Введение 3 ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5 1.1 Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 5 1.2 Школьная неуспеваемость у детей младшего школьного возраста: причины возникновения и пути преодоления 7 Выводы по первой главе 11 ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 12 2.1. Характеристики диагностик, направленных на изучение причин школьной неуспеваемости у учащихся начальной школы 12 2.2. Апробация диагностик, направленных на изучение причин школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов 15 2.3. Рекомендации по устранению причин школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов 18 Выводы по второй главе 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Индивидуальная помощь младшим школьникам, отстающим в учении

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
92% уникальность
2022 год
11 просмотров
Паратова В.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5 1.1 Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 5 1.2 Школьная неуспеваемость у детей младшего школьного возраста: причины возникновения и пути преодоления 7 Выводы по первой главе 11 ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 12 2.1. Характеристики диагностик, направленных на изучение причин школьной неуспеваемости у учащихся начальной школы 12 2.2. Апробация диагностик, направленных на изучение причин школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов 15 2.3. Рекомендации по устранению причин школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов 18 Выводы по второй главе 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
Актуальность. Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема школьной неуспеваемости. Эта проблема всегда была и будет значимой, как для учеников, учителей, родителей, так и для общества в целом. Трудности в учебном процессе, которые появляются в начальных классах, затрудняют усвоение основной школьной программы. Именно в начальных классах закладывается фундамент системы знаний, а без этой основы ученик в дальнейшем испытывает трудности и в результате чего в средней школе может «выпасть» из учебного процесса. В данном случае большая роль отводится учителю, который своевременно должен устранить появившиеся пробелы в обучении. Учителю необходимо осознавать, ни к чему не способных детей нет.


Возникла потребность заказать курсовую работу? цены нашего сервиса вам понравятся.


Все ученики способны к обучению, но у каждого – свой путь развития. И этот путь нужно выбрать учителю. Для того чтобы работа с неуспевающими учениками стала эффективной, необходимо, прежде всего, выявить конкретные причины неуспеваемости. В основе школьной неуспеваемости могут находиться следующие группы причин: • психологические (развитие познавательных процессов, мотивационная сфера школьников, уровень тревожности); • педагогические (неправильная организация учебного процесса, недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми); • социальные (слабая материально-техническая база школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, нехватка учителей, домашние условия жизни учащихся, отношения в семье, культурный уровень родителей). В рамках учебного процесса большую роль играют педагогические и психологические причины неуспеваемости младших школьников. Проблеме школьной неуспеваемости большое внимание уделяли как педагоги, так и психологи. Из них наиболее известные Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, П.П. Блонский, П.П. Борисов, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Н.И. Мурачковский, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, В.С. Цетлин. Объект исследования – школьная неуспеваемость как психологопедагогическая проблема. Предмет исследования – индивидуальная помощь преодоления неуспеваемости у младших школьников. Цель работы – выявить причины неуспеваемости младших школьников на основе эмпирических данных, определить пути ее преодоления. Исходя из цели, были выделены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме школьной неуспеваемости; 2. Подобрать методы диагностики, позволяющие определить причины неуспеваемости у учащихся начальной школы. 3. Апробировать диагностики, направленные на изучение причин школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов; 4. Дать рекомендации по устранению причин школьной неуспеваемости у учащихся 4 «В» и 4 «З» классов. База исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №69, в 4 «В» и 4 «З» классах, г. Екатеринбург. Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы использовались теоретические методы исследования: анализ психологопедагогической литературы, систематизация материала; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ данных. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения, списка литературы.  

Читать дальше
Итак, неуспеваемость – это сложное и неоднозначное явление школьной действительности. Неуспеваемость – не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания. Неуспеваемость проявляется в том, что ученик обладает слабыми навыками чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Неуспевающие школьники не умеют учиться. Они не желают или не могут осуществлять логическую обработку предлагаемой темы. На уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают его наспех, не анализируя учебный материал, либо заучивают наизусть, не вникая в сущность. Апробация диагностик, направленных на изучение причин школьной неуспеваемости, проводилась на базе МАОУ СОШ №69 в 4 «В» и 4 «З» классах. Из беседы учителей и анализа классных журналов выделилось 7 неуспевающих учеников. Для выявления педагогических причин школьной неуспеваемости мы использовали метод наблюдения и выяснили, что организация учебного процесса сопровождается: • Высоким темпом работы на уроках; • Ориентацией на «сильных» учеников; • Организацией только фронтальной работы; • Отсутствием эмоциональной поддержки. В соответствии с выявленными причинами школьной неуспеваемости мы выявили следующие рекомендации по их преодолению. Принципы, на которых основаны рекомендации: комплексный и системный подход, дифференцированный подход, опора на положительные стороны. В работе по развитию познавательных процессов необходимо большое внимание уделить коррекционным упражнением. Важно при этом вести целенаправленную и систематическую работу. Упражнения включать в учебный процесс, во внеучебную деятельность. Тип упражнения может быть один, но содержание изменяться в соответствие с предметом. Для развития памяти, внимания и мышления могут быть использованы следующие упражнения: «Ловец слов», «Корректурные пробы», «Копировальщики», «Составь слово», «Феноменальная память», «Будь внимателен», «Что без чего не обойдется?», «Четвертый лишний», «Составь предложение», «Поиск аналогов», «Ассоциации», «Сравни» и т. д. В проведении упражнений необходимо ориентироваться на текущий уровень ученика, постепенно усложнять задачу. Следующая причина школьной неуспеваемости – внутренне состояние ребенка, уровень тревожности. Для устранения тревожности целесообразно использовать педагогику поддержки, используя при этом тактику «Помощи». Нужно помочь ребенку осознать, что он нужен и его окружающие готовы поддерживать независимо от его отметок. Не нужно предлагать задания на скорость, пугать предстоящей контрольной работой, предлагать тревожным детям внешнюю опору. Школа должна у детей ассоциироваться с радостью, с саморазвитием. Дети с повышенным уровнем тревожности испытывают некую скованность, неохотно включаются в коллектив, поэтому необходимо проводить коллективные походы, игры, где дети могут проявить себя. Например, игра «Комплименты», «Вспомнить все», «Цифры», «Расскажи стихи руками», «Через стекло и т. д. Учебная деятельность должна быть продумана, включать проблемные ситуации, необходимо варьировать приемы и методы. Активно использовать парную, групповую работу. Но при этом следует обратить внимание на сплоченность групп, только в этом случае интерес к предмету будет повышаться. Большее место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Необходимо чтобы ученик осознавал ее содержательность, т.е. отметка должна быть как показатель уровня знаний и умений. Также в повышении мотивации эффективным могут стать жизненные примеры известных личностей. Таким образом, все вышеперечисленные рекомендации способствуют устранению педагогических и психологических причин неуспеваемости у младших школьников в учебном процессе.  
Читать дальше
1. Альманах психологических тестов. – М.: Изд-во КСП, 1995. – 400 с. 2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с. 3. Арямов, И. А. Особенности детского возраста: очерки / И. А. Арямов. – М.: Учпедгиз, 1953. – 192 с. 4. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников: сб. статей / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону.: Педагогика, 1972. – 523 с. 5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. 6. Бабенышева, Л. Ф. Причины слабого развития самостоятельности в учении у школьников и пути их устранения / Л. Ф. Бабенышева // Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сб. статей / Ю. К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Просвещение, 1973. – С. 35-41. 7. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей / Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с. 8. Бардин, К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться: методические указания / К. В. Бардин. – М.: Знание, 1980. – 96 с. 9. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с. 10. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т. I. – 376 – 385 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Управление текучестью персонала в условиях экономического спада
Количество страниц:
30
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Парадоксы в математике
Количество страниц:
10
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Математика
дипломная работа
Создание компьютерной 2D игры на движке Unity
Количество страниц:
40
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image