Введение…………………………………………………………………… 3 Глава 1. Элективные курсы как средство пропедевтики профильного образования…………………………………………………….………….. 8 1.1 Особенности элективных курсов пропедевтического содержания.…………………………………………………...….. 8 1.2 Проектирование профильного обучения: направления, варианты, формы, этапы……………………………………...…. 9 1.3 Технология конструирования элективных курсов ...………...... 13 Глава 2. Методические особенности разработки и проведения элективного курса «Политическая культура Китая и Японии в Новое время» для … классов средней…………………………………………... 25 2.1 Анализ содержания элективного курса «Политическая культура Китая и Японии в Новое время»…………………….. 25 2.2 Методические особенности разработки элективного курса «Политическая культура Китая и Японии в Новое время»....... 29 Глава 3. Теоретические основы разработки учебных программ элективных курсов………………………………………………………. 65 3.1 Рекомендации для разработки элективных курсов в системе общего школьного образования……………..………………..... 65 3.2 Основные требования к разработке программ предпрофильных элективных курсов…………………………... 69 Заключение…………………………………………..……………………. 78 Список использованных источников и литературы……………………. 80

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (На примере темы «Политическая культура Китая и Японии в Новое время»)

дипломная работа
История
80 страниц
82% уникальность
2022 год
136 просмотров
Чукомина И.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………… 3 Глава 1. Элективные курсы как средство пропедевтики профильного образования…………………………………………………….………….. 8 1.1 Особенности элективных курсов пропедевтического содержания.…………………………………………………...….. 8 1.2 Проектирование профильного обучения: направления, варианты, формы, этапы……………………………………...…. 9 1.3 Технология конструирования элективных курсов ...………...... 13 Глава 2. Методические особенности разработки и проведения элективного курса «Политическая культура Китая и Японии в Новое время» для … классов средней…………………………………………... 25 2.1 Анализ содержания элективного курса «Политическая культура Китая и Японии в Новое время»…………………….. 25 2.2 Методические особенности разработки элективного курса «Политическая культура Китая и Японии в Новое время»....... 29 Глава 3. Теоретические основы разработки учебных программ элективных курсов………………………………………………………. 65 3.1 Рекомендации для разработки элективных курсов в системе общего школьного образования……………..………………..... 65 3.2 Основные требования к разработке программ предпрофильных элективных курсов…………………………... 69 Заключение…………………………………………..……………………. 78 Список использованных источников и литературы……………………. 80
Читать дальше
Актуальность исследования. Процессы интеграции и глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества. Их гармоничное развитие возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности.


Решили купить курсовую в москве , но не уверены в качестве? Work5 - только лучшие специалисты.


. Но наряду с плюралистическим мировоззрением в мире существуют и противоположные взгляды на человеческое общество. Возникают идеи национализма, шовинизма и культурной исключительности. Появляются расистские, религиозно-экстремистские, неофашистские теории, которые имеют в своей основе социальную нетерпимость и становятся распространенным явлением. Недоброжелательность, агрессивность, озлобленность все больше распространяются в подростковой среде. Культурный эгоизм, взаимная нетерпимость через средства массовой информации, социальное окружение все чаще проникают и в школу. В этой связи, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает как условие успешного развития современного конфессионального общества, социальный заказ системе образования. Содержание курса истории особо ценно для понимания учащимися сущности и необходимости толерантности в отношениях между людьми. При разработке и внедрению элективных курсов по истории одной из главных задач современного учителя является целенаправленное и регулярное использование всего многообразия приемов и средств формирования толерантного сознания. Это объясняется в частности тем, что исследования педагогов свидетельствуют о том, что именно подростковый возраст наиболее продуктивен для целенаправленного воспитания толерантности. У подростка начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В этом возрасте поиск социальных ролей, интерес к расширению круга общения, потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающими направляют подростка впервые заинтересованно столкнуться с другими культурами. Поэтому считаем, что содержание элективного курса «Политическая культура Китая и Японии в Новое время» будет в этом плане очень актуальным для формирования толерантности у подростков – учащихся 7-8 классов. Цель работы: выявить методический потенциал преподавания элективных курсов по истории для учащихся 7-8 классов средней общеобразовательной школы. Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности элективного курса как средства пропедевтики профильного образования. 2. Раскрыть теоретические основы разработки учебных программ элективных курсов. 3. Представить учебную программу элективного курса по истории «Политическая культура Китая и Японии в Новое время». Объект исследования: методика преподавания элективных курсов по истории в условиях предпрофильной подготовки Предметом исследования выступает конструирование (разработка) элективного курса по истории. Хронологические рамки: современный период школьного образования в России: 10 – 20-е гг. XXI в., период Нового времени в истории Китая и Японии. Территориальные рамки: территория Российской Федерации, Китая, Японии. Теоретическая база. Изучены теоретико-методологические и методические положения современной концепции профильного обучения, которые раскрыты в работах А.В. Баранникова, В.А. Болотова, В.И. Блинова, А.Г. Каспржака, А.А. Кузнецова, А.Г. Капустняка, И.И. Колисниченко, К.Г. Митрофанова, Т.Г. Новиковой, М.А. Пинской, А.А. Пинского, Е.Л. Рачевского, М.В. Рыжакова, С.В. Суматохина, В.М. Филиппова, И.Д. Фрумина, И.Д. Чечель. В трудах В.И. Блинова, Е.В. Ворониной, С.С. Кравцова, А.М. Моисеева, Т.П. Афанасьевой, Н.В. Немовой, А.А. Пинского, Н.Ф. Родичева, И.С. Сергеева, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой рассмотрены проблемы управления введением и распространением предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе общего образования. Нами изучено, как в настоящее время рассматривается дифференциация обучения как средство построения «индивидуального образовательного маршрута» в трудах В.В. Башева, В.А. Болотова, А.Г. Каспаржака, К.Г. Митрофанова, А.А. Пинского, К.Н. Поливановой, Е.Л. Рачевского, А.В. Хуторского, И.Д. Фрумина. Методы исследования. Теоретико-методологическую базу составили способы научных исследований: анализ, синтез, интерпретация, систематизация и обобщение материала, а также методы дедукции и индукции, позволяющие рассмотреть поставленные исследовательские задачи в контексте перехода от общего к частному и наоборот. Также в написании работы были использованы педагогические методы научных исследований: изучения и интерпретации источников и литературы, систематизации источников и учебно-методических разработок преподавателей по истории, моделирования, исследования педагогического опыта учителей истории по разработке ими учебных программ элективных курсов. Научная новизна работы заключается в том, что в ней была предпринята попытка подробного исследования методики преподавания истории на элективных курсах в рамках предпрофильного обучения. Были рассмотрены теоретические аспекты конструирования элективных курсов по истории. Проанализирована структура современного элективного курса по истории. Разработана учебная программа предпрофильного элективного курса для учащихся 7-8-х классов «Политическая культура Китая и Японии в Новое время», тесно связанная с основным общеобразовательным курсом всемирной истории. Теоретическая значимость исследования: изученные данные могут быть использованы для дальнейшего развития и углубления в изучении данной темы. Практическое значение исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при разработке учебно-методических комплексов по истории, планов-конспектов уроков. Материалы и результаты исследования могут помочь молодым специалистам при подготовке к урокам по истории в средней общеобразовательной школе, а также при подготовке к участию в различных профессиональных конкурсах. Структура работы Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена рассмотрению элективных курсов как средства пропедевтики профильного образования. В первом параграфе данной главы раскрыты особенности элективных курсов пропедевтического содержания. Во втором параграфе говорится о проектировании профильного обучения через характеристику его направлений, вариантов, форм и этапов. Третий параграф первой главы посвящен технологии конструирования элективных курсов. Вторая глава раскрывает теоретические основы разработки учебных программ элективных курсов. В первом параграфе этой главы выявлены особенности содержания предпрофильных элективных курсов по истории. Во втором параграфе представлены основные требования к разработке (конструированию) программ элективных курсов. Третья глава содержит учебную программу элективного курса «Политическая культура Китая и Японии в Новое время». Глава представлена двумя параграфами, первый из которых посвящен теме отбора содержания курса, а второй включает в себя непосредственно саму учебную программу курса. В заключении подводятся итоги исследования. Далее прилагается список использованных источников и литературы. Завершают работу краткие конспекты занятий элективного курса, представленные в приложении к работе.

Читать дальше
По итогам данной дипломной работы можно сделать следующие общие выводы: 1. Рассмотреть особенности элективного курса как средства пропедевтики профильного образования. Несмотря на всё разнообразие особенностей пропедевтических курсов, они должны быть нацелены на поддержку смысловой неразрывности и преемственности между всеми фазами и этапами обучения. Данную функцию успешно выполняют и элективные курсы, которые не только снаряжают ученика новыми важными знаниями, но и помогают ему определиться со стратегией дальнейшего обучения как в старших классах, так и в вузе. Содержание элективных курсов зависит от особенностей самой дисциплины, целей обучения, методологической специфики. Пропедевтические элективные курсы создают на базе методологии учебного познания по общему для любой дисциплины плану. 2. Раскрыть теоретические основы разработки учебных программ элективных курсов. Суть и содержимое элективных курсов во многом зависит от специфики дисциплины. Курсы должны быть нацелены на усвоение новых знаний и поддержке учеников в выборе их дальнейшей стратегии обучения. Содержимое элективных курсов должно подразумевать непосредственную вовлечённость учеников в практическую деятельность, что выражается в выполнении различных заданий, тестов и пр. Грамотно составленные и преподаваемые элективные курсы позволяют ученикам развить свои интеллектуальные, практические и общенаучные знания, навыки и умения. В завершении элективного курса необходимо применять имеющийся механизм оценивания, контроля и диагностики, нацеленный не столько на то, чтобы просто выставить оценки, но и на то, чтобы настроить учеников на дальнейшее самоопределение и повысить их мотивацию в учёбе. 3. Элективный курс по истории «Политическая культура Китая и Японии в Новое время» является оптимальным вариантом для учеников 7-8-х классов средней школы. Его содержимое полностью отвечает заявленным требованиям, предъявляемым к элективным курсам по истории, а именно: усвоение новых знаний, помощь в определении с направлением получения высшего образования и развитие мировоззрения, подразумевающего любознательное и уважительное отношение к мировым культурам и традициям. По итогам курса ученик будет уметь лучше систематизировать информацию и оценивать её критически. Степень закрепления полученных данных будет оцениваться по итогам анкетирования в конце курса.
Читать дальше
1. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Разработка и экспертиза программ элективных курсов // Профильное обучение: педагогическая система и управление. Система профильного обучения старшеклассников. – Москва: АПК, 2004. – С. 52-60. 2. Балыбин Д. Н., Лукашов А. А. Элективные курсы в образовательных программах младших и старших курсов медицинского вуза // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2019. – Т. 1. – С. 9-12. 3. Баранов П. А., Шевченко С. В. Индивидуальный учебный план учащегося в системе профильного обучения истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 8. – С. 46-53. 4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – Москва: Педагогика, 1989. – С. 55. 5. Бесценная В. В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении: дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2009. – 203 с. 6. Богословский В. И., Жукова Т. А., Клетнова И. Е., Захарова И. Г. Методические аспекты проектирования элективных курсов // Научное мнение. – 2019. – № 5. – С. 66-70. 7. Ванина Е. В. Методическая диагностика при изучении курса истории в школе: дисс. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2003. – 226 с. 8. Воловоденко А. С., Скрипниченко С. С. Организация занятий элективных курсов на основе деятельностного подхода // Актуальные проблемы биологии и методики её преподавания в школе и в вузе. Материалы III Международной научно-практической заочной конференции (Омск, 30 апреля – 5 мая 2015 г.). – Омск: ОГПУ. – С. 55-57. 9. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. – Москва: Айрис – пресс, 2008. – 121 с. 10. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – Москва: УРАО, 2003. – С. 151. 11. Гарькушина И. Л. Элективные курсы, как метод достижения высоких результатов в обучении // Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Саратов, 3 ноября 2018 г.). – Уфа: АМИ, 2018. – С. 43-45. 12. Гужавина Н. А. Положение о программе элективных курсов // Управление современной школой. Завуч. – 2008. – №3. – С. 53-56. 13. Ермаков Д. С. Течения и «подводные камни» в море элективных курсов // Народное образование. – 2007. – №1. – С. 155-162. 14. Журавлев И. К., Зорина Л. Я., Лернер И. Я. Дидактическая концепция содержания базового образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования. – Москва: ИТП и МИО, 1993. – С. 210. 15. Забусова А. А. Предметно-ориентированные элективные курсы для классов математического профиля // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №5. – С. 75-79. 16. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. – Москва: Педагогика, 1978. – С. 128. 17. Калиновская В. В. Содержание элективного курса в рамках профессионально ориентированного обучения // Будущее российского права: концепты и социальные практики. V Московский юридический форум. Материалы XIV Международной научно-практической конференции (Кутафинские чтения) (Москва, 5-7 апреля 2018 г. – Москва: РГ-Пресс, 2018. – С. 226-231. 18. Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – Москва: Новая школа, 2004. – 160 с. 19. Каспржак А. Г. Элективные курсы: типология и задачи // Директор школы. – 2006. – №3. – С. 53-57. 20. Килина И. А. Цель и задачи элективных курсов в системе обучения школьников // Межотраслевые исследования как основа развития научной мысли: сб. ст. Между. науч.-практ. конф. (3 сентября 2019 г, г. Пермь). – Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. – С. 98-100. 21. Кириченко Н. О. Роль элективных курсов в концепции предпрофильного и профильного обучения // Наука и образование в современных условиях. Мат. Междун. (заоч.) науч.-практ. конф. 2017. – С. 544-548. 22. Киселева О. А. Элективные курсы в изучении всеобщей истории // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. – Вып. 11: Межвузовский сборник научных работ. – Череповец: ЧГУ, 2020. – С. 43-47. 23. Клокова Г. В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 1. – С. 19. 24. Колесников H., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование. – 2004. – №1. – С. 97-100. 25. Колесниченко М. Б. Элективные курсы в школе и вузе // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. – 2016. – Т. 1. – С. 50-53. 26. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа. – 2003. – № 1. – С. 12-18. 27. Маркачёва, И. А., Алёшина A. A. Средства мотивации познавательной деятельности учащихся // Химия: Первое сентября. – 2002. – № 9. – С. 14-15. 28. Марченко С. И. Особенности разработки элективных курсов в условиях современной школы // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 26. – С. 1114-1120. 29. Мостяева Л.В., Беляков А.В. Критерии экспертизы, формат программ и примеры элективных курсов // Преподавание истории в школе. 2009. № 2. – С. 7–13. 30. Муллахметова А. А. Формы, методы и средства обучения школьников, используемые в рамках элективных курсов // Студенческий. – 2020. – № 5-1 (91). – С. 73-75. 31. Орлов, В. А. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения // Физика в школе. – 2003. – № 7. – С. 17-20. 32. Паладян К.А. Элективные курсы как содержательная основа профильного обучения // Современные тенденции развития системы образования мат. Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 марта 2018 г.). – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – С. 184-187. 33. Першина О. И. Использование ИКТ в создании элективных курсов для открытой профильной школы // Информатика и образование. – 2008. – № 2. – С. 48-50. 34. Подавалова И. В. К вопросу об оценивании формирования толерантности на уроках истории [Электронный ресурс]: URL: http://archive.civitas-russia.ru/upload.php?n=114702549777.doc (Дата обращения: 11.04.2022). 35. Савва Л. И., Полушкин Д. П. Особенности педагогического проектирования элективных курсов в средней общеобразовательной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №1. – С. 6. 36. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. – Москва: Русский язык, 1992. – 740 с. 37. Титова Ю. Н. Анкетирование как средство выбора актуальных направлений подготовки элективных курсов в обучении физике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 8. – № 27. – С. 140-143. 38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 г.). 39. Функ Р.В. Изучение курса истории на углубленном уровне при профильном обучении в современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 1. – С. 29-36. 40. Черникова Т. В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов // Профильная школа. – 2005. – №5. – С. 11-16. 41. Штомпель Г. Г. Значение и социальная направленность элективных курсов в современной школе // Профильная школа. – 2007. – №2. – С. 47-50. 42. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. 11-е изд. – Москва: Просвещение, 2007. – 270 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Роль государства в регулировании поведения фирм
Количество страниц:
25
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономическая теория
дипломная работа
Технологии социальной работы с малоимущими гражданами.
Количество страниц:
60
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Социальная работа
курсовая работа
Этика деятельности сотрудников отдела рекламы
Количество страниц:
50
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Реклама и PR
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image