Введение 3
Глава 1. ОБЩАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН РФ 5
1.1 Понятие и правовая основа административно-правового статуса граждан РФ 5
1.2 Основные элементы административно-правового статуса граждан РФ 10
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 15
2.1 Особенности административного статуса иностранных граждан 15
2.2 Сравнительно-правовой анализ административного правового статуса иностранных граждан и граждан РФ 19
Заключение 24
Библиографический список 26
Читать дальше
Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов.
Современное административное право построено на общепризнанных принципах демократизма, равенства всех перед законом, оно учитывает международные акты в области прав и свобод человека и гражданина, создает все условия для их реализации и защиты. Данные условия способствуют увеличению роли гражданина в системе государственного управления, благодаря чему гражданин является ведущим субъектом административного права. Правовое регулирование административно - правового статуса гражданина Российской Федерации занимает достаточно значимую роль в административном праве, система закрепления и гарантии прав и свобод гражданина, как одного из субъектов административного права является передовым направлением в отечественном законодательстве. Закрепление и гарантия прав и свобод граждан осуществляется благодаря четкому распределению между государственными органами обязанностей и полномочий, с помощью которых они реализуют и гарантируют права и свободы граждан.
Правовое регулирование административно - правового статуса гражданина РФ распространяется и на административную правосубъектность гражданина, которая включает в себя административную правоспособность - возможность гражданина иметь права и обязанности с момента появления на свет и до окончания жизни; административную дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать права и обязанности; административную деликтоспособность - способность гражданина нести ответственность за совершенные правонарушения.
В соответствии с административным и иным законодательством иностранным гражданам в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции Российской Федерации, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода, характера занятий и других обстоятельств.
Нормативное регулирование правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, а также их регистрации по месту жительства и по месту пребывания на протяжении длительного времени осуществлялось фрагментарно в соответствии с ситуативными задачами в конкретный период времени, что привело к наличию противоречий между правовыми актами, дублированию, пробелам и коллизии в правовом регулировании. В этой связи назрела переработка базовых понятий, которыми оперирует российское миграционное законодательство.
На сегодняшний день в понятийном аппарате законодательства, регламентирующего правовой статус иностранных граждан, а также порядок их регистрации по месту пребывания и проживания, особую роль играют такие понятия как «пребывание» и «проживание», унификация которых позволит сделать российские миграционные процессы более ясными и системными, что, в свою очередь, станет важной предпосылкой последовательной реализации одного из неотчуждаемых прав человека – права на миграцию.
Сравнительный анализ административно-правового статуса граждан РФ и иностранных граждан позволяет утверждать следующее. Не смотря на то, что за иностранными гражданами, так же как и за гражданами РФ, законодательство закрепляет все права и обязанности в равном объеме. Объем и содержание прав иностранных граждан существенно розниться с гражданами РФ. В основе этого расхождения лежит отсутствие гражданства у поданных других государств.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Действующее международное право. - Т. 2.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.; с измен. и доп. на 05 октября 2022 г. №8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон (принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; с изм. и доп. на 24 сентября 2022 г. №364-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1. - Ст.1.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации: федеральный закон (принят 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ; с изм. и доп. на 07 октября 2022 г. №386-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 28. - Ст. 3301.
5. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федеральный закон (принят 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ с изм. и доп. на 14 июля 2022 г. №357-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 30. - Ст. 3285.
6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон (принят 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ; с изм. и доп. на 27 декабря 2018 года №528-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. - 2006. - №19. – Ст. 2060.
7. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон (принят 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ; с изм. и доп. на 24 сентября 2022 г. №370-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон (принят 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ; с изм. и доп. на 14 июля 2022 г. №357-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3032.
9. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон РФ (принят 25 июня 1993 г. № 5242-I; с изм. и доп. на 14 июля 2022 г. №304-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 32. - Ст.1227.
Научные, учебные издания
Учебная литература
1. Агапов А.Б. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. – М.: Эксмо, 2022. – 486 с.
2. Братановский С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский. – М.: Наука, 2018. – 505 с.
3. Исмаилов К.Р. Теоретические аспекты административного статуса граждан на территории РФ / К.Р. Исмаилов. – М.: Наука, 2017. – 429 с.
4. Кация Т.В. Совершенствование административного законодательства по некоторым вопроса связанным с административно-правовым статусом граждан в РФ / Т.В. Кация. - М.: Юрайт, 2018. – 257 с.
5. Попова Н.Ф. Административное право: учебник / Н.Ф. Попова. - М.: Наука, 2018. – 463 с.
Монографии
1. Полякова Н.В. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации как мера административно-правового принуждения: особенности доктрины и действующего законодательства: монография. – М.: Наука, 2019. – 211 с.
Материалы периодической печати
1. Балагурова Н.В. Административная правоспособность // Государство и право. - 2019. - №15. - С. 33-39.
2. Лясович Т.Г. Тенденции защиты прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации посредством конституционного судопроизводства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 3. – С. 43–49.
3. Пестов Р.А. Перспективы правового регулирования миграции в Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. – 2019. – № 2. – С. 76-82.
4. Фролова Е.Ю. Административная правосубъектность // Государство и право. - 2020. - №59. - С. 14-18.
Электронные ресурсы
5. Постановление Ленинградского областного суда № 4А-327/2019 от 30.08.2019 года по делу № 4А-327/2019. [Электронный ресурс] // официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.10.2022).
6. Постановление судьи Адлерского районного суда г. Сочи от 21.05.2017 по делу 4А-1103/17 [Электронный ресурс] // официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru/
Читать дальше