov-i-posledovateley-f-de-sossyura.pdf (дата обращения 14.12.2022). 14. Кутырева А.И. Французская социологическая школа, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://megalektsii.ru/s39627t6.html(дата обращения 14.12.2022). 15. Луаиби Ф.Р. Лингвистика как наука о языке // «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», 2015, № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/lingvistika-kak-nauka-o-yazyke.pdf (дата обращения 10.12.2022). 16. Лукин О.В. История языкознания с VI в. до н. э. до середины XX в.: учебное пособие.– Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. – 80 с. 17. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков / А. Мейе; Пер.Д. Кудрявского и доп. по седьмому фр. изд. А. Сухотиным под ред. и с примеч. Р. Шор ; Вступ. ст. М. Сергиевского. - М. : УРСС, 2002. - 509 с. 18. Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания. Путеводитель по лингвистике. – М.: Флинта, Наука, 2008. – с. 108. 19. Опарина Е.О. Шарль Балли [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/sharl-balli.pdf (дата обращения 13.12.2022). 20. Слюсарева Н.А. Теория Ф.де Соссюра в свете современной лингвистики. – М.: Наука, 1975. – 113 с. 21. Уфимцева Н.В. Идеи Ф.Де Соссюра в психолингвистическом прочтении, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/idei-f-de-sossyura-v-psiholingvisticheskom-prochtenii.pdf (дата обращения 13.12.2022). 22. Ш. Балли Общая лингвистика и вопросы французского языка, 1955. – 412 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/sharl/text.pdf (дата обращения 13.12.2022). 23. Шрамко С. Нация и язык [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proza.ru/2016/04/23/539 (дата обращения 11.12.2022). 24. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v44732/?cc=1&page=18 (дата обращения 18.12.2022). 25. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/bse (дата обращения 16.12.2022). 26. Диахроническая лингвистика, или эволюция языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lektsii.org/10-79913.html (дата обращения 16.12.2022). 27. Женевская школа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/188305/literatura/zhenevskaya_shkola (дата обращения 15.12.2022). 28. История семиотики как науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/2146251/literatura/istoriya_semiotiki_nauki (дата обращения 15.12.2022). 29. Критика «курса общей лингвистики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sci.house/osnovyi-yazyikoznaniya-scibook/kritika-kursa-obschey-106462.html (дата обращения 13.12.2022). 30. Лингвистическая деятельность Женевской социологической школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_35/163.htm (дата обращения 13.12.2022). 31. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/14005/.pdf (дата обращения 15.12.2022). 32. Общая теория высказывания Ш. Балли [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ozlib.com/1034406/literatura/obschaya_teoriya_vyskazyvaniya_balli (дата обращения 18.12.2022). 33. Синхрония и диахрония, статика и динамика в языке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/languages/00682929_0.html (дата обращения 10.12.2022). 34. Соссюр Ф.де. Курс общей лингвистики/Редакция Ш. Балли и А. Сеше; Пер. с франц. А. Сухотина. Де Мауро Т. Биографические и критические заметки о Ф. де Соссюре; Примечания / Пер. с франц. С. В. Чистяковой. Под общ. рея. М. Э. Рут.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.— 432 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/9068662/ (дата обращения 18.12.2022). 35. Становление и развитие сравнительно-исторического языкознания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infopedia.su/19x63c4.html (дата обращения 15.12.2022). 36. Становление языкознания как науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/2098923/literatura/stanovlenie_yazykoznaniya_nauki (дата обращения 17.12.2022). 37. Структурализм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.filosofio.ru/postklassicheskaya-zapadnaya-filosofiya/strukturalizm.html (дата обращения 17.12.2022). 38. Сущность лингвистической концепции Ф. Де Соссюра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/languages/00669404_0.html (дата обращения 17.12.2022). 39. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LINGVISTIKA_YAZIKOZNANIE_YAZIKOVEDENIE.html (дата обращения 17.12.2022). 40. Язык как система систем [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/123011/literatura/yazyk_sistema_sistem (дата обращения 19.12.2022). 41. Bally Ch. Stylistique et linguistique generale // Archiv fur das Studium der neueren Sprachen. 1912. - CXXVIII. - P.87-126. 42. HielmslevLangueclparole —CFS, 1942, v 2 (цит по kh H Л Звегинцев История языкознания XIX и XX веков в очерка\ и извлечениях, 1965, стр 111).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Внешние и внутренние факторы социального развития персонала
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Интеллектуальные права
Количество страниц:
10
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
Совершенствование технологии выполнения инженерно-геодезических работ на месторождениях углеводородного сырья
Количество страниц:
80
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Геодезия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image