Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития интереса детей старшего дошкольного возраста к природе посредством художественной литературы 1.1. Формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к природе, посредством художественной литературы 7 1.2. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к природе как педагогическая проблема 15 Вывод по первой главе 20 Глава 2. Педагогическое исследование роли детской художественной литературы в развитии интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста 2.1. Методика художественного чтения и рассказывания детям. 21 2.2. Конспект занятия с использованием детской литературы для развития интереса к природе у детей старшего школьного возраста 25 Вывод по второй главе 28 Заключение 29 Список литературы 31

Роль детской литературы в развитии интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
56% уникальность
2022 год
18 просмотров
Никитин В.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития интереса детей старшего дошкольного возраста к природе посредством художественной литературы 1.1. Формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к природе, посредством художественной литературы 7 1.2. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к природе как педагогическая проблема 15 Вывод по первой главе 20 Глава 2. Педагогическое исследование роли детской художественной литературы в развитии интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста 2.1. Методика художественного чтения и рассказывания детям. 21 2.2. Конспект занятия с использованием детской литературы для развития интереса к природе у детей старшего школьного возраста 25 Вывод по второй главе 28 Заключение 29 Список литературы 31
Читать дальше
Актуальность темы. Тяга к красоте природы является естественной потребностью человека, тем более детей. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли ответственными и добропорядочными людьми, а не потребителями, то позаботиться об этом нужно уже с маленького возраста и сделать все возможное для их полноценного экологического образования. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает приобщение ребенка к основам художественной литературы. А.


Поторопитесь заказать решение задач во Владивостоке , пока нет дедлайнов.


.В. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир». Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. личностные качества ребенка, которые направлены как целевые ориентиры в ФГОС. Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка. На данном этапе приобщение детей к природе и экологическое воспитание становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. В настоящее время состояние этой сферы в развитии детей можно охарактеризовать недооценкой его многих звеньев, весьма значительными проблемами и упущениями. Все выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский считал, что природа – это средство для развития ума, воли и чувств, источник знаний, К.Д. Ушинский полагал, что нужно «вести детей в природу», чтобы сообщать им все полезное и доступное для их словесного и умственного развития. Разработкой теоретических аспектов экологического образования и воспитания занимались многие ученые [6]. И.Д. Зверев рассматривал экологию в качестве нового аспекта школьного образования. Б.Г. Иоганзен и Н.А.Рыков занимались рассмотрением мотивов бережного отношения к природе. Другой авторв, А.Н. Захлебный, указал цели, задачи и принципы экологического образования, А.П. Сидельков сформулировал факторы формирования отношения школьников к природе. И.Т. Суравегина рассматривала экологическое образование в качестве междисциплинарного процесса формирования ответственного отношения к природе, с акцентом на изучение биологии. Вопросы экологического образования в подготовке учителя рассматривали Е.С. Сластенина, Н.Д. Андреева, С.Н. Глазачев, Т.М., Носова, Н.П. Несговорова, А.В. Афонина, А.В. Миронова и т.д. Особенно важно начинать экологическое образование еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Решение задач экологического образования детей осуществляется в соответствии с принципом интеграции образовательных областей не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, и в самостоятельной деятельности детей. Образовательные области «Чтение художественной литературы» и «Познание» относятся к направлению «Познавательно-речевое развитие» и тесно взаимосвязаны между собой, так как чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, положительного отношения к окружающему миру, природе, любви и интереса к книге. Использование детской природоведческой литературы полезно во всех возрастных группах. Однако следует умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику. Художественная литература и художественное слово позволяют закрепить и дополнить знания детей, уточнить их. Природоведческая литература имеет познавательных характер, поэтому способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания наблюдательности, познавательного интереса, любознательности. Она заставляет детей присматриваться к окружающей природе, ставит перед ними новые вопросы [7]. Гипотеза: если правильно и планомерно организовать работу по воспитанию у дошкольников интереса к природе средствами художественной литературы, это будет способствовать углублению знаний детей о природе, воспитания познавательного интереса, наблюдательности, а также овладением искусством обучения художественного слова. Цель работы: исследовать значимость роли детской литературы как средства в развитии интереса к природе у детей дошкольного возраста. Задачи работы:  раскрыть особенности формирования представлений и развития познавательного интереса о природе у детей старшего дошкольного возраста;  изучить значение детской литературы в развитии представлений о природе у детей дошкольного возраста;  разработать конспект занятия с использованием детской литературы для развития интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. Объект: процесс развития интереса к природе у детей дошкольного возраста посредством детской литературы. Предмет: детская литература как средство в развитии интереса к природе у детей дошкольного возраста. Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое мировоззрение. Полноценному развитию всех этих качеств способствует, с одной стороны, тесное общение с природой, с другой стороны – целенаправленное воспитание средствами искусства, в том числе и на основе художественной литературы. Условием, обеспечивающим целостное развитие личности ребенка, является формирование природоведческих знаний. Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую литературу. Детская литература, в данном случае, представляет собой книгу о природе, которая для детей является источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, при этом используя жанры реалистического рассказа и познавательной сказки. Такие произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности. Всем известно, что природоведческая литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического, экологического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Литература воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережного отношения к ней, обогащает их представления о природе. Сейчас очень актуальна проблема приобщения маленьких детей к художественной литературе. Почти в каждой семье имеется компьютер, и интернет, а также телевидение, и родители не всегда считают нужным читать книжки своим детям. По этой причине перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в частности многих аспектов системы воспитания дошкольного детства. В такой ситуации большое значение имеет приобщение ребенка к художественной литературе. Сухомлинский А. В. писал, что чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир. Здесь имеется важный момент - в процессе экологического образования у детей дошкольного возраста начинает развиваться творческая активность, познавательный интерес к миру природы, любознательность, т.е. личностные качества ребенка, направленные как целевые ориентиры в ФГОС. Посредством художественной литературы открывается и объясняется жизнь природы и общества, а также мир чувств и взаимоотношений. Кроме этого, через чтение художественного произведений происходит развитие воображения и мышления ребенка, обогащают ребенка эмоциями. При этом не следует забывать, что книга – это, в первую очередь, источник знаний. Из книг дети узнают много нового о природе и о жизни общества. А умение воспринимать элементы художественной выразительности и художественное произведение само собой не приходит к ребенку, его нужно развивать и воспитывать с детства. Одной из главных ценностей чтения художественной литературы является, то, что с её помощью можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком дошкольного возраста. Очень важно донести до современных родителей, что значение книг на развитие ребёнка очень велико. При чтении стихотворения или рассказа педагог должен обратить внимание не только на его содержание, но и помочь ребенку проникнуться этим настроением, постараться раскрыть его настроение. Можно сделать вывод, что специально организованная работа с использованием детской художественной литературы способствует формированию природоведческих знаний и имеет огромное значение в экологическом воспитании дошкольников. Таким образом гипотеза доказана, цели и задачи выполнены.
Читать дальше
1. Бутенко Н.В. Ребёнок в мире природы, культуры и искусства : монография / Н. В. Бутенко, Н. Е. Пермякова. - Челябинск : Б-ка Миллера, 2019. - 224 с. 2. Бианки В.В. Лесная газета: сказки и рассказы / В.В. Бианки. - Москва: «АСТ», 2015. - 320 с. 3. Гасанкадиева, У.Ш. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №30. – с. 168-173. 4. Гусева А.К. Формы воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы материалы II Международной научно–практической конференции. – 2015. –С. 78-80. 5. Давыдова Л.С. Экологическое воспитание и эстетическое развитие личности ребёнка Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2014. - Т. 20. - С. 2706-2710. 6. Детский мир и Хрестоматия : Кн. для клас. чтения, приспособл. к постеп. умств. упр. и нагляд. знакомству с предметами природы : (Назначается для детей от 8 до 12 лет) / Сост. К. Ушинский. - 24-е изд. (Окончательно испр. и доп.). Ч. 1-2. - Санкт-Петербург : Н.С. Ушинская, 1887-1893. - [562] с. 7. Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Поволжский государственный технологический университет" ; редакционная коллегия: Зыкова Н. Н. [и др.]. - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2020. - 391 с. 8. Ивлиева, Ю.А. Знакомство с миром природы или воспитание экологической культуры ребёнка В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы V Международной научной конференции. – 2014. - С. 158-160. 9. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева - СПБ.: Детство - Пресс, 2007. - 320 с. 10. Каргаполова, Е.О., Пядышева Л.П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. – №3 (17). – С. 96-101. 11. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская — М.: Педагогика, 1972. — 152 с. 12. Керимова, А.В. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2012. – №2. – С.18-26. 13. Комарова И.А., Спирин С.В. К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2010. – №10. – С.60-72. 14. Культуросообразная система патриотического воспитания дошкольников: технологическая копилка : учебно-методическое пособие / [Е. И. Ерошенкова, Е. И. Маширова, Л. И. Сечина и др.] ; Минобрнауки России, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет", Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт развития образования", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 60 г. Белгорода". - Белгород : Белгород : НИУ "БелГУ", 2019. - 297 с. 15. Лопатина А.А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания А.А. Лопатина. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 234 с. 16. Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания / Н. Г. Лаврентьева. -Чита: ЗабГПУ, 2015. -23 с. 17. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с. 18. Николаева С.Н. Экологическое воспитание Николаева С. Н. в старшей группе детского сада : 5-6 лет : конспекты занятий, наблюдения, календарное планирование / С. Н. Николаева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2022. - 187, [2] с. 19. Одоевский В.Ф. Мороз Иванович : сказка в дополненной реальности : 4D книга : для детей младшего школьного возраста : [3+] / по мотивам В. Ф. Одоевского ; художники С. Садов, А. Беляева ; ответственные редакторы Юлия Петрова, Антон Адамов ; 2D-аниматор: Кирилл Ягонев. - Тула : Дэвар Медиа, 2019. - [16] с. 20. Пришвин М.М. Беличья память: рассказы / М.М. Пришвин. - Москва: «Стрекоза», 2018. - 80 с. 21. Пришвин М. Золотой луг: рассказы / М.М. Пришвин. - Москва: «Детская литература», 2013. - 16 с. 22. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - Москва: Карапуз, 2001. - 432 с. 23. Сладков Н.И. Лесной календарь: рассказы и сказки / Н.И. Сладков. - Москва: «Стрекоза», 2005. - 192 с. 24. Столетова, И.Л.Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. Т. 2. – № 2. – С. 265-276. 25. Стреха Е.А. Малыши в мире природы: Учебно-наглядное пособие / Е.А. Стреха. - Минск, «Зорны верасень, 2009. - 30 с. 26. Теория и технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста: практическая работа студентов : учебное пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный университет", Педагогический институт ; составитель Л. А. Кананчук. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. - 208 с. 27. Тимошенко Т.В. Развитие ребёнка в дошкольном учреждении в процессе экологического воспитания // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - №3 (8). - С. 35-37. 28. Трофимова Л.В. Экологическое воспитание детей // В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. – 2013. – С. 145-146. 29. Ушинский К.Д. Детский мир. Из природы : в двух частях / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. - Екатеринбург : Типография ситипринт, 2019-. - 22 см. 30. Чарушин Е.И. Про Никитку: рассказы о животных / Е.И. Чарушин. - Москва: «Искатель», 2012. - 128 с. 31. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 с. 32. Экологическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы, примеры игр [Электронный ресурс] http://pedsovet.su/publ/177-1-0-2852 27. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. - М.: Педагогика, 2014. – 160 с. 33. Экологическое образование детей / Авт. - сост. П.Г. Саморукова и др. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 321 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Структура и динамика конфликта
Количество страниц:
10
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Конфликтология
курсовая работа
Анализ рекламы в концертных спонсорских проектах
Количество страниц:
30
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Реклама и PR
реферат
Бухгалтерский управленческий учет на железнодорожном транспорте
Количество страниц:
10
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image