Введение 4 Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения предмету «Окружающий мир» 8 1.1 Понятие «познавательных универсальны учебных действий», их сущность и особенности 8 1.2. Формирование универсальных учебных действий при изучении окружающего мира 14 1.3. Диагностика сформированности универсальных учебных действий на уроках окружающего мира 23 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в рамках курса «Окружающий мир» 29 2.1. Цель, задачи и методика организации опытно-экспериментальной работы 29 2.2 Технология формирования познавательных УУД 38 2.3. Обобщение и анализ результатов эксперимента 42 Заключение 46 Список использованной литературы 48 Приложение 53

Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе курсовая

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
49% уникальность
2022 год
17 просмотров
Преснова Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 4 Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения предмету «Окружающий мир» 8 1.1 Понятие «познавательных универсальны учебных действий», их сущность и особенности 8 1.2. Формирование универсальных учебных действий при изучении окружающего мира 14 1.3. Диагностика сформированности универсальных учебных действий на уроках окружающего мира 23 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в рамках курса «Окружающий мир» 29 2.1. Цель, задачи и методика организации опытно-экспериментальной работы 29 2.2 Технология формирования познавательных УУД 38 2.3. Обобщение и анализ результатов эксперимента 42 Заключение 46 Список использованной литературы 48 Приложение 53
Читать дальше
Актуальность исследования. Современные процессы модернизации, происходящие в системе российского образования, предъявляют совершенно новые требования к образовательному портрету выпускника школы. Государственные образовательные стандарты формируют в результате учебно-воспитательной деятельности совершенно иную личность человека, которая в процессе обучения в школе не просто получает знания и впитывает их, как губка.


Не тратьте свое свободное время. написание курсовой работы по юриспруденции на заказ в Work5 - это лучшее решение.


Изменяются роли учеников, они становятся активными участниками учебно-воспитательной деятельности. Содержание образовательной программы нацелено на всестороннее развитие личности учащихся, воспитывая в нем личностное, общекультурное, коммуникативное и конечно предметное развитие. Главным новшеством стандартов нового поколения является развитие у учащихся универсальных умений, в рамках которых учащиеся не только приобретают знания и умения, но и приобретают практические навыки межпредметного характера. Главенствующим в этом направлении становится формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особенностью развития у учащихся универсальных учебных действий способствует формированию у учащихся стремления к самопознанию и самосовершенствованию, в результате чего учащиеся приобретают возможность самостоятельно находить знания, применять их в реальной жизни, передавать окружающим. Перед учителями начальных классов стоит непростая задача – создать определенные психолого-педагогические условия, при которых у учащихся будет формироваться учебная мотивация, способы саморегуляции, целеполагание, самооценка и рефлексия. Именно создание познавательной мотивации является источником самостоятельного приобретения младшими школьниками теоретических знаний в соответствии с обобщенными способами действий. При формировании познавательной активности учащихся начальной школы важное значение имеет применение определенных познавательных задач, направленных на развитие у учащихся целеполагания, мотивацию к обучению, становится инструментом контроля достижения планируемых результатов. Правильно подобранные задачи способствуют формированию истинных знаний и умений учащихся. Проблема исследования. В условиях новых стандартов обучения перед педагогами стоит проблема определения конкретных педагогических условий и поиска путей эффективного развития умений, необходимых для реализации познавательной универсальной учебной деятельности у младших школьников. Предмета «Окружающий мир» представляет собой синтез исторических, социальных и естественных дисциплин. Интегративное свойство предмета способствует соблюдению принципа единства воспитания и обучения на уроках. Ценность данной предметной области заключается в ее комплексности и опоре на жизненный опыт учащихся. Такая межпредметная связь в совокупности с особенностями младшего школьного возраста создает максимально благоприятные условия для активного развития познавательных универсальных действий. Теоретической основой исследования стали труды таких ученых, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Л.Г. Петерсон и др. Объектом исследования является процесс формирования универсальных учебных действий. Предметом исследования – психолого-педагогических условий для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках по окружающему миру. Цель исследования – определить психолого-педагогические условия формирования познавательных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающий мир». Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: 1. На основе анализа теоретических источников уточнить понятие «универсальные учебные действия»; 2. выявить особенности формирования познавательных учебных действий в курсе «Окружающий мир»; 3. описать методы диагностирования сформированности познавательных универсальных действий младших школьников; 4. провести диагностику учащихся с целью определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий; 5. разработать комплекс уроков по повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира»; 6. экспериментально проверить эффективность разработанных уроков. Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках окружающего мира учитель будет применять эффективные методы и приемы обучения, систему заданий и упражнений, направленных на развитие познавательного интереса, то это будет способствовать повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов. Новизна исследования заключается в использовании различных приёмов обучения, специальных заданий на уроках окружающего мира с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы педагогами начальной школы при организации учебного процесса по курсу «Окружающий мир». Для определения образовательного уровня познавательной универсальной учебной деятельности использовались следующие методы исследования: - эмпирические: наблюдение; - диагностика: беседа, начало и завершение контрольной работы в окружающем мире (диагностика сформированности профессиональных умений и универсальных учебных действий), диагностика уровня сформированности когнитивных УУД; - экспериментальные: экспертная оценка, метод математической статистики; - теоретические: анализ научной психологической, учебно-методической литературы по теме исследования. Фаза формирования включала разработку и проведение уроков, а также использование ряда методологий и приемов обучения для разработки познавательной универсальной учебной деятельности для учащихся. На последнем этапе исследования подводятся итоги исследования. Повторен срез образовательного уровня познавательной универсальной учебной деятельности. В ходе исследования были сделаны окончательные выводы и оформлен тематико-практический материал в виде курсовой работы. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во введении указывается на актуальность и разработанность проблемы, тематика, тематика, цели и задачи исследования. В первой главе представлены теоретические основы концепции «Универсальной учебной деятельности» и показано ее применение в курсе «Окружающая среда». Во второй главе описывается проведение эксперимента. После каждой главы делаются краткие выводы по содержанию.

Читать дальше
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет конкретные требования к содержанию образования и к планируемым результатам обучения. Результаты обучения представлены личностными, предметными и метапредметыми. Таким образом, стандарт демонстрирует универсальность учебно-воспитательной деятельности. Достижение целей обучения осуществляется через формирование у учащихся универсальных учебный действий – определенных характеристик личности, отвечающим итоговому портрету выпускника. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что универсальные учебные действия подразделяются на личностные, предметные и метапредметные. В свою очередь они подразделяются на коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные. В теоретической главе раскрыто содержание познавательных универсальных учебных действий, их специфики и особенностей формирования на уроках окружающего мира. Также описаны методы диагностики уровня сформированности УУД младших школьников на уроках Окружающего мира. Во второй главе сделана попытка экспериментальным путем подтвердить гипотезу о том, что познавательные УУД подлежат развитию посредством создания определенных условий и подбором конкретных методов и приемов. Были разработаны уроки, направленные на развитие познавательных УУД. Реализация данных уроков на экспериментальной группе учащихся показала, что на уроках окружающего мира данные техники и технологии имеют положительный результат. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе исследования позволило сделать выводы в сторону подтверждения гипотезы: познавательные универсальные учебные действия можно развить при создании определенных педагогических условий, подборе методов и средств обучения, на уроках окружающего мира. Таким образом, посредством последовательного решения задач, обозначенных во введении и при реализации эксперимента, были изучены теоретические аспекты проблемы поиска оптимальных педагогических условий при формировании у учащихся необходимого уровня сформированности универсальных учебных действий. В результате применения в опытно-экспериментальной работе полученных теоретических знаний была составлена программа исследования. Цель исследования по разработке и реализации системы заданий на формирование познавательной универсальной учебной деятельности учащихся была достигнута.  
Читать дальше
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов : Изд-во Рост. Ун-та, 2018. - 480 с. 2. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. 2015. № 2. С. 24-34 3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвиили - М., 2016. С. 432 4. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2017. С. 243 5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. С. 563 6. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. м-лов для админа., педагогов и шк. психологов. /М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 2017. С.354 7. Бодалев А.А. Психология общения: Энциклопедический словарь. / А.А. Бодалев - М.: Когито центр, -2019. - С.324 8. Веселкова О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. / О.А. Веселкова – Омск, 2020. – 178 с. 9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2013. С.243 10. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы. [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/(дата обращения 25.05.2022). 11. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. / И.А. Гришанова - Ижевск, 2019. - с. 165 12. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. / И.А. Гришанова - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. С. 272 13. Дубровина И.В.Психология: Учебник. / И.В. Дубровина - М.: Академия, 2019. = С.321 14. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.voppsy.ru/ (дата обращения 20.05.2022). 15. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. 2018.№11. с.22-34 16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И.А. Зимняя - М.: МПСИ, 2017. - С. 423 17. Казанская В. С. Психология и педагогика: краткий курс. / В.С, Казанская - СПб.: Питер, 2018. С. 243 18. Клюева Н. В., учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Клюева Н.В, Касаткина Ю. В. - Ярославль. Академия развития. 2016. 240 с. 19. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы. / О. А. Карабанова. // Управление начальной школой. 2015. №12. с.34-43 20. Клепинина З.А., Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / З.А. Клепина, Аквилева Г.Н. - М.: Академия, 2018. С. 214 21. Ковалева, Г.С. Программа формирования универсальных учебных действий. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М. – 2019 г. – 142 с. 22. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. / В.И. Ковалько - М., 2017. С. 167 23. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. / Е.В. Коротаева - М.: Профит Стайл, 2017. С.201 24. Косикова Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. // Психология обучения. 2014. №2. с.21 25. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах //Начальная школа. 2018. №7. С.12-32 26. Медведева Н. В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] /Н. В. Медведева //Начальная школа плюс До и После. 2014. №1. с. 13-14 27. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. / И.М. Михайлова - Псков, 2015., с. 234 28. Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников //Сб.: Служба практической психологии в системе образования. №. 9. - СПб., 2015.с.23 29. Мудрик А.В. Социализация человека. / А.В. Мудрик - М.: Модек, 2011. - с.234 30. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. / Р.В, Овчарова - М.: Академия, 2013. - 448 с. 31. Панов А.Н. Системно–деятельностный подход в образовании: Методические рекомендации. / А.Н. Панов - Томск, 2012. 96с. 32. Педагогика: Электронный учебник /Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2019. - С. 342 33. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» /Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2017. С. 132 34. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. / Ж. Пиаже - М., 2014 -. С.341 35. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2019. С. 453 36. Плешаков А.А., Окружающий мир.1-4 классы: учебник для общеобразовательных школ / А.А.Плешаков. Москва, «Просвещение», 2013. -135с. 37. Практическая психология: Учебник для вузов /Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб., 2021. С. 453 38. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2019. С.324 39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. / Е.И. Рогов - М., 2019. - с.325 40. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст] / Е.С. Савинов. - М.- Просвещение, 2019. - 191 с. 41. Скоморохова, М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников [Текст] / М.И. Скоморохова, С.П. Леонюк. // Начальная школа, 2019. - №4. - с. 16-19. 42. Теплоухова, Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии [Текст]: диссертация канд. пед. наук. - Ижевск, 2018. - С.26. 43. Тищенко В.А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников. [Электронный ресурс]. – URL: //http://www.rusnauka.com/ (дата обращения 25.05.2022). 44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. 45. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман - М.: Московский центр качества образования, 2019. С. 563 46. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. 2019. - №2. с.45-48 47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин - М., 2019 - .с.352 48. Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения. / Д.Б. Эльконин, Давыдов В.В. - М., 2019. С.563 49. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. / Л.А. Ясюкова - СПб.: Речь, 2013. С.245 50. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. / О.А. Яшнова - М.: Академический проект, 2013.с. 178  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Проблема инфляции и антиинфляционная политика в России.
Количество страниц:
21
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономическая теория
курсовая работа
Психологические особенности самооценки подростков
Количество страниц:
20
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогическая психология
курсовая работа
-
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image