В ходе рассмотрения темы «Разработка предложений по совершенствованию детского туризма» были решены следующие задачи:
1) Изучены теоретические аспекты детского туризма.
Детский туризм - это путешествия, экскурсии организованных групп детей в возрасте от 7 до 14 лет в сопровождении руководителя группы по туристским маршрутам с оздоровительно-рекреационными, учебными, познавательными, физкультурно-спортивными и другими целями.
С социальной точки зрения детский туризм является важным и неотъемлемым аспектом жизни общества. Преимущества этого вида туризма с экономической точки зрения несомненны: учащиеся путешествуют, в основном, организованными группами, поездки систематически повторяются из года в год, что значительно упрощает планирование бизнеса.
Детский туризм в России, в связи с переходом страны к рыночной экономике, претерпел большие изменения. Созданная в СССР система оздоровления детей в лагерях труда и отдыха, оздоровительных лагерях, санаториях и пансионатах в настоящее время поменяла не только финансовую основу, но и свою структуру.
К сожалению, продолжает уменьшаться общее количество загородных оздоровительных лагерей. Многие детские оздоровительные лагеря требуют капитального ремонта, не приспособлены для круглогодичного пребывания, используют еще ресурсы советского периода.
На рынке туристских услуг существует немало фирм, предлагающих детский отдых. Однако большинство из них до последнего времени были ориентированы лишь на заграничные лагеря для отдыха детей и языковые школы. Профильных, занимающихся исключительно детским туризмом, туристских фирм довольно мало. Стоит отметить, что российский рынок детского туризма в настоящее время характеризуется низкой прозрачностью. Принятые в регионах целевые программы по развитию туризма безусловно, дают свои положительные результаты. Однако не стоит утверждать, что даже такие меры государственного регулирования полностью избавят детский туризм от существующих проблем.
В отличие от многих других видов туризма детский туризм выделяется не по целям поездки, а по целевой аудитории. В связи с этим он очень разнообразен, ведь во многих видах туризма есть место и детскому туризму. Кроме того, принято отличать детский туризм от семейного: детский туризм подразумевает путешествие без родителей, а под семейным туризмом, как правило, понимают совместное путешествие родителей и детей.
Выделяют следующие виды детского туризма: туристические походы, отдых за городом (лагеря), поездки внутри региона или за переделы региона, туристические фестивали и конкурсы, экскурсии.
На сегодняшний день существует много проблем, которые препятствуют развитию детского туризма.
- Отдых не должен быть дорогим.
- Отсутствие законодательной базы.
- Отсутствие налаженной связи между турфирмами и здравницами.
Все выше перечисленные проблемы разрешимы. Для улучшения ситуации на туристическом рынке детских услуг следует предпринять следующие шаги.
- Снизить стоимость туристической путевки, используя тот факт, что дети не столь требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и вшестером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость тура.
- Разработать и утвердить ряд законодательных актов, регулирующих частную деятельность в сфере детского туризма. Разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. Разработать специальную льготную систему земельного налога для организаций, занимающихся детским туризмом.
- Привлечь туристические предприятия к сотрудничеству со здравницами, для повышения заполняемости лагерей детского отдыха. Улучшить транспортную сеть и телефонную связь между детскими здравницами, расположенными в сельской местности, и областными центрами.
2) Разработаны мероприятия по совершенствованию детского туризма на примере туроператора «Веселое путешествие".
Туроператор «Веселое путешествие существует на рынке девятнадцать лет.
В результате анализа туроператора были выявлены следующие достоинства:
- У компании большой опыт организации путешествий.
- Множество туристических направлений.
- Возможность посмотреть на официальном сайте расписание туров и экскурсий.
- Детский туризм – приоритетное направление.
Особенно хочется выделить стремление компании продвигать туризм, как вид отдыха. Компания не только предоставляет на сайте рекламу своих туров, но и предлагает ознакомиться со списком музеев, куда можно пройти бесплатно, а также посмотреть список рекомендованных к посещению галерей. Так же на официальном сайте компания есть возможность побывать в некоторых музеях бесплатно и не выходя из дома. Виртуальные экскурсии помогут клиенту с выбором заинтересовавшейся экскурсии, или помогут учителям в образовательных целях рассказывать в школах о тех или иных музеях и показывать виртуальные экскурсии на экранах. Это большое преимущество компании.
Туроператор «Веселое путешествие» предлагает следующие направления в детском туризме:
- Однодневные экскурсии.
- Квесты.
- Туры на иностранных языках.
- Выпускной в школе и саду.
- Мастер-классы.
- Многодневные туры.
- Туры в Москву.
- Детский День Рождения.
У туроператора «Веселое путешествие» были выявлены следующие проблемы:
- Дороговизна туров.
- Компания не организовывает детские туры за пределы страны.
- Компания не организовывает отдых в детских оздоровительных лагерях.
- Недочеты на официальном сайте компании.
Для совершенствования развития детского туризма туроператора «Веселое путешествие» необходимо:
- Руководству следует уделять должное внимание затратам турпредприятия. Основной целью оптимизации себестоимости является увеличение прибыли компании без дополнительного объема продаж, снижение цен на турпродукт, рост конкурентоспособности, увеличение материальной мотивации персонала, увеличение выплат дивидендов. Оптимизацию себестоимости необходимо рассматривать как составную и неотъемлемую часть процесса управления издержками предприятия и процесса оптимизации управления компанией в целом. Управление расходами следует рассматривать ключевым видом экономической деятельности.
Для снижения себестоимости тура возможны следующие варианты:
1) Большинство компаний предлагают туры в виде пакета туруслуг. Для снижения стоимости, в пакете можно указать только одну экскурсию или исключить вовсе, клиент же по желанию, может выбрать их на месте.
2) Транспортные расходы занимают большую часть себестоимости. К примеру, при организации туров с авиаперелетом, компании нужно заключить договор на чартерные рейсы, это снизит стоимость перелета.
3) Компании нужно набирать большее кол-во туристов на один тур, чем больше туристов, тем меньше будет стоимость для каждого.
4) Важно следить за ценами конкурентов.
При экономии важно следить за тем, чтобы зарплаты сотрудников остались на прежних уровнях, так как их снижение может негативно сказать на развитие компании, ухудшить уровень опыта специалистов.
- Необходимо сформировать план внедрения нового направления – организация туров за пределы страны. Для этого необходима работы по анализу рынка туристических услуг, подбору маршрутов, подсчет стоимости, заключение договоров со сторонними компаниями и принимающей стороной.
Главная сложность при организации туров за пределы страны – это наличие визы, паспорта и заверенного согласия родителей на выезд ребенка.
- Для организации туров в детские оздоровительные лагеря перед туроператором встает следующая проблема: лагеря не стремятся сотрудничать с туроператорами по причине необходимости комиссионных вознаграждений за продажи. С одной стороны, это обоснованная причина, но с другой – у многих лагерей нет официального сайта, полностью они не заполняются детьми и не обладают своими рекламными компания, а также многие лагеря нуждаются в ремонте.
Туроператору можно самостоятельно предлагать сотрудничество.
- Официальный сайт компании предоставляет всю необходимую информацию, но классификация туров не корректна. Туроператору необходимо организовать сайт так, чтобы он был более удобен в использование, а экскурсии не повторялись по несколько раз в каждом из направлений.
По результатам работы можно сделать вывод, туроператор «Веселое путешествие» зарекомендовал себя на рынке туристических услуг и обладает необходимым опытом для организации детского туризма. В ходе анализа компании были выявлены и проблемы, решение которых позволит вывести компанию на новый уровень.