Введение 3 Глава 1 Теоретическое исследование программ профилактики агрессивного поведения в современной науке 8 1.1 Сущность, особенности и причины агрессивного поведения подростков в психолого-педагогической литературе 8 1.2 Особенности проявления и профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте 16 1.3 Программы профилактики агрессивного поведения: сравнительный анализ 22 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогической программы профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте 31 2.1 Выбор и обоснование инструментов профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте 31 2.2 Содержание и ход реализации опытно-экспериментальной программы по профилактике агрессивного поведения подростков 34 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального программы по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте 40 Глава 3 Обоснование эффективности применения программы по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте 48 3.1 Содержание и ход реализации контрольного эксперимента применения программы по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте 48 3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента после применения программы по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте 53 Заключение 56 Список использованных источников 58 Приложения 61

Психопрофилактика агрессивного поведения подростков на примере собственной программы

дипломная работа
Психология
50 страниц
69% уникальность
2022 год
121 просмотров
Курдюмов С.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретическое исследование программ профилактики агрессивного поведения в современной науке 8 1.1 Сущность, особенности и причины агрессивного поведения подростков в психолого-педагогической литературе 8 1.2 Особенности проявления и профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте 16 1.3 Программы профилактики агрессивного поведения: сравнительный анализ 22 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогической программы профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте 31 2.1 Выбор и обоснование инструментов профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте 31 2.2 Содержание и ход реализации опытно-экспериментальной программы по профилактике агрессивного поведения подростков 34 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального программы по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте 40 Глава 3 Обоснование эффективности применения программы по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте 48 3.1 Содержание и ход реализации контрольного эксперимента применения программы по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте 48 3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента после применения программы по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте 53 Заключение 56 Список использованных источников 58 Приложения 61
Читать дальше
Актуальность исследования темы агрессивного поведения подростков. Исследование феномена агрессивного поведения у детей – подросткового возраста вызывает активный интерес, в связи с тем, что в современном мире, количество примеров агрессивного поведения в подростковой среде продолжает прирастать, что вызывает обеспокоенность педагогов, родителей и всего социума в целом. Проявление случаев агрессивного поведения подростков можно наблюдать в повседневной реальности практически ежедневно. Особенно критично наблюдать проявления озлобленности и жестокости – в образовательной среде, которая по своей сути обязана воспитывать высокую культуру человеческих взаимоотношений. Кроме того, поиск и изучение методов эффективной психопрофилактики агрессивного поведения подростков имеет важное практическое значение в текущей ситуации изменяющегося мира. Следовательно, актуальность темы исследования методов психопрофилактики проявлений агрессивного поведения у подростков не порождает сомнений. Взаимосвязь личностных характеристик, таких как возраст, пол, индивидуальные особенности, физические и социальные условия и ограничения, с фактами проявления агрессивного поведения, как правило, становится понятна в процессе обработки статистических данных. Иными словами обнаруживается потенциальная вероятность, склонность к агрессивному поведению, и это же дает психологам и педагогам в образовательной среде подобрать заранее инструменты для профилактики агрессии. Программа психологической профилактики агрессивного поведения подростков, в контексте настоящей работы определяется как совокупность предупредительных мероприятий, направленных на уменьшение влияния социальных факторов, повышающих вероятность проявления в поведении подростков, отклонений от принятых социальных норм поведения. Существенную роль в системе профилактических мер играет профессиональные навыки психологов и педагогов, позволяющие специалистам своевременно распознать и предотвратить агрессивное поведение.


Сделаем выполнение дипломных работ на заказ в Воронеже проще. Work5 - учись на 5!


Изучение теоретических материалов, по теме настоящей работы, показывает, что феномен агрессивного поведения вызывает и удерживает интерес представителей различных направлений научного мира. Исследования по теме профилактики агрессивного поведения присутствуют в научных, теоретических и практических работах по общей, возрастной и педагогической психологии, в системах исследований и разработок по общей педагогике, теории и методике воспитания, по философским, социологическим, культурологическим, и даже юридическим специальностям и т.д. Исследования российских и зарубежных ученых показывают, что частотность агрессивного поведения у детей подростков в школьной среде в последние годы демонстрирует тенденцию к увеличению. Социальная среда образовательных организаций становится не безопасной, несмотря на разнообразие и количество мер принимаемых по его обеспечению: установка систем контроля доступа, турникетов, металлоискателей, наличие охраны, создание школьной службы медиации (разрешения конфликтных, сложных, спорных и ситуаций) и т. п. Исследованием вопросов, проблем и способов предупреждения проявлений агрессивности в поведения подростков в разные периоды времени занималось значительное количество отечественных и зарубежных авторов. В их числе З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, А. Басс, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, Л. Первин, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, О. Джон, Э. Фромм и др. В российской науке аспекты темы агрессивного поведения рассматривались в исследованиях: Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Н.М. Платоновой, Д. И. Фельдштейна, М.И. Чистяковой и др. Цель настоящего исследования: детальное теоретическое обоснование, подготовка и экспериментальная проверка на практике психолого-педагогической программы мероприятий для профилактики, и снижение частотности случаев, проявления агрессивности в поведении подростков в коллективах образовательных учреждений. Объектом изучения и исследования, для целей настоящей работы, является процесс профилактики проявлений агрессивного поведения подростков. Предметом изучения и исследования - определяется отбор инструментов и методов психолого-педагогического воздействия и другая деятельность по профилактике агрессивности в поведении подростков в коллективах общеобразовательных учреждений. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: Задачи: 1. Изучить сущность, особенности и причины агрессивного поведения подростков в психолого-педагогической литературе . 2. Определить особенности проявления и профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте. 3. Рассмотреть специфику и особенности программ профилактики агрессивного поведения. 4. Провести отбор методов и инструментов профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте. 5. Предложить программу мероприятий и рекомендаций психолого-педагогической профилактике агрессивности у детей-подростков. 6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной программы по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте. Гипотеза исследования базируется на идее, что психолого-педагогическая деятельность по предупреждению агрессивности в поведении подростков в условиях общеобразовательного учреждения будет эффективна, если она будет строиться в согласии с психолого-педагогической программой, которая: - включает совокупность мероприятий, нацеленных на освоение и закрепление навыков конструктивного общения, обучение педагогов и родителей инструментам, методам и приемам эффективного, рационального взаимодействия с детьми; - базируется на следующих принципах: интегративный, комплексный, и системный подход к профилактике с учетом сходства или различия индивидуальных особенностей детей; - опирается на положительное в личности ребенка, ориентирована на гармонизацию ее развития, дифференцированный подход; согласованность и взаимодополняемость психолого-педагогических методов и инструментов; принцип практико-ориентированности. Методы, исследования и методики, используемые для целей настоящей работы: изучение и анализ академической психолого-педагогической литературы; эмпирический – эксперимент (практическое испытание, констатирующее и формирующее по своим целям); тестирование, Тест описания поведения Томаса, Тест агрессивности - опросник Л.Г. Почебут, Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку). Теоретическая значимость исследования определяется и усиливается тем, что в данной работе собрана и систематизирована информация о понятии и ключевых аспектах агрессивности в поведении подростков, источниках и корневых причинах его проявления, изучены термины «агрессия» и «агрессивность» представленные в психолого-педагогической литературе, кроме того, была разработана и предложена системная модель психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков. Отобраны и представлены психодиагностические методики по выявлению и изучению агрессивности подростков. Практическое значение настоящего исследования заключается в том, что выполнено исследование проявлений агрессивности в поведении у подростков, и вместе с тем была разработана и опробована профилактическая психолого-педагогическая программа действий. В результате исследования подготовлены системные выводы, которые могут применяться в деятельности школьных психологов и педагогов, регулярно встречающихся и разрешающих данную задачу в работе с подростками. Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, три главы, заключение и список использованных источниках.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, перечисленными во введении, проведено исследование, результаты которого позволяют сформулировать следующие выводы. Отличительной особенностью периода подросткового возраста является интенсивное психологическое развитие, связанное с повышением общительности, повышением остроты конфликтов, стремлением к самоутверждению. Особенности агрессивного поведения подростков, являются следствием психо-физиологической перестройки организма в условиях переходного возраста. Следовательно, агрессивность детей в подростковом возрасте является остро актуальной проблемой для работы психологов и педагогов в образовательных учреждениях. Решение данной задачи в общем результате влияет на формирование здорового психологического общественного климата. В ходе исследования были изучены основные теоритические определения и признаки агрессивного поведения подростков, а также были проанализированы методологические походы к психо профилактике агрессивного поведения в школьников подросткового возраста. Исследование особенностей агрессивного поведения подростков (в количестве 75 школьников) было проведено с использованием диагностических методики: тест К. Томаса, Л.Г. Почебут, Г.Ю. Айзенка. По результатам психологической диагностики был выявлен коллектив класса, в котором уровни тревожности и агрессивности превышали средний уровень этих же процессов других 9х классах. С коллективом данного класса была проведена психолого-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения в условиях школьной среды. Основной целью и задачами программы профилактики являлось использование психологической помощи подросткам, для уменьшения вспышек агрессивного поведения, тренировка навыков разрешения конфликтных ситуаций, регулирование уровня тревожности в частности и эмоционального состояния в целом. По результатам диагностических методик, представленная программа психопрофилактики показала достаточную эффективность, при этом важно отметить, что такую работу необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса системно и на регулярной основе. Более того, полезно будет привлекать к участию в профилактических мероприятиях родителей и внешних профильных специалистов, обладающих важной для данного направления информацией. Таким образом, можно констатировать, что гипотеза исследования подтверждена, цель исследования достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с. 2. Аринин А.Н. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение у подростков // Развитие образования. – 2019. – №4(6). – С. 87-92. 3. Арт-терапия: найдите вид себе по душе // Онлайн-журнал Психология эффективной жизни. – URL: https://psy.systems/post/art-terapiya-najdite-sebe-vid-po-dushe. (дата обращения 22.04.2022) 4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Эксмо пресс, 2000. – 512 с. 5. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320с. 6. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. – 1967. – №3. – С. 60-67. 7. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с. 8. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2010. – 368с. 9. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Специфика основных направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и защиты интересов детей // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: Сборник материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 84—85. URL: http://psyjournals.ru/files/79192/sbornik_itogi_realizatsii_natsionalnoy_strategi.pdf (Дата обращения: 13.05.2022). 10. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия /сост. Ю. И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. –526с. 11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– М.: Юрайт, 2020.–160с. 12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 4. Детская психология. / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 2006. – 432 с. 13. Колесников Е.А. Психологические причины агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности. Материалы всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск. – 2018. – С. 68-72. 14. Король Е.В., Бабаева С.И. Вербальные способы выражения агрессии в англоязычной коммуникации // Язык. Культура. Образование. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Омск. – 2018. – с. 43-50. 15. Крысин, Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Л. П. Крысин. – М. : ЭКСМО, 2008. – с. 251. 16. Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло / пер. с нем. А.Федоров. – М.: АСТ, 2017. – 350 с. 17. Макаренко А.С., Книга для родителей. – СПб.: Питер, 2016. – 300 с. 18. Мишучкова М.Ю., Факторы, обуславливающие проявление агрессии подростками // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2011. – №2. – С. 70-75. 19. Мокрушина В.С., Биктагирова Г.Ф. Коррекция агрессивного поведения подростков методом арт-терапии // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального университета. – 2015. – С. 229-234. 20. Мухина В.С., Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2015. – 656 с. 21. Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка. – М.: АЗЪ, 2003. – с. 373. 22. Орлова Д.С., Социально-активные виды деятельности, как форма предотвращения агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2016. – №1. – С. 83-88. 23. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 608с. 24. Селиванова А. А., Профилактика агрессии в общеобразовательных организациях: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников и профессиональной переподготовки. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 60 с. 25. Торндайк Э., Уотсон Дж., Бихевиоризм. – М.: АСТ, 1998. – 704 с. 26. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: АСТ, 2018. – 720 с. 27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2017. – 736 с. 28. Фромм Э. Душа человека. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – 664 с. 29. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. – 2-е изд. М.: МПСИ: Флинта, 2008. – 672 с. 30. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Специфика школьного анализа малой литературной формы (на материале рассказов А.И. Куприна «Аль-Исса», «Столетник»)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Литература
курсовая работа
Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации)
Количество страниц:
45
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
Система корпоративного управления и корпоративного контроля
Количество страниц:
60
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image