ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА 6 1.1. Потребносто-мотивационная сфера личности в трудах отечественных и зарубежных психологов 6 1.2. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы 9 1.3. Диагностика мотивационно-потребностной сферы 12 Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ МГОУ 17 2.1. Описание программы эмпирического исследования 17 2.2. Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов МГОУ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Особенности мотивационно-потребностной сферы студентов вуза

курсовая работа
Психология
32 страниц
70% уникальность
2022 год
20 просмотров
Евсеева Т.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА 6 1.1. Потребносто-мотивационная сфера личности в трудах отечественных и зарубежных психологов 6 1.2. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы 9 1.3. Диагностика мотивационно-потребностной сферы 12 Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ МГОУ 17 2.1. Описание программы эмпирического исследования 17 2.2. Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов МГОУ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Читать дальше
Тема работы «Особенности мотивационно-потребностной сферы студентов вуза». Рассмотрим ее актуальность на сегодняшний день. Вопросами изучения мотивационно-потребностной сферы личности занимались многие психологи: А.


Оформите заказ реферата в форме на сайте.


.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен и др. Активное формирование потребностно-мотивационной сферы происходит в период юности в процессе профессионального становления личности. Существуют разные мотивы поступления в вуз, меняются взаимоотношения студентов с государством (не востребованность многих специальностей, платное обучение и т.д.), с преподавателями (очная и дистанционная формы проведения учебных занятий). Приобрел популярность фактор «дополнительные заработки», влияющий на учебную мотивацию, т.к. он является второй основной деятельностью студентов. При этом остаются и традиционные мотивы: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности. Потребностно-мотивационная сфера студента в процессе обучения претерпевает изменения, связанные с уровнем субъективного контроля. Если на первом курсе наблюдается экстернальный стиль поведения и мотивация, то на старших курсах присутствует интернальные стиль деятельности и мотивы, которые указывают на более зрелый уровень потребностно-мотивационной сферы. Цель исследования: исследовать содержание, структуры и значения мотивационно-потребностной сферы и ее компонентов, а также рассмотреть уровень мотивационно-потребностной сферы на примере студентов МГОУ. Предметом исследование являются ценностные ориентации и социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере. Объект исследования: 14 студентов МГОУ второго и четвертого курса факультета естественных наук очной формы обучения по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль: Биология и химия. Теоретико-методологическая основа исследования: труды Л.И. Божович, О.С. Виндекер, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, В.К. Вилюнаса, Д. Аткинсона, Д. Макклеланда, Х. Хекхаузена, А. Маслоу А. Адлера и др. В рамках магистерской диссертации нами были изучены: гуманистический подход (А. Маслоу, Г. Олпорт), экзистенциальный подход (К.А. Абульханова-Славская, Орлов А.Б), социально-психологический подход (Б.Г. Ананьев) и др. Детально рассмотрены базовые положения теории потребностей Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, где мотивация понимается как направление в поведении для достижения целей. Методологическими принципами работы выступили положения работ Орлова А.Б. о сочетании внутренних и внешних мотивах познавательных потребностей студентов, теории Х. Хекхаузена, В. Вайнера, заключения диссертационных исследований О.С. Виндекер о структуре мотивации достижения. Изучены исследовательские концепции о профессионально-педагогической мотивации современных студентов, в работах Н.Ф. Талызиной, В.А. Якунина, Н.И. Мешкова, М.И. Вовчик-Блакитной и др., работы о детерминантах мотивации достижения в трудах Т.О. Гордеевой, О.С. Виндекер, Е.Н. Осина. Методы исследования: - Метод теоретического анализа; - Метод эмпирический (психодиагностический): методика «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи: - изучить теоретические аспекты особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов ВУЗов; - изучить потребносто-мотивационную сферу личности в трудах отечественных и зарубежных психологов; - рассмотреть основные характеристики мотивационно-потребностной сферы; - проанализировать диагностику мотивационно-потребностной сферы; - провести исследование мотивационно потребностной сферы на примере студентов МГОУ. Структура работы. Работа, общим объемом ___ страницы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Читать дальше
Активное формирование потребностно-мотивационной сферы происходит в период юности в процессе профессионального становления личности. Существуют разные мотивы поступления в вуз, меняются взаимоотношения студентов с государством (не востребованность многих специальностей, платное обучение и т.д.), с пре подавателями (очная и дистанционная формы проведения учебных занятий). Приобрел популярность фактор «дополнительные заработки», влияющий на учебную мотивацию, т.к. он является второй основной деятельностью студентов. При этом остаются и традиционные мотивы: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности. Потребностно-мотивационная сфера студента в процессе обучения претерпевает изменения, связанные с уровнем субъективного контроля. Если на первом курсе наблюдается экстернальный стиль поведения и мотивация, то на старших курсах присутствует интернальные стиль деятельности и мотивы, которые указывают на более зрелый уровень потребностно-мотивационной сферы. По результатам теоретического анализа проблемы психологических особенностей мотивации достижения выпускников, определили следующее: 1. Мотивация достижения – это попытка сохранения или увеличения способностей ко всем видам деятельности, к которым применяется критерий успешности. 2. В студенческом возрасте развитие мотивации связано с познавательными потребностями, характером деятельности (учебнопрофессиональной), стремлениями получить профессию и образование. Являясь интегративной характеристикой мотивация достижения зависит от многих факторов: • ВУЗа, стиля когнитивной деятельности, профессиональных планов, особенностей; • учебной мотивации и др.; • силы и динамики мотивации. 3. Мотивация достижения оказывают влияние на успеваемость студента и связана с его профессиональными намерениями. Тема мотивации всегда представляла интерес для исследователей разных научных направлений. Тем не менее, сейчас мотивация является одним из ключевых понятий не только в мире науки, но и в мире бизнеса, образования, развлечений, шоу-бизнеса и во многих других сферах. В связи с глобализацией в последние десятилетия и мировой культурой достижений и ориентации на успех, понятие мотивации приобрело широкое значение и стало пониматься как стимул, позыв или даже требование к действию. В более полном и научном контексте мотивационная сфера личности представляет некий базовый конструкт, который во многом определяет наш способ взаимодействия с миром, способ самовыражения и удовлетворения потребностей и желаний. Изучение мотивации и связанных с ней понятий кажется нам ценным и важным, т. к. позволяет составить более полную картину личностной организации, а значит, узнать и лучше понять истинные желания, потребности и интересы, что в свою очередь позволяет лучше адаптироваться в обществе и жить более наполненной, эффективной жизнью. В наши дни в рамках сложившейся социально-экономической ситуации, роста конкуренции, стремительного развития технологий и других факторов предъявляются высокие требования к личности студента. Современный студент должен представлять собой творческую, конкурентоспособную, стрессоустойчивую, саморазвивающуюся, готовую к изменениям и вызовам современности личность. Формирование личности, в свою очередь, происходит благодаря целенаправленному формированию мотивационной сферы через воспитание и обучение. Таким образом, важнейшим условием актуализации потенциала личности студента является изучение и понимание уже достаточно сформировавшейся мотивационно-потребностной сферы, исследование которой заслуживает серьезного анализа, в том числе в гендерном аспекте. Вторая глава посвящена исследованию уровня мотивационно-потребностной сферы на примере студентов МГОУ. Ценностные ориентации студентов второго и четвертого курсов МГОУ достаточно схожи между собой. Делая общий вывод, можно отметить, что у студентов в основном сформирована потребностно-мотивационная сфера. Отдельные установки у некоторых студентов еще не являются востребованными и, соответственно, не развиты на высоком уровне. Профессиональная деятельность для многих студентов осознанна и мотивирована созидательной составляющей, выбор места работы определяется интернальными мотивами. Рассматривая наибольшую ценность для студентов обоих курсов на первом месте стоит общественное признание, второе место занимает здоровье. Эти параметры для студентов обоих курсов схожи. Дальше идет различие, но не столько значительное. На третьем месте у второго курса находится активная деятельная жизнь, эта же позиция также присуща и четвертому курсу, но студенты четвертого курса поставили эту ценность на четвертое место. Но она также находится в разделе наибольших ценностей. Аналогичная ситуация и у категории продуктивная жизнь. Студенты второго курса определили ее на четвертую позицию, а четвертого курса на третью позицию. Таким образом, если рассматривать наибольшую ценность в области терминальных ценностей, по позиции у второго и четвертого курса схожи с небольшим отличие по третьей и четвертой позициям. Это можно связать с тем, что на третьем курсе идет более полное погружение в профессиональную деятельность, студенты начинают более отчетливо представлять свое будущее, будут ли они применять полученные знания в деятельности, готовы ли идти в профессию, что ставит на более важное место продуктивную жизнь, но при этом активная деятельная жизнь также у них остается в приоритете, но только уходит на задний план, относительно продуктивной жизни. На втором курсе ситуация противоположная, студенты еще ставят в приоритете активную деятельную жизнь. Подводя итог полученных данным, можно сделать вывод, что с изменением возраста, курса обучения приоритеты по ценностям у студентов меняются. Это можно объяснить взрослением, переходом на новую для них студень получения профессии, как было уже сказано выше студенты начинают понимать полноту выбранной профессии и уже думают о том, где и как ее применить в будущем, о чем мало кто думает на втором курсе. Цель работы достигнута. Поставленные задачи решены.
Читать дальше
1. Абрамова Г. Психология развития и возрастная психология. М.: Прометей, 2022. 708 с. 2. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2006. 143 с. 3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. М: МПСИ, 2008. 432 с. 4. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. - Казань: Центр инновац. технологий, 2005. 499 с. 5. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов. М: Издательство Юрайт, 2021. 170 с. 6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. СПб.: Питер, 2009. 349 с. 7. Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов: автореф. дис. канд. пед. Наук. Ростов, гос. пед. унт. Ростов н/Д, 2004. 23 с. 8. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации: Современные и классические исследования. М.: Речь, 2006. 206 с. 9. Виндекер О.С. Научная статья. Исследование взаимосвязи мотивации достижения и учебной мотивации у студентов-психологов. // Известия УрФУ. Серия 3: Общественные науки, 125 (1). Екатеринбург, 2014. С.145-152. 10. Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения. Автореф. Канд. диссерт.. Екатеринбург, 2010. 26 с. 11. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза: Динамика, детерминанты, оптимизация: диссертация доктора псих.наук. Нижний Новгород, 2005. 336 с. 12. Гордеева Т.О. Научная статья. Внутренняя и внешняя мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие. Вопросы психологии № 2013, № 1. С. 23-30 13. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2015. 334 с. 14. Данильчик О.В. Мотивация учебной деятельности и ценностные ориентации студентов // Современные технологии в образовании : материалы международной научно-практической конференции, 23‒24 ноября 2017 г. / Белорусский национальный технический университет. Минск: БНТУ, 2017. – ч. 2. – С. 13-17. 15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2011. 512 c. 16. Канаева Н.А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. — 2010. №4. С. 271-273. 17. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2019. 940 с. 18. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2018. 584 с. 19. Малошонок Н.Г. Научная статья. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования, №3, 2015. С. 92-121 20. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2018. 400 с. 21. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М.: ВЛАДОС, 2018. 606 с. 22. Пинигина Г.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. М: Инфра-Инженерия, 2021. – 248 с. 23. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. М.: Бахрах-М, 2011. 672 c. 24. Реан А.А. Психология изучения личности. М.: Питер, 2016. 288 с. 25. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 258 с. 26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Прогресс книга 2021. 720 c. 27. Столяренко Л., Ревин И., Буланова-Топоркова М. и др. Психология и педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 620 с. 28. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Просвещение, 1984. 472 с. 29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата. М: Издательство Юрайт, 2019. 190 с. 30. Толстых Н.Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 77–94.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Формирование умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дошкольная педагогика
курсовая работа
Особенно
Количество страниц:
40
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Разработка программного продукта для решения прикладных задач
Количество страниц:
20
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image