Введение….………………………………………………………………….3 1. Теория вежливости П.Браун и С. Левинсона..……………..….…….5 2. Постулаты вежливости Дж. Лича………………………………………10 Заключение……..….……………………………………………….…….18 Список литературы……………………………………….………………..20

Классические теории вежливости

реферат
Языкознание
20 страниц
89% уникальность
2022 год
41 просмотров
Маклюкова Ю.
Эксперт по предмету «Лингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение….………………………………………………………………….3 1. Теория вежливости П.Браун и С. Левинсона..……………..….…….5 2. Постулаты вежливости Дж. Лича………………………………………10 Заключение……..….……………………………………………….…….18 Список литературы……………………………………….………………..20
Читать дальше
Изучение различных аспектов национально-культурной идентичности и национальных речевых традиций представляет собой актуальное направление в современных гуманитарных исследованиях. Одним из перспективных и интересных для анализа аспектов данной проблематики является изучение явления речевой вежливости, которому уделяется большое внимание со стороны специалистов различных направлений современной лингвистики. Стратегии речевой вежливости отражают характерные особенности речевой традиции, ментальности и культуры участников коммуникативного акта. Для анализа явления речевой вежливости в современной лингвистике было разработано несколько теоретических моделей и подходов, применение которых позволяет классифицировать и описывать стратегии вежливости в коммуникативном пространстве носителей определенной языковой культуры. Таким образом, анализ и систематизация существующих концепций и подходов к исследованию речевой вежливости представляет собой актуальную тему в контексте современной лингвистики. Теоретические модели и концепции, предложенных для описания и систематизации стратегий речевой вежливости, укладываются в несколько направлений в зависимости от дефениции самого явления речевой вежливости. Одни исследователи (Г.П. Грайс, Р.


Выполним курсовую работу на заказ в москве быстро , если заполните форму на сайте.


Лакофф, Дж. Лич) определяют вежливость в качестве «речевой максимы»; другие (Л. Кастлер, Н.И. Формановская, С.А. Расинзон) – в качестве этической категории; третьи (В.Е. Гольдин, В.И. Карасик) исходят из тезиса о том, что вежливость включает имплицитную оценку статуса человека; Б. Фрейзер и У. Ноулен рассматривают вежливость в качестве конверсационного контракта; наконец, ряд исследователей оценивает ее как стратегию «сохранения лица» субъектов коммуникации (Э. Гоффман, П. Браун, С. Левинсон, Р. Сколлон, С. Сколлон). Объектом данного реферата являются теоретические модели, разработанные для анализа стратегий речевой вежливости в работах П. Браун, С. Левинсон и Дж.Н. Лича. Предметом исследования являются ключевые лингвистические и социолингвистические концепты названных моделей. Целью данного реферата является обобщение теоретических аспектов проблематики анализа стратегий речевой вежливости, сформулированных в указанных ключевых работах, посвященных рассматриваемому явлению. Для достижения цели настоящей работы нами ставятся следующие задачи: 1. Дать обзор подходов к анализу стратегий речевой вежливости в современной лингвистике. 2. Привести примеры стратегий речевой вежливости в различных языковых традициях, опираясь на исследования современных лингвистов. Теоретической базой настоящей работы послужили исследования П. Браун, С. Левинсона и Дж.Н. Лича. Структура реферата: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
На основании рассмотренного материала мы можем сформулировать следующие выводы. Прежде всего, стоит сказать, что явление речевой вежливости оценивается современными лингвистами как одно из перспективных и важных направлений в исследовании коммуникативной деятельности, на что указывает, в частности, возрастающий интерес к анализу данного феномена. Одной из классических считается на данный момент теория речевой вежливости, разработанная исследователями П. Браун и С. Левинсона. В основе данной концепции лежат понятия «позитивного лица» и «негативного лица», в соответствии с которыми авторы предлагают разделять всю совокупность стратегий речевой деятельности на «позитивные» и «негативные». Позитивные стратегии подразумевают манипулирование компонентами положительного образа участников речевой ситуации. Негативные стратегии предполагают недопущение компонентов негативного образа при помощи соблюдения определенных речевых «табу» и ряда других приемов языкового выражения. Теоретическая модель П. Брауна и С. Левинсона вызывает немалые дискуссии среди исследователей. Одним из моментов, вызвавших критику, стало акцентирование внимание на негативных стратегиях речевой деятельности, в силу которого рассматриваемая концепция находит более широкое применение на материалах англо-американского речевого дискурса. Данное обстоятельство связано с преобладанием в данной языковой традиции негативных стратегий речевой вежливости. Теория П. Браун и С. Левинсона в дальнейшем была подхвачена и дополнена другими исследователями. На сегодняшний день, она является одним из продуктивных методов анализа явления речевой деятельности в различных национально-языковых дискурсах. Вторая из рассмотренных нами теорий была разработана профессором Дж.Н. Личем, сочетавшим в рамках предложенного им подхода принцип сотрудничества (кооперации) и принцип вежливости. В то время как предшественники автора рассматриваемой теории делали акцент на моментах, связанных с реализацией принципа сотрудничества в контексте речевой деятельности, Дж.Н. Лич основное внимание уделил принципу вежливости, предложив оригинальную классификацию постулатов и максим, регулирующих стратегии речевой вежливости в различных языках и культурах. Прагматика речевой вежливости состоит в достижении актантами речевой деятельности коммуникативной цели. Роль постулатов и максим заключается в регулировании коммуникативного поведения собеседников, осуществляемом посредством взаимосвязанных рекомендаций или предписаний, строгость и интенсивность которых варьируется, в зависимости от речевой традиции. Предложенная Дж.Н. Личем концепция характеризуется детальной разработанностью, гибкостью и универсальностью, позволяющими применять ее к широкому спектру коммуникативных контекстов и национальных языковых культур. Суммируя рассмотренный материал, можно заключить, что вопрос о выборе методологии для описания и анализа стратегий речевой деятельности продолжает в значительной степени оставаться предметом дискуссий. Каждая из рассмотренных концепций имеет свои преимущества, однако ни одна из них не может, на сегодняшний день, рассматриваться в качестве исчерпывающей модели, объясняющей функционирование и логику стратегий речевой вежливости.
Читать дальше
1. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. – М.: Прогресс, 1985. – С.217– 237. 2. Кастлер Л. Негативная и позитивная вежливость: различные стратегии речевого взаимодействия // Агрессия в языке и речи. – М., 2004. – С. 9 – 19. 3. Ратмайр Р. Прагматика извинения. – М.: Языки славянской культуры, 2003. 4. Brown P., Levinson S. Politeness: Some universal in language usage. Cambridge, 1987. 5. Goffman E. On Face-Work: An Analysis of Ritual Elements in Social Interaction / E. Goffman, Interaction Ritual: Essays on Face-to Face Behavior. – New York: Pantheon Books, 1967. —270 p. 6. Leech G.N, Larina T. Politeness: West and East // Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика, 2014. – № 4. – С. 9–34. 7. Leech G.N. Principles of Pragmatics. London, NY: Longman, 1983. 250 p. 8. Levinson S. C. Activity types and language / Talk at work: Interaction in institutional settings // P. Drew, J. Heritage (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1992. – P. 66–100. 9. Levinson S. C. Putting linguistics on a proper footing: Explorations in Goffman’s participation framework // Goffman: Exploring the interaction order / P. Drew, A. Wootton (eds.). Oxford: Polity Press, 1988. – P. 161– 227. 10. Yokoyama O.T Disbelief, lies, and manipulations in a Transaction Discourse Model // Argumentation. 1988. №2.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ рынка SEO фирм
Количество страниц:
30
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Сравнительный анализ различных парадигм развития науки
Количество страниц:
25
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image