Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития у младших школьников навыка смыслового чтения при работе над художественным произведением 5
1.1. Лингвистические особенности обучения младших школьников навыка смыслового чтения 5
1.2. Методы развитие у младших школьников навыка смыслового чтения при работе над художественным произведением 10
Глава 2. Эмпирическое исследование развития у младших школьников навыка смыслового чтения при работе над художественным произведением 17
2.1. Организация, методы и результаты исследования 17
2.2. Методические рекомендации развития у младших школьников навыка смыслового чтения при работе над художественным произведением 24
Заключение 28
Список литературы 29
Приложения 31
Читать дальше
Таким образом, в современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. ФГОС начального общего образования включают в освоение основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения». Когда ребенок читает вдумчиво, у него работает воображение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий, выделенные действия смыслового чтения, связанны с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Смысловое чтение – весьма широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же обладает общей для всех сутью. Смысловое чтение – это понимание прочитанного, способность видеть «между строк» и умение делать собственные выводы на основе изученных текстов. Смысловое чтение определено как специфическая форма сознательной активности человека, направленная на понимание содержания и смысла читаемого.
После изучения психолого–педагогической литературы в ходе нашего исследования была проведена опытно–экспериментальная работа, целью которой было изучить навыки смыслового чтения у учащихся 4 класса. Уровень сформированности навыков смыслового чтения почти у половины учащихся был на низком и среднем уровнях.
Разработанные методические рекомендации и подобранные уроки помогут педагогам начальных классов обучить детей смысловому чтению. В них отражены условия организации обучения младших школьников и наиболее эффективные приемы работы.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357. – 29 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М. : Изд–во Просвещение, 2015. – 486 c.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Академия, 2011.– 125 с
4. Волкова Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – №2. – С. 2–54.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.
6. Воюшина М.П. Формирование интеллектуально-речевой и читательской культуры школьников: междисциплинарный подход: Научно-методическое пособие.– СПб.: ООО «Книжный дом». 2018. – 150 с.
7. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: НПО МОДЭК, 2011. – 432 с.
8. Климанова Л. Ф. Уроки чтения: метод. пособие к учеб. «Литературное чтение». – М. : Просвещение, 2018. – 94 c.
9. Кузнецова М.И. Формирование коммуникативных универсальных действий. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Методическое пособие. – М.: Просвещение. Учебная литература, 2018. – 112 с.
10. Нижегородцева Н. В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования. Проблемы системогенеза учебной деятельности / под ред. А. В. Карпова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2019. – 420 с.
11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 2015. – 130 с.
12. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб.пос. для студентов. М.: Просвещение, 2018. – 324 с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Владос, 2013. –688 с.
14. Нижегородцева Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – С.7–62.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование: МГППУ, 2009. – 290 с.
16. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: учебное пособие для студентов пед.вузов. М., 2015. – 118 с.
17. Оморокова М.И. Совершенствования чтения младших школьников. М.: Просвещение, 2016. – 254 с.
18. Полозова Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
19. Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. – М. : Мир, 2017. –310 с.
20. Соловейчик М.С. Программа «Русский язык». Учебно–методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. –150 с.
21. Соколов А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления. – М. : Изд–во Моск. Ун–та, 2017. –192 с.
22. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения. Пособие для учителя. М.:Баллас, 2018. – 139 с.
23. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 282 с.
Читать дальше