ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Личность детей дошкольного возраста 6 1.2. Характеристика личности детей задержкой психического развития дошкольного возраста 9 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15 2.1 Подбор методов исследования 15 2.2 Анализ результатов исследования 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31 ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Особенности личности детей с ЗПР дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
85% уникальность
2022 год
14 просмотров
Чивильдеев .
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Личность детей дошкольного возраста 6 1.2. Характеристика личности детей задержкой психического развития дошкольного возраста 9 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15 2.1 Подбор методов исследования 15 2.2 Анализ результатов исследования 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31 ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Читать дальше
Личность – это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью. Когда говорят о дошкольном возрасте, подразумевают промежуток от 3 до 7 лет. Актуальность данной работы состоит в том, что в сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром.


Нам под силу даже аспирантский реферат в Красноярске . Закажите на Work5.


Данная проблема интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию социально–коммуникативных навыков. Развитие данных навыков является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности адаптироваться к обучению в школе. Развитие личности дошкольника представляет наибольший интерес в связи с активным освоением им общественных отношений, активным овладением различных форм поведения. Итогом развития личности в дошкольном возрасте во многом определяет характер социальной адаптации ребенка на следующем возрастном этапе и отражается на состоянии тревожности, межличностных отношениях и «Я» концепции. В старшем дошкольном возрасте начинают своё формирование новые психологические механизмы деятельности и поведения. По мнению М.И. Лисиной в этом возрасте формируются основы будущей личности: создается устойчивая структура мотивов, появляются новые социальные потребности (в уважении и признании, желание выполнять самостоятельно взрослые дела). В этом возрасте ребенок начинает активно проявлять интерес к коллективным формам деятельности. У него появляется стремление быть лучшим, потребность поступать в соответствии с ранее установленными правилами и нормами. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии. Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Психолого–педагогические наблюдения за шести–семи летними детьми с задержкой психического развития и их клиническое изучение (В.А. Авотиньш, У.В. Ульенкова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина, Н.Ю. Борякова и др.) выявили ряд особенностей личностного развития таких детей. Наиболее характерными особенностями детей с задержкой психического развития являются снижение работоспособности и повышенная истощаемость; неустойчивость внимания и своеобразное поведение; недостаточная продуктивность произвольной памяти; более низкий уровень развития восприятия; нарушение двигательных способностей; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально–волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений; трудности в счете, решении задач; неудовлетворительный навык каллиграфии. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и скоординированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у них вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия. В дошкольной психологии проблемы изучения становления личности детей с задерженным психическим развитием отражаются в исследованиях В.И. Лубовского, К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера, В.Г. Петрова, Г.Е. Сухарева, Е.С. Иванова, И.Ф. Марковской, Л.В. Кузнецовой и др. Объект исследования: личность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности личности детей ЗПР дошкольного возраста. Цель исследования: особенности личности детей с ЗПР дошкольного возраста. Задачи исследования: – рассмотреть личность детей дошкольного возраста; – охарактеризовать личности детей задержкой психического развития дошкольного возраста; – провести экспериментальное исследование личности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Гипотеза исследования: особенности личности детей с ЗПР дошкольного возраста характеризуются доминированием отрицательных эмоций; неустойчивостью эмоционального состояния. Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической, методической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование, количественный и качественный анализ данных. Общая структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений

Читать дальше
Рассмотрены психолого–педагогические основы развития личности детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является периодом «первоначального склада личности. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Это время формирования основных личностных механизмов и образований, определяющих дальнейший личностный рост ребенка: укрепления эмоциональной саморегуляции, развития нравственной саморегуляции, формирования деловых личностных качеств ребенка. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три–четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка. Качества личности формируется в течение жизни, и зависят от социального окружения. Большую роль в формировании дисциплинированности, организованности, других качеств, помогающих дошкольнику управлять своим поведением, играет степень его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения. Задержка психического развития – этиология преходящего отставания созревания психики в общем или некоторых ее функций, замедление темпа осуществления возможных потенциалов организма, которые часто открываются при зачислении в школу и формулируется в нехватке общего резерва знаний, незрелости мышления, односторонности представлений, малой умственной целеустремленностью, доминировании игровых увлечений, быстрой пресыщаемой в умственной деятельности. Причины появления задержки психического развития возможно поделить на две значительные группы: основания биологического характера; основания социально – психологического характера. К основаниям биологического характера относят: разнообразные вариации патологии беременности (резус– конфликт, тягостные интоксикации и т.д.); недоношенность; травмы родовые; разнообразные соматические болезни (опасные виды гриппа, рахит, хронические болезни – синдром нарушенного желудочно–кишечного всасывания, туберкулез, пороки внутренних органов и т.д.) легкие формы мозговых травм. Выделяют наиболее явные личностные особенности детей с ЗПР, такие как: несформированность способности к обучению; затрудненная социальная адаптация и социальное развитие ребенка; недостаточная сформированность мотивационно–целевой основы деятельности; незрелость эмоционально–волевой сферы. Дети с ЗПР отличаются незрелостью эмоционально–волевой сферы, поэтому этого у них возникают проблемы с общением, волевой регуляцией своего поведения. Ребенок не способен регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Так как у детей отмечается низкий уровень эмоционально–волевой готовности, то им сложно подчиниться правилам дисциплины, они неспособны к длительным интеллектуальным усилиям. Из–за особенностей познавательной сферы, у детей с ЗПР не сформированы структурные компоненты учебной деятельности. У них отсутствует познавательный интерес, они стремятся быстрее завершить задание, зачастую не доводя его до конца. На протяжении работы они с трудом удерживают словесную инструкцию. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля. Ребенок не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно оценить результат. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР отличается от мира других детей. У детей данной категории обычно возникают трудности с дифференциацией эмоций, им трудно сконцентрироваться на выполнении какого–либо одного задания, внимание их рассредоточено. Невзирая на это, дошкольник способен в течение длительного времени заниматься каким–либо видом деятельности, если она вызывает у него непосредственный интерес. Особенности эмоциональных проявлений у детей с задержкой психического развития, устанавливает признаки эмоционально–волевой незрелости. У дошкольников с задержкой психического развития имеются повышение агрессивности, неадекватная эмоциональность к переменам в условиях общения, тяжести изучения чувственного опыта, срывы превалирующего тона в настроении, проблемы в толковании эмоциональных состояний, значительная лабильность переживаний, пониженная вербализация средств для отображения эмоций и скудость мимической стороны их воссоздания. Окружение психолого–педагогических условий, которые касаются формирования эмоциональной сферы детей 6–7 лет с задержкой психического развития, достаточно обширен. Важнейшей задачей деятельности по воспитанию эмоциональной сферы делается обучением дошкольника точным проявлением своих эмоций, адекватным видам реагирования на разнообразные условия и явления окружающей среды в процессе общения с внешним миром. В данном случае нужно учесть тот факт, что дошкольнику необходим динамизм эмоциональных проявлений, их многообразие, так как обилие одинаковых позитивных эмоций рано или поздно начинает вызывать скуку. А слишком сильные, аффективные реакции, как правило, считаются плодом продолжительного зажима эмоций. Подобраны критерии отбора методов личности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Следовательно, приобретенные с помощью методик всеобщие суммарные показатели развития личности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно анализировать не столько как обладающее диагностическим, но и в установленной степени прогностическим значением, потому, что они не только показывают имеющийся уровень, но и представляют возможность сохранения данного уровня в похожих обстоятельствах воспитания. По критериям и показателям к ним были подобраны соответствующие методики, которые были немного модифицированы и упрощены по той причине, что рано требовать проявления всей палитры эмоций и понимания эмоциональных условий других людей, которые будут им доступны в процессе их дальнейшего личностного развития от детей дошкольного возраста с ЗПР и организовано экспериментальное исследование, направленное на диагностическое изучение показателей восприятия и понимания эмоциональных состояний детьми в старшей группе детского сада. Диагностика показала, что далеко не у всех детей наблюдается высокий уровень эмоционального восприятия, который развивается, в нашем случае, по возрасту, из трех параметров: умение определять особенности выражения эмоциональных состояний; дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; умение распознавать простые и сложные эмоции. На основе проведенной работы были сформулированы выводы: личностное развитие дошкольников с ЗПР считается самым важным условием, которое может обеспечить результативность процесса образования и воспитания. Те значительные моральные, этические и нравственные чувства, какие описывают взрослого человека и какие могут воодушевить его на великие дела и на возвышенные поступки, не предоставлены дошкольникам в готовом виде от момента рождения. Они появляются и воспитываются в период детства под воздействием общественных условий жизни и воспитания. Нужно применять преднамеренно разработанные психолого–педагогические условия. Организация условий для отношений с внешним миром и социумом (взрослыми, сверстником, героями сказок), а также введение дошкольника во всевозможные жизненные обстоятельства, важные и искренние для него, в каких бы обнаружился уже полученный и развивался новейший эмоциональный опыт дошкольника, – все это сможет обеспечить значительный познавательный эффект, формировать моральные побуждения дошкольника. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Алямовская, В. Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста [Текст] / В. Г. Алямовская, С. Н. Петрова. – М.: Скрипторий, 2012. – 80 с. 2. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская. – М.: «Когито–Центр», 2014. – 47 с. 3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. – М.: «Педагогика», 2015. – 144 с. 4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, Москва. Педагогика–Пресс, 2015. – 390 с. 5. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 336 с. 6. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития [Текст]: подготовка к школе / О. А. Журбина, Н. В. Краснощекова.– Ростов – на – Дону: Феникс, 2016. – 157 с. 7. Изард, К. Е. Психология эмоций [Текст] / К. Е. Изард. – СПб.: Питер, 2016. – 327 с. 8. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Академия, 2017. – 288 с. 9. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб., 2014. – 2019 с. 10. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Издательство Московского университета, 2015. – 197 с. 11. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский. – М.: Просвещение, 2015.– 145 с. 12. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина – М.: Просвещение, 2016. –145 с. 13. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина – СПб.: Речь, 2016. – 352 с. 14. Маркова, Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: методическое пособие / Л. С. Маркова. – М.: Айрис–пресс, 2015. – 160 с. 15. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития [Текст] / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс–центр, 2018. – 198 с. 16. Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / М. С. Певзнер, Т. А. Власова. – М.: Просвещение, 2016. – 190 с 17. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию [Текст] / К.Р. Роджерс. М.: Просвещение, 2015. – 159 с. 18. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова – СПб.: Питер, 2017. – 178 с. 19. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Слепович. – М.: Педагогика, 2016. – 96 с. 20. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Соколова. – М.: Сфера, 2016. – 318 с. 21. Ульенкова, У. В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностическо – коррекционных групп в дошкольном учреждении [Текст] / У. В. Ульенкова, Е. Н. Васильева // Дефектология. – 2018. – №5. – С. 3–46. 22. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно–методическое пособие / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2016. – 68 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Схематичный анализ языка вражды в медиа
Количество страниц:
20
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Использование банковских пластиковых карт в организации
Количество страниц:
38
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
курсовая работа
Психологический анализ суицидальной мотивации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image