Введение 3 Глава 1. Теоретические основы работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 6 1.1 Сущность понятия «одаренность» 6 1.2 Психологические основы детской одаренности 11 1.3 Формы и методы работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 16 Выводы по первой главе 23 Глава 2. Эмпирическое исследование работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 24 2.1.Организация, методы и результаты исследования 24 2.2. Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 32 Выводы во второй главе 37 Заключение 38 Список литературы 40

Работа с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
75% уникальность
2022 год
5 просмотров
Смирнова М.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 6 1.1 Сущность понятия «одаренность» 6 1.2 Психологические основы детской одаренности 11 1.3 Формы и методы работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 16 Выводы по первой главе 23 Глава 2. Эмпирическое исследование работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 24 2.1.Организация, методы и результаты исследования 24 2.2. Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 32 Выводы во второй главе 37 Заключение 38 Список литературы 40
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Выявление одаренных детей – очень важная проблема. Во–первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются непонятыми, и нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Во–вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно–психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и.т.п. Несвоевременная медико–психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В–третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.


Теперь заказать написание диссертации в спб просто, вместе с Work5.


В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной», и их творческие возможности со временем снижаются. Поэтому для института образования чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей. Одаренные дети – это будущее России, престиж на мировой арене. Одаренный ребенок выделяется своими яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Но есть и общие черты, присущие одаренному ребенку, вне зависимости от вида деятельности, в котором проявляются его выдающиеся способности. В частности, одаренные дети обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Однако далеко не каждый может распознать и развивать свои способности самостоятельно. Для этого требуется поддержка и понимание ребенка со стороны семьи, распознание, развитие способностей со стороны педагогов. Уроки русского языка и литературы – уроки развития творческого воображения, логического и ассоциативного мышления, эстетического вкуса, речевой и коммуникативной компетенции, культурный рост личности. Учитель, работая с одаренными детьми, должен проводить нестандартные уроки, организовывать познавательную деятельность, которая способствует развитию неординарного мышления, самостоятельности, креативности, рефлексии, инициативы. Нестандартные уроки – это эффективная форма обучения, исключающая формализм усвоения знаний. Краткий обзор литературы и эмпирических исследований. Наибольший вклад в развитие теории и практики работы с одаренными детьми внесли такие ученые, как И.С. Лейтес, В.Д. Шадриков, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Т.О. Гордеева. Если рассматривать педагогическую поддержку, то необходимо опираться на концепции О.С. Газмана. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности – это результат тесного взаимодействия наследственности. Степень теоретической разработанности проблемы и анализ существующих противоречий в рамках исследования. Разобраться в особенностях детской одаренности возможно при условии использования тех знаний, которые были накоплены исследователями за долгое время. Платон, Ф. Гальтон, Дж. Локк, К.А. Гельвеций, явились первыми основателями теории одаренности, Дж. Рензулли, Б. М. Теплов, С.Л. Рубенштейн работали над вопросом одаренности, разрабатывая методологические и теоретические основы данного феномена. Обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения. Младший школьный возраст – это важный период становления способностей и самой личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Объем интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Поступательность этого процесса, его прогресс или регресс устанавливают динамику развития одаренности. Объект исследования: работа с одаренными детьми. Предмет исследования: работа с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе Цель исследования: изучить работу с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе Задачи исследования: – раскрыть сущность понятия «одаренность»; – рассмотреть психологические основы детской одаренности; – обосновать формы и методы работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе; – провести эмпирическое исследование работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе. Теоретико–методологические основы исследования: идеи целостного подхода к изучению и развитию одаренности, отраженного в рабочей концепции одаренности Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, М.А Холодной, В.Д. Шадрикова, Н.Б. Шумаковой, В.С. Юркевич и др. Методы исследования: – теоретические: анализ психолого–педагогической, методической литературы по проблеме исследования; – эмпирические: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ данных. Эмпирическая база и контингент исследования. База исследования: средняя общеобразовательная школа № 41, в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 15 человек, в возрасте 7–8 лет. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы

Читать дальше
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Таким образом, одаренность – это качественная совокупность способностей человека, которая обеспечивает успех в той деятельность, где есть этот дар; общие способности или отдельные качества, которые обуславливают уровень, широту и своеобразие деятельности ребенка; умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Группа одаренных детей неоднородна по личностным особенностям, влияющим на их личностное и профессиональное самоопределение. Наряду с личностными особенностями, характерными для многих одаренных детей, можно выделить и индивидуальные личностные особенности, обусловленные спецификой социальной ситуации развития одаренного ребенка. Знание данных особенностей позволит педагогам определить направления психолого–педагогической коррекции личностного развития одаренных детей, разработать адресные программы личностного развития одаренных детей и предупредить возникновение у них трудностей в профессиональном развитии и личной жизни. По итогам изучения различных методов работы с одаренными детьми мы можем сделать следующие выводы: во–первых, вариативность и разноплановость воспитательной работы дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и учитывает различные виды одаренности; во–вторых, выбор тех или иных методов и форм работы должен быть основан на результатах предварительной диагностики; в–третьих, все виды работы по воспитанию одаренных детей среднего подросткового возраста должны быть взаимосвязаны и системны. Экспериментальная работа включала два этапа: констатирующий и формирующий, который включал разработку проекта для педагогов. Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали невысокий уровень развития одарённости, было выявлено лишь 5 обучающихся с признаками одарённости из 15 продиагностированных. Было выявлено, что обучающиеся слабо проявляют любознательность, испытывают затруднения в прогнозировании результатов деятельности. В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
Читать дальше
1. Абатурова, В.В. Одаренному учащемуся – одаренный педагог / В.В. Абатурова // Администратор образования. – 2018. – №11. – С. 8 – 81. 2. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с 3. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков [и др.]. – 2–е изд. – М.: ИЧП Магистр, 2018. – 90 с. 4. Баранова, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с. 5. Булаховский, Л. А. Курс русского литературного языка / Л. А. Булаховский. Киев, 2009. – 407 с. 6. Высоцкий, Л.А. Личностно-ориентированные технологии в условиях проектирования инновационной модели профессионального обучения / Л.А. Высоцкий // Человек и образование. – 2019. –№ 1. С.9 – 72. 7. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды. / В.В. Виноградов. М.: Наука, 2017. – 310 с. 8. Виноградов, В.В. Русский язык / В.В. Виноградов – М.: Высшая школа, 2012. –113 с. 9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2018. – 150 с. 10. Дьячкова, М. А. Психолого–педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях: учебное пособие. – Екатеринбург: Издательско–полиграфическое предприятие «Макс–Инфо», 2015. – 178 с. 11. Диброва, Е. И. Современный русский язык / Е. И. Диброва – 2017. – 165 с. 12. Комаров, Р.В. Введение в психологию одаренности: учеб. пособие / Р.В. Комаров. – М.: Издатель Мархотин П. Ю., 2015. – 116 с. 13. Краевский, В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов исследователей / В.В. Краевский. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. – 244 с. 14. Кулемзина, А.В. Учителю об одаренных детях (глазами психолога консультанта) / А.В. Кулемзина // Народное образование. – 2019. – №2. – С. 2–46. 15. Лейтес, Н. С. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / Н.С. Лейтес. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 416 с. 16. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. М. Педагогика, 2011. – 215 c. 17. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии: избранные труды / А.Ф. Лазурский. – М.: Наука. 2017. – 446 с. 18. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2016. – 590 с. 19. Львов, М.Р. Словарь–справочник по методике русского языка: учебное пособие для студентов пед.институтов / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2018. – 240 с. 20. Матюшкина, А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. / А.А.Матюшкина, А.М. Матюшкин ‒ М.: ЧеРо, издательство «Омега–Л», МПСИ, 2018. – 368с. 21. Насакова, Б. Ж. Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми / Б. Ж. Насакова // Народное образование. Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 1 – 41. 22. Николева, Е.И. Одаренный ребенок и школа / Е.И. Николаева // Народное образование. – 2018. – №2. – С. 7 – 80. 23. Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования / В.И. Панов – Самара, 2017. – 160 с. 24. Пазухина, С.В. Диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности / С.В. Пазухина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2021. – №3 (7). – С. 8–53. 25. Попова, Л.В. Одаренные девочки и мальчики / Л.В. Попова // Начальная школа: «плюс – минус». – 2019. – №3. – С. 5–65. 26. Петровский, А.В. Общая психология. Издательство: Просвещение. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин–тов / Под ред. А.В. Петровского. 2–е изд., доп. и перераб. М., 2016. – 150 с. 27. Петухова, Г.В. Методические рекомендации по работе с детьми с высокой учебной мотивацией и одаренностью / Г.В. Петухова, С.Ю. Петухов // Журнал руководителя управления образованием. – 2015. – №6. – С. 7 – 77. 28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 2012. – 720 с. 29. Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 440 с. 30. Теплов, Б. М. Избранные труды / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 2015. – 159 с. 31. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя / А.В. Хуторской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 320 с. 32. Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К.А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 2017. – 264 с. 33. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков – М. Аспект Пресс. – 2010. – 284 с. 34. Шумаков, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумаков– М. МПСИ; НПО «МОДЭК». – 2011. – 336 с. 35. Шанский, Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык / Н. М.Шанский, А. Н. Тихонов М.: Просвещение, 2018. – 270 с. 36. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов – М: Просвещение, 2016. – 630 с. 37. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. / Е.И. Щебланова – М. МПСИ; НПО «МОДЭК». – 2016. – 338 с. 38. Юркевич, В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич – М.: Просвещение, 2016. – 150 с. 39. Яковина, А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными/ А.В. Яковина // Одаренный ребенок. – 2021. – № 4. С. 2 – 68. 40. Яковлева, Г.В. Современные подходы в работе со слушателями системы повышения квалификации / Г.В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теорет. журнал. – Челябинск, 2019. – 1 – С. 8 – 78.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Защита деловой репутации юридических лиц
Количество страниц:
35
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
реферат
Феномен преступности в современном гражданском обществе
Количество страниц:
15
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Уголовная ответственность за создание, использование, распространение вредоносных компьютерных программ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image