Заключение
В заключение следует обозначить, что творческая работа такого знаменитого и увлекательного философа, как Серен Кьеркегор, очень важна не только с точки зрения философии, но и вообще в целом для гуманитарного познания и для осознания этических моментов. Кьеркегор - мыслитель и богослов, как в философском, так и в религиозном аспектах, это можно найти в его произведениях. Автор значителен в философии и психологии и, конечно же, в религиозной этике.
Писания Кьеркегора - это беседа между философом и собой, отчего всякая попытка его однозначно расшифровать, сделать из него монолог препятствует проникновению в его истинное содержание и правильной постановке поставленных им проблем. Но, невзирая на всю противоречивость его концепции, из его произведении можно вывести определенные заключения:
Мы знаем биографию философа; показано развитие данной личности как мыслителя с ранних лет и заканчивая зрелостью его творчества; рассмотрены и проанализированы начала идеологии писателя, протестантистское воздействие на нее. Разобраны выделенные Кьеркегором ступени формирования личности, имеющие сильную значимость для осознания устройства набожной этики философа.
Во 2-ой главе рассматриваются актуальные этические проблемы в творчестве Кьеркегора, его понимание нравственного совершенства личности, отличия между общественной и духовной этикой.
И изучив этические учения философа, мы приходим к вытекающим заключениям:
1) Кьеркегор, бесспорно, создал безгранично детальное этическое учение; в его концепции этика обладает ярко выраженным религиозным оттенком, тесно связанным с верой в Бога. Кьеркегор обозначает три ступени формирования личности, которые представляют собой этический путь человека. Кьеркегор совершенно недоволен первой стадией (эстетика) как отправной точкой, ее главный недостаток, помимо физических удовольствий и гедонизма, — неимение мечты в бытие. Автор вводит вторую этическую стадию, в ходе которой человек обретает цель, и эта цель - этическая и нравственная справедливая жизнь, исполнение долга и самосовершенствование. Сочетание эстетической и этической стадий создает ступень «общественной этики». Но, по суждению философа, данный шаг привлекателен для всех, но имеется и недочет, (общественная этика) затрагивает лишь мирские блага и мирское обязательство.
2) Вследствие этого Кьеркегор внедряет почти недостижимый третий религиозный уровень, отвергает первые два уровня и вводит личность в область веры, причем этот уровень имеет свою этику - религиозную, основанную на христианских идеалах и полностью подчиненную вере. Чтобы достичь высшей ступени, индивид обязан вначале пройти безнадежность, а потом каяться, и путем раскаяния, признание и осмысление собственной безнравственности индивид приобретает верование в Бога. По Кьеркегору, подлинная религиозность, мораль и верование доступны только грешнику: в данном аспекте парадокс набожной этики Кьеркегора, так как, чтобы постичь правду нравственности, надо согрешить. И тот, кто постигнул грехопадение спасся вероисповеданием, а не добродетельностью, кто оказался в одиночестве благодаря своей вере, кто понял, что вера ведет к нравственности, а не к отвлеченным понятиям долга и справедливости. Он основывает свои действия не на моральном кодексе, таком как этика второго порядка, а на вере и божественной воле. Примером такой абсолютно религиозной этики является Авраам в "Страх и трепет".
3) Мы также можем заключить, что Кьеркегор также много говорит об этических проблемах, не ускользая от религиозной окраски данного действа. Но философ разграничивает, так сказать, две различные этики, этику общественную - мирскую и этику верующую - религиозную, если первая основывается на долге и совести, то вторая обязательно прислушивается к голосу сердца (вере). Человек, осмеливающийся на подвиг веры, не боится творить зло, имеет веру и страх Божий. Это постигание этически абсолютного и всесторонне основанного на вере человека прекрасно продемонстрировано в «Страхе и трепете» Кьеркегора на примере Авраама, готового убить Исаака без страха, потому что в его душе присутствует верование, а не нравственное обязательство, Авраам считал, что Бог не допускает убийства, и эта вера изгнала страх из души Авраама.
Таким образом, в данной курсовой работе мы постарались показать элементы кьеркегоровской философии постижения аналогичных этических положений и, оценив кьеркегоровские взгляды, подошли к определенным заключениям; всеобщее умозаключение можно высказать так: в идеологии Кьеркегора, несомненно, подробно открывается смысл этики, он сплетает мысль этики и верования, и выводит две фигуры личностей - подлинного этика, в основании бытия которого заложен нравственное обязательство, ответственность и т.п., и подлинного рыцаря вероисповедания, набожная этика которого целиком и полностью относится и находится в зависимости от религии, но между тем основывается на первостепенных христианских положениях.