Введение 3
Глава 1. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников как социально-педагогическая проблема. 5
1.1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как условие социального становления личности. 5
1.2. Особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов. 11
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. 15
2.1. Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников 15
2.2. Программа сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Читать дальше
Анализ информационных источников по проблеме профессионального самоопределения молодых людей в условиях общественного объединения показал, что исследования в области профориентологии ведутся достаточно широко, педагоги-практики изучают все сферы жизнедеятельности молодого человека, но вместе с тем отводят небольшую роль общественному объединению по формированию осознанного выбора профессии.
Анализ теоретических основ профессионального самоопределения позволил сделать следующие выводы:
- понятие профессионального самоопределения определяется как процесс выбора личностью своих позиций и целей в контексте профессионального будущего, а также как результат осознанной деятельности, направленной на достижение психологической готовности к этому выбору.
Процесс профессионального самоопределения страшеклассников протекает под влиянием внешних и внутренних факторов. Готовность к профессиональному самоопределению характеризуется знаниями не только о мире профессий, но и информированностью о востребованных профессиях на рынке труда, важно соотносить возможности и желания молодых людей «хочу-могу-надо».
Особенно важна проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте, когда протекает процесс конечного становления личности, выход молодого человека в «большое плавание», осуществляется процесс становления профессионального и трудового пути.
Для выполнения цели работы решены следующие задачи:
1. Изучены сущность и понятие социально-педагогического сопровождения;
2. Исследованы теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников как основы профессиональной ориентации;
3. проведена диагностика старшеклассников на определение уровня профессионального самоопределения;
4. разработана примерная программа профессиональной ориентации старшеклассников;
Цель работы достигнута, гипотеза подтвреждена.
Читать дальше
1. Алтенова, Г. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников / Г. С. Алтенова, Т. Ю. Тодышева // Журнал «Молодой ученый». — 2015. — №23. — С. 868-871.
2. Барабанщиков, В. А. Психология человека в современном мире / В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. – с. 435-455
3. Долгова В.И., Кондратьева О.А., Леонидова И.С. Исследование стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 151-155.
4. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Кондратьева О.А., Крыжановская Н.В. Основные задачи учебной практики в общеобразовательных организациях при проведении ГИА и ЕГЭ. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 69-74.
5. Долгова В.И., Шаяхметова В.К., Ибрагимов Ч.А. Профессионально важные качества как основа профессиональной компетентности магистра психолого-педагогического образования: критерии, уровни и способы оценки // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 146-150.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 304с.
7. Клочева Г.М. Когнитивный компонент психологической безопасности личности. Научное мнение. Психолого-педагогические и юридические науки: научный журнал/ Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2014. - №9. - 2017. - С.33-37.
8. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 496с.
9. Сиденко, Е.А. Особенности старшего подросткового возраста / Е. А. Сиденко // Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент». - 2013. - №2.
10. Фадеева Е.И., Ясюкович М.В. От выбора профессии к успеху жизни//Учебное пособие --М. -2018. - 125 с.
11. Шеховцова Л.Ф., Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. / Л.Ф. Шехофцева, Шеховцов О.В. - С-П. «Северо-Запад», 2016 г. – с. 345
Читать дальше