Оглавление Введение………………………………………………………………………….….2 Кампания по ликвидации безграмотности среди взрослых в 1920-1930-х гг……………………………………………………………………..4 Раннесоветский опыт использования радио в качестве средства массового просвещения и пропаганды………………………………………….…7 Заключение…………………………………………………………………………10 Список источников…………………………………………………………...........11

-

реферат
Философия
10 страниц
80% уникальность
2022 год
6 просмотров
Гончаров В.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение………………………………………………………………………….….2 Кампания по ликвидации безграмотности среди взрослых в 1920-1930-х гг……………………………………………………………………..4 Раннесоветский опыт использования радио в качестве средства массового просвещения и пропаганды………………………………………….…7 Заключение…………………………………………………………………………10 Список источников…………………………………………………………...........11
Читать дальше
Говоря о культурной политике в ранний советский период, следует отметить, что сразу после событий 1917-го года одним из главных условий строительства социализма была названа борьба с безграмотностью. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В официальных текстах и публицистических работах 1920-х гг. преодоление безграмотности в массовом масштабе рассматривалось как важнейшая часть культурной революции. В частности, в работах Н.К.


Если вы хотите заказать написание реферата по уголовному праву, переходите по ссылке, заполняйте форму заявки и мы сделаем самый лучший реферат!


Крупской, А.В. Луначаркого, А.С. Бубнова и других советских лидеров (возглавлявших, в том числе, Наркомпрос РСФСР) содержались результаты анализа состояния грамотности в стране и указывались конкретные направления работы по ликвидации безграмотности. Причем, в качестве главной цели такой работы называлось экономическое развитие страны, ее скорейшая модернизация и индустриализация. Что касается политических целей, можно отметить следующее: для скорейшего утверждения советской власти стране нужен был новый человек, который осознает путь социалистических изменений, поддерживает их и способен их транслировать. То есть, важно было не просто научить человека читать, но сделать так, чтобы человек мог понимать и разделять прочитанное. Также, практически во всех отраслях социалистического строительства в 1920-1930-е гг. ощущалась значительная нехватка квалифицированных кадров. В советской историографии неоднократно отмечалось, что В.И. Ленин и Н.Н. Крупская серьезно изучали проблему ликвидации безграмотности, считая ее важной целью культурной революции и строительства социализма. Писали на эту тему и другие авторы; кроме того, в указанный период была заложена правовая основа борьбы с неграмотностью и были приняты основные документы, регулирующие государственную деятельность в этом поле . [2]. Как известно, одной из первых практических задач было введение обязательного всеобщего образования: такое требование было вызвано вопиющим уровнем неграмотности среди населения, в особенности сельского. Более чем две трети населения страны не умели ни читать, ни писать. И первым документом, принятым в целях ликвидации безграмотности, стал Декрет Совета Народных Комиссаров от 26.12.1919 № 592 «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В нём говорилось, что целью ликвидации безграмотности является создание условий для сознательного участия всех граждан РСФСР в политической жизни страны и что всё население страны от восьми до пятидесяти лет подлежало обязательному обучению грамоте. Далее, как пишет Я.И. Петрова, в 1920-м году был создан единый внешкольный отдел по введению всеобщей грамотности среди взрослых, объединивший отдел по введению всеобщей грамотности во главе с Л.Р. Менжинской и отдел Внешкольного образования в ведомстве Комиссии по народному образованию во главе с Н.К. Крупской. Это событие породило одно из главных уникальных явлений советской культурной политики 1920-1930-х гг., а именно кампанию по ликвидации безграмотности среди взрослых. Другим важным феноменом, отличающим образовательную политику раннего СССР от опыта других стран, выступает использование новых – на тот момент – средств массовой информации, а именно радио, в целях массового обучения и просвещения. Таким образом, именно эти две образовательно-просветительские кампании выступают объектом настоящего исследования. [1]. Предметом исследования являются взаимовлияние и взаимосвязь конкретных стратегий образовательно-просветительских кампаний со специфическим социально-политическим и культурным контекстом раннесоветской эпохи. Актуальность исследования определена, с одной стороны, недостаточной изученностью раннесоветских образовательных практик с точки зрения применяемых в них способов и форм коммуникации, а также с точки зрения истории педагогических и творческих идей, а с другой стороны – ценностью опыта работы с массовой аудиторией (и её отдельными сегментами), опыта, анализ которого может во многом пролить свет на характер массовых процессов в эпоху современных медиа. Цель работы состоит в анализе и сопоставлении основных компонентов двух вышеуказанных кампаний по преодолению безграмотности, определяющих специфику культурной политики раннего СССР в области образования. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику инициативам по ликвидации безграмотности в ранний советский период; кратко охарактеризовать их результаты; выявить специфику кампании по преодолению безграмотности среди взрослых; охарактеризовать опыт раннесоветского использования радио в целях массового просвещения и пропаганды; сопоставить кампанию по преодолению безграмотности среди взрослых и опыт массового радиовещания, нацеленного на просвещение, обучение и политическое воспитание широких масс.

Читать дальше
Говоря о двух проанализированных выше примерах образовательных проектов раннего СССР, следует отметить их общие специфические черты: вовлечение в процесс обучения широких масс населения, причем не только в качестве учеников, но и в качестве организаторов обучения – учителей, культпросветработников, авторов букварей и учебных пособий, многочисленных добровольцев, организующих образовательный процесс на местах и вовлекающих в него широкий круг учреждений, начиная с избы-читальни, библиотеки и сельского клуба. [9]. Во-вторых, оба проекта, были, говоря современным языком, выраженно мультимедийными. В первом случае, говоря о кампании по обучению чтению и письму взрослого населения, нужно отметить широкий диапазон средств, вовлеченных в этот процесс: это многочисленные устные способы обучения, нацеленные на коллективность получаемого опыта, это изобразительные средства, различные авторские наглядные пособия, изобразительно-вербальные печатные средства, в которых буква соседствовала с картинкой, агитационные плакаты, примитивными средствами призывающие к чтению книг и овладению письмом. Многообразием авторских подходов в образовании особенно отличались 1920-е годы. Целью было не просто научить читать и писать, а, по сути, научить «новому» языку, непривычному и не характерному для традиционной сельскохозяйственной культуры, языку бюрократии, политическим речевым клише, языку государственного аппарата. [12]. Ту же задачу, с опорой на аудиовосприятие, решало раннесоветское радиовещание. С одной стороны, радио погружало малограмотное население в привычную среду, в которой коммуникация выстраивалась вокруг восприятия на слух. С другой же стороны, привычный канал коммуникации нес с собой новые слова, выражения, новые знания и информацию. По существую, радио так же, как и комплексная кампания по обучению грамотности взрослого населения на местах, учило, прежде всего, новому языку и, тем самым, - новому стилю мышления. Кроме того, радио буквально замещало печатную прессу в неблагоприятных для ее производства материально-технических условиях и приобщало к «чтению» через акустическое восприятие. Как пишет А.А. Шерель, именно тогда главный редактор «Рабочей радиогазеты» заявил, что радиогазета – это гибрид обычной газеты и эстрады [8]. То есть, в СССР довольно быстро был найден «рецепт» успешного коллективного восприятия на слух: наряду с серьезными политическими и экономическими новостями, вместе с агитационными выступлениями стали появляться частушки, стихи, концертные номера, фельетон. По сути, именно на примере радио можно увидеть двойственность советской культурной политике в области массового просвещения: с одной стороны, нужно было ликвидировать безграмотность таким образом, чтобы население одновременно усвоило язык новой политической и социальной реальности, уверенно заговорило на этом языке. А с другой стороны, образы той самой новой реальности нужно было преподнести через уже знакомый опыт, опираясь на имеющийся у неграмотного населения опыт чувственного восприятия. Эта же двойственность прослеживается и в многочисленных, многообразных практиках обучения грамоте взрослого населения страны, организованных в СССР в 1920-е – 1930-е годы во всех без исключения регионах. Тем самым, опыт ликвидации безграмотности в раннем СССР представляет собой феномен, подлежащий изучению не только с точки зрения политической истории и истории экономики, но также и педагогики, и истории идей. [10].
Читать дальше
1. Асанов, А. Двенадцать лет борьбы на фронте национально-культурного строительства: [Крымская АССР] / А. Асанов; Обл.: А. Варфоломеев. – Симферополь: Крымгосиздат, 1933 (типолит. "Крымполиграфтреста"). – 53 с. 2. Гапонова Л.В. Социологический феномен культурной революции в СССР: (история вопроса) / Гапонова Л. В. – изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 372 с. 3. Глущенко И. В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920-1930-е годы // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 246-282. 4. Гуревич П.С. Роль радиовещания в культурной революции в СССР (1917-1941 гг.): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Фак. журналистики. Кафедра радиовещания и телевидения. – Москва: [б. и.], 1965. – 19 с. 5. Варфоломеева М.В. Роль массовых библиотек в культурной революции в СССР. (1928-1941 гг.) / АН СССР. Б-ка АН СССР. – Москва: Наука, 1974. – 230 с. 6. Гершман А. В борьбе за сплошную грамотность. Л.: ОГИЗ «Молодая гвардия», 1931. – 172 с. 7. Кагарлицкий Б.Ю. Советская культурная политика и традиция просвещения / Б. Ю. 8. Кагарлицкий // Время, вперед! Культурная политика в СССР / ред. В.А. Куренной. – Москва: Изд. дом ВШЭ, 2013. – 272 с. С. 50-63. 9. Крупская Н.К. Ликвидация неграмотности. Сборник статей, докладов и разных материалов за 1920-1936 гг. М., 1938. – 97 с. 10. Ленин В.И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения (дополнение к вопросу о народном просвещении) // ПСС. Т. 23. М., 1973. – С. 125-135. 11. Ленин В. И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов //Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1970. Т. 44. С. 174 12. Петрова Я.И. Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920-1930-е годы / Самар. гос. ун-т. – Самара: Самарский ун-т, 2011. – 177 с. 13. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Очерки / Москва: Прогресс-Традиция, 2004. – 574 с., ил. 14. Элькина Д.Ю. На культурном фронте. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 141 с., ил.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Эмпирические методы исследования
Количество страниц:
10
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Кредитная история
Количество страниц:
8
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
курсовая работа
-
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Криминалистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image