Введение 3 I. Странствия сердца: природа сентиментализма и его влияние на литературный процесс I.1 Сентиментализм в европейской культуре 6 6 I.2 Своеобразие и расцвет русского сентиментализма. 11 II. «Обломов» – русский роман о музыке любви и природе души. 16 II.1 Природа и музыка как главные темы романа 16 II.2 Ведущие мотивы и символика романа «Обломов» в контексте сентиментального романа 24 Заключение 29 Список литературы 32

Сентиментализм в романе И. А. Гончарова «Обломов»

курсовая работа
Литература
30 страниц
92% уникальность
2022 год
22 просмотров
Байшихина А.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 I. Странствия сердца: природа сентиментализма и его влияние на литературный процесс I.1 Сентиментализм в европейской культуре 6 6 I.2 Своеобразие и расцвет русского сентиментализма. 11 II. «Обломов» – русский роман о музыке любви и природе души. 16 II.1 Природа и музыка как главные темы романа 16 II.2 Ведущие мотивы и символика романа «Обломов» в контексте сентиментального романа 24 Заключение 29 Список литературы 32
Читать дальше
Имя русского писателя Ивана Александровича Гончарова навсегда вошло в список лучших писателей-романистов. Его произведения при жизни становились масштабными культурными событиями, вызвали жаркие споры и находили любовь читателя. Поклонники творчества И.А. Гончарова до сих пор с удовольствием перечитывают его книги, а в театрах по всей стране успешно проходят спектакли, поставленные по их мотивам. Иван Александрович Гончаров – наблюдатель, философ, бунтарь, говоривший, что образование ценилось людьми его поколения превыше всего .


Проще найти курсовые работы на заказ в Иркутске с Work5.


. Очерки путешественника Гончарова, который при русском посольстве отправился в кругосветное путешествие сроком на 2 года, названные «Фрегат Паллада» стали важнейшим памятником описательной географии и этнологии. Его замечания по поводу тех или иных коренных жителей иногда не отличались политкорректностью, но добавляли в подробное описание оживление художественного события. Романы Гончарова «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв» стали литературным памятником его времени, в этих произведениях автор воссоздал российскую действительность второй половины XIX века, отразил ее настроения, надежды и разочарования, показал русского человека в обстоятельствах повседневности, когда трудно возвыситься подвигом, но легко поддаться унынию и меланхолии. Его Илья Ильич Обломов, Борис Райский, Сашенька Адуев – типажи людей, которые близки автору (исследователи творчества указывают личность Гончарова в числе их прототипов), близки его окружению, это образованные, чуткие к искусству дворяне, которым пришлось балансировать между консерватизмом старшего поколения и резким отрицанием своих ценностей новыми людьми. Эта жизнь без крайностей и перспектив, попытки осмыслить свое значение и найти себя, часто безуспешные – основной предмет внимания И.А. Гончарова. Кроме героев, произведения Гончарова полны описаниями русской природы: леса, цветущие луга, волжские бескрайние просторы и т.д. Очевидно восхищение самого автора перед этими видами, поэтому часто кульминационные сцены разворачиваются вне стен дома: в саду, на даче, у реки, у обрыва. Притягивает к себе эмоциональность повествования, где каждое слова в решающих диалогах отзывается надрывом и силой чувства. Если собрать эти элементы вместе на примере романа «Обломов», то есть повышенную эмоциональность, культ природы, чувствительность героев и автора к событиям, то можно заметить, как это напоминает эстетику сентиментального романа. К проблеме исследования одного из самых известных русских классических романов неоднократно обращались исследователи, литературные критики. Среди наиболее известных работ, которые посвящены изучению романа «Обломов», нужно отметить следующие: монографии В. Бражука «Образно-символическая система романа И. А. Гончарова «Обломов» , Ю.И. Мармеладова «Грозы Гончарова и Островского» , В.А. Недзвецкого «Гончаров романист и художник» , М.В. Отрадина «Проза Гончарова в литературном контексте», а также множество статей в периодических изданиях. В этих работах много внимания уделяется анализу текста, межкультурным связям, роли личности автора. Существуют более локальные исследования, например, касающиеся ритмического своеобразия романа «Обломов» – И. В Пырков «Ритмическая организация романа И. А. Гончарова «Обломов» , описание провинциального быта – Г. Н. Попова «Мир русской провинции в романах И. А. Гончарова» и др. Значительное количество источников говорит о том, что для изучения этого произведения есть перспективы, возможности анализа в разных аспектах, то есть можно говорить об актуальности выбранной темы. Проблема работы: рассмотреть роман «Обломов» в аспекте сентиментального романа. Цель работы: проанализировать основные темы в романе Гончарова, проследить способы создания художественных образов с помощью традиций сентиментального романа, обозначить ряд ключевых в раскрытии характеров главных героев сцен. Задачи работы: дать определение понятию «сентиментализм», обозначить признаки сентиментального романа, рассмотреть связь русского романа с классической сентиментальной традицией, обозначить ряд произведений, относящихся к сентиментализму. Объект исследования – система персонажей, композиционные элементы, образная символика произведения. Методы исследования – в работе применялся метод сравнительно-исторического анализа, формальный метод, метод литературного анализа. В данной работе были использованы такие источники, как словари, справочные пособия, учебные пособия, монографии, сборники статей, художественные произведения разных лет. Данная работа состоит из Введения, Основной части из двух глав с параграфами, Заключения и Списка литературы.

Читать дальше
В заключении хотелось бы подвести итоги. Имя русского писателя Ивана Александровича Гончарова чаще всего связывают с его произведениями: «Фрегат Паллада», «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв». Они вызывали бурную реакцию читателей и критиков (к примеру, Н. А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина и др.). Один из самых известных романов в истории русской литературы – «Обломов». В нем раскрывается много проблем, одна из которых – проблема характера русского человека. Гончарова заботит мысль о том, что мешает его образованному современнику стать прогрессивным, деятельным преобразователем, хотя бы в пределах своей усадьбы. Писатель дает название и описание этой помехи – обломовщина. Герой романа страдает от этого недуга, но не может противиться ему. В настоящей работе целью было обозначить связь произведения И.А. Гончарова «Обломов» с сентиментальным романом. Сентиментализм был одним из основных художественных течений в европейской литературе XVIII века, который отличался повышенным вниманием к чувствам человека, воспевал идиллическую жизнь в единстве с природой. Среди наиболее известных отечественных произведений, которые можно отнести к сентиментализму, чаще всего называют «Письма русского путешественника» и «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина, стихотворения И.И. Дмитриева, раннее творчество В.А. Жуковского. Роман «Обломов» был опубликован в 1859 году, в «Отечественных записках». Главный герой – Илья Ильич Обломов – беспечный, задумчивый. В его мыслях шла активная деятельность – расцветали идеи, строились проекты, кипела жизнь, а сам он в это время лежал на диване. Одними из основных тем романа стали природа и музыка. Если внимательно наблюдать за их раскрытием в тексте, можно увидеть ряд особенностей, которых характерны для сентиментализма. Например, описание картин гармоничного единения человека и природы, идиллического существования. Поэтому многие важные события происходят вне городских пределов, в деревне или на дачах. Например, сны о земном рае Обломова связаны с воспоминаниями детства, когда он жил в своем поместье, сцены объяснений с Ольгой происходят во время прогулок. Автор романа с упоением описывает красоту природы, цветущие луга, тропинки, сонные яблони, связывая их с настроениями персонажей, в душе которых вся красота мира получает свой отклик. Влюбленные Обломов и Ольга, как герои сентиментального романа, растворились в идиллическом пространстве, заново открыли мир. Их чувствительность достигла такого масштаба, что они перестали искать слова для объяснения и внезапно услышали все своим сердцем. Тема природы проходит через весь роман Гончарова, с ней связаны ключевые сцены, с ее помощью раскрываются характеры. В этом случае, автор использует элементы сентиментального романа, но внутри текста они начинают обретать новое прочтение, еще более драматическое. Для сентиментального романа нужен герой, который откликается на все душою, а ни одно искусство так не развивает и не трогает ее, как музыка. Поэтому тема музыка в романе связана с темой любви. Ольга и Обломов сближаются как раз из-за прекрасного пения Ольги, ее мягкого и сильного голоса. Потрясение было таким, что Обломов испытал прилив сил, захотел ехать хоть в Европу, если потребуется. Решительное объяснение тоже связано с музыкой – для них она равна любви, настолько сильно впечатление, настольно оба они понимают друг друга через нее. В финале романа музыка для Обломова превратится в скрип колес кареты, в которой уезжает Ольга, а у самой Ольги в голосе будет фальшивая нота. Таким образом, в романе И.А. Гончарова «Обломов» обнаруживается связь с сентиментальной литературой. С одной стороны, писатель следует традиции, используя эти темы, но с другой, его герои более сложны, находятся в других условиях, поэтому на элементы сентиментального романа накладывается новое прочтение, что делает произведение глубоким и интересным. Среди символов романа «Обломов», которые могли указывать на сентиментализм, нужно отметить такие, как путь и птица (голубь). Путешествие у сентименталистов было не только любимым жанром, но и способом показать, ка можно путешествовать внутрь души, искать ответы внутри себя. В «Обломове» путешествие по внутреннему миру становится очень важным для понимания характера. Лежа на диване, Обломов перемещается по миру своих грез, но для того, чтобы ощутить полноту жизни, этого недостаточно. Следующий символ из сентиментальных произведений – голубь, он связан с непорочностью, нежностью, кротостью. Нетрудно предположить, что с голубем более всех ассоциируется Обломов. О «голубиной нежности» и «голубином сердце» говорят Ольга и Штольц, когда речь заходит об Обломове. Признавая превосходство Обломова, Ольга и Штольц чувствуют, что он не настолько им близок, чтобы породниться душами, они слишком разные. Агафья Пшеницына станет человеком, который полностью примет Обломова, полюбит его, и зачахнет вскоре после его ухода. В сцене смерти Обломова также есть связь с образом голубя, такого покорного и беззащитного перед лицом неизбежного. Таким образом, можно заключить, что в романе «Обломов» использовалась образная символика, характерная для сентиментальных произведений. Иногда она трансформировалась, иногда сохраняла прежние смыслы.
Читать дальше
1. Бражук. В. Образно-символическая система романа И. А. Гончарова «Обломов» / Бражук В. – Iaşi : PIM, 2014. – 140 с. 2. Гончаров И.А. Обломов. / Гончаров И.А. – Л.: Наука, 1987. – 699 с. 3. Дмитриев И.И. Полное собрание стихотворений. / Дмитриев И.И. – Л.: Советский писатель, 1967. – 512 с. 4. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? / Добролюбов Н.А. – М.: Гослитиздат, 1957. – 47 с. 5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. / Есин А.Б. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с. 6. Елистратова А. Лоренс Стерн // Стерн Л. Сентиментальное путешествие М.: Художественная литература, 1968. – С.5-22. 7. Жуковский В.А. Стихотворения. / Жуковский В.А. – Л.: Советский писатель, 1956. – 860 с. 8. Захаров Н. В. У истоков русского шекспиризма: А. П. Сумароков, М. Н. Муравьёв, Н. М. Карамзин. // Проблемы филологии, культурологии и искусствознания. – М.: МГУ, 2009, № 3. – С. 119-130. 9. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. / Карамзин Н.М. – Л.: Наука, 1984. – 724 с. 10. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. / Карамзин Н.М. 11. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. Николюкина А.Н. – М.: НПК Интелвак, 2001. – 1600 с. 12. Лошиц Ю.М. Гончаров. / Лошиц Ю.М. – М.: Молодая гвардия, 2018. – 390 с. 13. Макогоненко Г. П. «Рядовой на Пинде воин» (Поэзия Ивана Дмитриева). // Дмитриев И.И. Полное собрание стихотворений. – Л.: Советский писатель, 1967. – С. 5-72. 14. Мармеладов Ю.И. Грозы Гончарова и Островского // Мармеладов Ю.И. Тайный код Достоевского: Илья-пророк в русской литературе. СПб., 1992 С. 117–128. 15. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров романист и художник. / Недзвецкий В.А. – М.: Изд-во МГУ, 1992 – 173с. 16. Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. / 15. Нечаенко Д. А. - М.: Университетская книга, 2011. - С. 454-522. 17. Отрадин М.В. Проза Гончарова в литературном контексте. /. Отрадин. М.В. – СПб., 1994. – 169 с. 18. Пашкуров А.Н. Литература классицизма: теория и история. // Пашкуров А.Н., Алеева Е.З. – Казань: Казан. ун-т, 2011 – 140 с. 19. Писарев Д. И. Обломов: Роман И. А. Гончарова // Гончаров И. А. в русской критике: Сборник статей – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. — С. 94—137. 20. Стерн Л. Сентиментальное путешествие / Стерн Л. – М.: Художественная литература, 1968. – 713 с. 21. Сумароков П.И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. / Сумароков П.И. – М.: Университетская типография, 1800. – С.244. 22. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И. – М.: Азбуковник, 1998. – 944 с. Интернет-источники 1. Кузьмин Б. А. Сентиментализм [Электронный ресурс] // Режим доступа: История английской литературы. Кузьмин Б. А. Сентиментализм (niv.ru) (дата обращения: 20.03.2022) 2. Сидорченко Л. В. Творчество Стерна [Электронный режим]// Режим доступа: Сидорченко Л. В. История зарубежной литературы XVIII века. Глава 5. Литература сентиментализма. Творчество Стерна. (niv.ru) (дата обращения: 20.03.2022) 3. Гончаров Иван Александрович [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Гончаров Иван Александрович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги (culture.ru) (дата обращения: 21.03.2022). 4. Голубь [Электронный ресурс]. // Режим доступа:Голубь (Голубка) - это... Что такое Голубь (Голубка)? (academic.ru)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Проектирование туристического продукта: Лечебно-оздоровительный тур для группы 7-10 человек, Севастополь
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Несостоятельность (банкротство) юридических лиц
Количество страниц:
20
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
Конституционно-правовой институт гражданства в Российской Федерации
Количество страниц:
55
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Конституционное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image