Введение 3 1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России 5 1.1. Источники доктрины 5 1.2. Суть доктрины «Москва – Третий Рим» 9 2. Влияние доктрины «Москва – Третий Рим» на формирование внешней и внутренней политики Руси 12 2.1. Доктрина «Москва – Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков 12 2.2. Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX – начала XX веков 18 Заключение 22 Список использованных источников 24

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ

курсовая работа
Право
25 страниц
69% уникальность
2022 год
33 просмотров
Замолодская Ю.
Эксперт по предмету «История политических и правовых учений»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России 5 1.1. Источники доктрины 5 1.2. Суть доктрины «Москва – Третий Рим» 9 2. Влияние доктрины «Москва – Третий Рим» на формирование внешней и внутренней политики Руси 12 2.1. Доктрина «Москва – Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков 12 2.2. Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX – начала XX веков 18 Заключение 22 Список использованных источников 24
Читать дальше
Доктрина "Москва - Третий Рим" и ее конкретно-историческое воплощение - частая тема последних историко-культурных исследований. Актуальность нашей работы подтверждается тем, что это понятие рассматривается многими историками, культурологами и политиками как одно из самых символичных и решающих в истории российского государства. Идея "Москва - третий Рим" является смысловой основой мессианской концепции формирования российского централизованного государства, которая во многом определила мессианскую направленность.


Решили купить курсовые ? Не откладывайте на потом.


Важность разработки данной темы заключается в том, что в современном процессе глобализации и интеграции во всем мире на первый план выходят страны с культурным "превосходством" и традициями преемственности с другими странами, сохраненными и развитыми в их политике и национальной культуре. Примечательно также, что эта концепция ориентировала и поддерживала интеграционный процесс формирования российского государства и способствовала сохранению России как единого суверенного государства. Российское государство - гордая и сильная нация, и концепция внешней политики, направленной на сохранение и приумножение материальных и духовных богатств страны перед лицом угроз со стороны внешнего мира, также формировалась годами. Не следует забывать и о культурных последствиях принятия и популяризации концепции "Москва - третий Рим". Эта концепция создала образ России как духовной державы, последнего бастиона христианского мира, и Россия стала приравниваться к европейским культурам и государствам, таким как Древняя Греция и Италия. Поэтому целью данного исследования является выявление влияния концепции "Москва - Третий Рим" на формирование российской внешней политики в ее историческом контексте. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:  рассмотреть источники доктрины;  определить суть доктрины «Москва – Третий Рим»;  исследовать доктрину «Москва – Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков;  проанализировать доктрину "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX – начала XX веков. Объектом исследования является доктрина «Москва-третий Рим». Предметом исследования выступает генезис доктрины «Москва — третий Рим» в русской церковно-политической мысли. Достижение поставленных цели и задач обеспечивается обоснованным выбором методов исследования. В ходе работы применялся системный подход к анализу объекта исследования, также были использованы исторический метод, методы общенаучного исследования, такие как логический анализ, конкретизация и сравнение. Для написания данной работы были использованы научные и периодические издания таких авторов, как: Кожинов В.В., Карпец В.И., Новикова Л.И., Соловьева В.С. Особенно хочется отметить труд последнего - «Византизм и Россия», где автор подчеркивает культурологические и политические параллели и корреляции в государственности России, показывая взаимосвязь и взаимовлияние идейно-политических парадигм на культурную атмосферу России и наоборот. Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты и выводы исследования связанные с политической доктриной «Москва – третий Рим» представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения общих закономерностей. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют понять характер политической доктрины «Москва – третий Рим», что необходимо для расширения научной базы профильного обучения.

Читать дальше
Доктрина "Москва - третий Рим" стала известна и общепризнана в России во время правления Ивана IV (Великого), сына Василия III, когда Великое княжество Московское стало царством после 1547 года. Он сыграл важную роль в становлении российской имперской идентичности и подъеме российского централизованного государства. Она сформировалась как идея о том, что Россия является богоизбранной преемницей Византии, и впоследствии стала идеологической теорией формирования и подъема российского государства. Она оправдывала Московское царство как единственное истинно христианское государство и полное воплощение православной доктрины в своей жизни. В этой идее четко проявились все составляющие христианского теократического мировоззрения. А именно, в виде образа исторического и трансцендентного конечного Московского государства, воплощающего "Царство Христово", эсхатологии - завершения исторического процесса в третьем Риме ("четвертого Рима быть не может") - и мессианизма, связанного с идеей избранной русской нации, объединенной Москвой. Огромные усилия Московской Руси против ордынского нашествия создали устойчивую систему сопротивления внешним врагам. И когда империя Чингисхана и его потомков ослабла, она не только свергла иго Орды, но и утвердила свои позиции на огромном евразийском континенте. Она признала себя "Третьим Римом" и пришла к убеждению, что без сильной государственной системы не может быть ни развития, ни процветания. Если ее ослабить, она может ввергнуть страну в хаос и неразбериху и разрушить ее. Теократические тенденции средневековой Руси проявились в форме обожествления царской власти. Именно в это время в России впервые состоялось ритуальное помазание царя. Власть царя стала священной. Политическое правление было задумано как служение высшей цели, "как божественная милость для слабых людей, которые из-за своих грехов и преступлений не могли продолжать свою безгосударственную жизнь". Чтобы подтвердить свой более высокий статус государственной власти, великий князь меняет свой титул и становится царем. При этом его назначение Богом начинает означать, что он уже не первый среди равных, а единственный, диктатор. Характер слова царь, происходящего от латинского Caesar, придавал авторитет новой государственной системе и подчеркивал преемственность и единство царской власти московских князей с властью римских и византийских императоров. Дело в том, что в это же время византийский император передал корону и царский инвентарь Владимиру Мономаху, и легенда о том, что в дальнейшем он перешел в руки великих князей московских. И это подчеркивало преемственность и наследственный характер самодержавной власти в России. Концепция "третьего Рима" нашла отражение не только в политической жизни России, но и в градостроительстве: градостроители Москвы в XVI и XVII веках активно внедряли в структуру Москвы архитектурные элементы, характерные для Константинополя и Рима. В Москву активно привлекались иностранные специалисты, такие как архитекторы и иконописцы. Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение и внедрение социально-политической доктрины "Москва - третий Рим" оказало значительное влияние на формирование российского государства и власти. Однако было бы ошибкой утверждать, что эта знаменитая доктрина сегодня полностью забыта. Идеи Филофея Старшего до сих пор оказывают влияние на российское общество, церковь и политику.
Читать дальше
1. Карпец В.И. Некоторые черты государственности и государственной идеологии Московской Руси. Идея верховной власти / Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве: Сборник научных трудов. - М., 1985. – 25 с. 2. Кожинов В.В. История Руси и русского слова/ В.В. Кожинов. – М.: Эксмо, 2001. – 512 с. 3. Лурье С.В. Историческая этнология/С.В. Лурье. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 448 с. 4. Новикова Л.И. Русская философия истории/Л.И.Новикова, И.Н. Сиземская. – М.:Аспект Пресс, 2000. – 398 с. 5. Розанов В.В. В темных религиозных лучах/В.В. Розанов. – М.: Республика, 1994. – 476 с. 6. Скрынников Р.Г. Борис Годунов/Р.Г. Скрынников. – М.: Аст-Пресс, 2002. – 416 с. 7. Соловьев В.С. Византизм и Россия/В.С. Соловьев//Византизм и славянство. Великий спор. – М.: Эксмо –Пресс, 2001. – 736 с. 8. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории/А.Дж. Тойнби. – М.: Айри Пресс, 2003. – 592 с. 9. "Москва – третий Рим" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2232667 (дата обращения: 16.05.2022) 10. "Москва – третий Рим": духовные скрепы XVI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://diletant.media/articles/28564762/ (дата обращения: 16.05.2022) 11. "Москва — Третий Рим": история спекуляции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/324 (дата обращения: 16.05.2022) 12. История возникновения и суть теории "Москва - Третий Рим" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauka.club/istoriya/istoriya/istoriya-vozniknoveniya-i-sut-teorii-moskva-tretiy-rim.html (дата обращения: 16.05.2022) 13. Панарин И.Н. Доктрина Руси: “Москва - Третий Рим” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.panarin.com/doc/40 (дата обращения: 16.05.2022) 14. Панарин И.Н. От Единой России к Евразийской Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.panarin.com/doc/106#1_2(дата обращения: 16.05.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Закон как нормативный акт
Количество страниц:
27
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
«МЯГКАЯ СИЛА» КАК МЕХАНИЗМ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ НАТО В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ХХI ВЕКЕ
Количество страниц:
65
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Обстоятельства, смягчающие наказание и их уголовно-правовое значение
Количество страниц:
25
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image