Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»…………6 1.1. Сущность и характеристика понятия «исследовательские умения»……6 1.2. Виды практических работ по предмету «Окружающий мир» и их значение в формировании исследовательских умений у младших школьников………………………………………………………………………14 1.3. Педагогические условия формирования у младших школьников исследовательских умений по предмету «Окружающий мир»……………….24 2. Экспериментальная работа по формированию основ исследовательских умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»………………………………………………………………………………31 2.1. Анализ уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников……………………………………………………………………....31 2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у младших школьников по «Окружающему миру»……………………………………………………………………………..41 Заключение……………………………………………………………………….50 Список использованной литературы……………………………………...……53 Приложение……………………………………………………………………..57

Формирование исследовательских умений у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир"

дипломная работа
Языки
50 страниц
88% уникальность
2022 год
41 просмотров
Филиппов Н.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»…………6 1.1. Сущность и характеристика понятия «исследовательские умения»……6 1.2. Виды практических работ по предмету «Окружающий мир» и их значение в формировании исследовательских умений у младших школьников………………………………………………………………………14 1.3. Педагогические условия формирования у младших школьников исследовательских умений по предмету «Окружающий мир»……………….24 2. Экспериментальная работа по формированию основ исследовательских умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»………………………………………………………………………………31 2.1. Анализ уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников……………………………………………………………………....31 2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у младших школьников по «Окружающему миру»……………………………………………………………………………..41 Заключение……………………………………………………………………….50 Список использованной литературы……………………………………...……53 Приложение……………………………………………………………………..57
Читать дальше
Формирование исследовательских умений у младших школьников становится всё более актуальным для образовательной практики, так как цель современного обучения состоит в том, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно добывать знания и творчески решать учебные задачи. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве цели изучения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование освоения доступных способов исследования природы и общества, таких как наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве. Казалось бы, здесь нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и измерениями, и сравнениями, и классификацией учащиеся на уроке занимались и раньше, но если когда-то практические способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами должны овладеть сами младшие школьники. Эффективно решить эту задачу можно только при условии систематического включения младших школьников в практические работы исследовательского характера. Организация практических работ в процессе изучения предмета «Окружающий мир» позволяет расположить личность младшего школьника к самостоятельному приобретению знаний, сформировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. К проблеме формирования исследовательских умений у учащихся обращались многие учёные и педагоги, такие как М. И. Аксёнова, Б. Г.


Самый сложный этап в учебе это написание диссертации по психологии. Чтобы облегчить это вы можете заказать написание диссертации у нас!


Матюнин, М. И. Махмутов и др. Психологические проблемы исследовательской деятельности школьников изложены в работах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина А.А. Люблинской и др. В публикациях Е.В. Берестневой и А.И. Бондаренко раскрыт богатый развивающий потенциал практических работ в начальной школе, их позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника. На фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме отдельные её аспекты исследованы недостаточно. Так, на наш взгляд, слабо изучены педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир». Учителя начальных классов нередко проводят их в вербальной форме, опираясь на рисунки в учебниках, а из практических методов используют в основном наблюдение. Вербальные методы обучения не могут в полной мере удовлетворить пытливость ума современного младшего школьника, который приходит в школу с багажом несистематизированных, донаучных знаний. На наш взгляд, редкое использование учителями практических работ на уроках «Окружающего мира», недооценка способности младшего школьника к выполнению роли активного исследователя привели к тому, что в последние годы наметилась негативная тенденция к снижению познавательного интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла. Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Цель исследования: разработать педагогические условия для формирования исследовательских умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Объект исследования формирование исследовательских умений у младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия эффективности формирования исследовательских умений в процессе изучения предмета «Окружающий мир». В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что формирование исследовательских умений в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если: - предлагать проблемные задания исследовательского характера; - использовать эвристические методы и исследовательские средства (дневник исследователя, таблицы наблюдений и др.). Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. На основе анализа научно-педагогической и методической литературы раскрыть сущность понятия «исследовательские умения». 2. Рассмотреть различные виды практических работ по предмету «Окружающий мир» и определить их возможности для формирования исследовательских умений младших школьников. 3. Теоретически обосновать педагогические условия эффективности формирования у младших школьников исследовательских умений при выполнении практических работ. 4. Определить уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников. 5. Экспериментально апробировать педагогические условия эффективности формирования исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающему миру». Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, методика диагностики умения наблюдать (по Н.Г. Сазоновой), методики диагностики умения устанавливать сходство и различие (сравнивать) и делать выводы (по А.И. Савенкову), эксперимент. База исследования: СОШ № 46» г. Воронежа. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Читать дальше
Проведенное нами исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной начальной школы. Для формирования у младших школьников исследовательских умений при изучении предмета «Окружающий мир» учителю необходимо использовать различные виды практической работы с учащимися. При их выполнении младшие школьники будут иметь возможность постепенно овладевать такими практическими методами познания, как наблюдение, моделирование, эксперимент, распознавание. На основе анализа научно-педагогической и методической литературы была раскрыта сущность понятия «исследовательские умения». Это интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале. Под исследовательскими умениями понимают умение школьников применять соответствующий приём научного метода для решения учебной проблемы или исследовательского задания. Исследовательские умения учащихся относятся к классу учебно-управленческих общеучебных умений. Исследовательские умения разнообразны. Это умения: задавать вопросы, находить информацию, видеть проблему, ставить цель исследования, выделять объект изучения, выдвигать гипотезу, разрабатывать план исследования, проводить эксперимент, наблюдать, моделировать, распознавать, обрабатывать полученные результаты исследования (анализировать, строить графики, схемы, диаграммы, давать определения понятиям), структурировать полученный материал, выделять главное, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Мы рассмотрели содержание различных видов практических работ по предмету «Окружающий мир» и определили их возможности для формирования исследовательских умений у младших школьников. Теоретический анализ показал, что практические работы по предмету «Окружающий мир» разнообразны по познавательной самостоятельности учащихся, по форме и месту проведения, по продолжительности и источнику информации. Для формирования исследовательских умений учащихся в процессе практических работ могут использоваться как традиционные методы, такие как наблюдение, эксперимент, распознавание, упражнение, работа с литературой, интернетом, так и нетрадиционные – метод мозгового штурма, деловой игры и др. Практические работы по предмету «Окружающий мир» могут носить не только репродуктивный, но и частично-поисковый, исследовательский и творческий характер. Констатирующий этап эксперимента выявил, что у младших школьников исследовательские умения сформированы недостаточно: у 29% учащихся был низкий уровень сформированности исследовательских умений, у 54% – средний и у 17% учащихся – высокий. Мы пришли к выводу, что необходимо создание ряда педагогических условий, чтобы младшие школьники получили возможность в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир» упражняться в исследовательской деятельности. В ходе теоретического анализа были установлены следующие педагогические условия формирования исследовательских умений: предлагать младшим школьникам проблемные задания исследовательского характера; использовать эвристические методы и исследовательские средства (дневник исследователя, таблицы наблюдений и др.). Наши наблюдения за младшими школьниками на формирующем этапе эксперимента позволяют судить об эффективности работы по формированию у учащихся исследовательских умений при соблюдении указанных педагогических условий. В ходе исследования были выполнены все поставленные задачи, подтверждена гипотеза, цель достигнута. Мы считаем, что главной задачей организации учебной работы по предмету «Окружающий мир» является не репродуктивная передача знаний, а приобщение младших школьников к проблемно-исследовательской деятельности, что возможно при систематическом использовании разнообразных практических работ, в ходе которых последовательно и целенаправленно будут формироваться исследовательские умения.
Читать дальше
1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие / Г. Н. Аквилева. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 240 с. 2. Аксенова, М. И. Организация эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся: учебное пособие / М. И. Аксенова. – М.: Педагогика, 2018. – 140 с. 3. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов / М.Н. Арцев // Завуч. – 2019. – № 6. – С. 4-29. 4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: учебник / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 2016. – 280 с. 5. Берестнева, Е. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы / Е.В. Берестнева // Начальная школа. – 2018. – №6. – С. 15-18. 6. Бондаренко, А. И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе / А.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: До и После. – 2017. – №5. – С. 80-85. 7. Васильева, З. И. История педагогики и образования: учебное пособие / З. И. Васильева, И. И. Соколова, Л. П. Нахарова. – М.: Академия, 2017. – 432 с. 8. Вахтеров, В. П. О новой педагогике: Избранное: учебное пособие / В. П. Вахтеров, М. В.Богуславский. – М.: Карапуз, 2018. – 224 с. 9. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения: 1-4 классы : учебник / Н. Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2019. – 240 с. 10. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды : учебное пособие / П. Я. Гальперин. – М.: Воронеж, 1998. – 414 с. 11. Гладкова, А. П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: учебник / А. П. Гладкова. – Волгоград: Знания, 2019. – 240 с. 12. Горощенко, В. П.Основы природоведения: учебное пособие / В. П. Горощенко, Л. Ф. Мельчаков, И. А. Степанов. – М.: Просвещение, 1996. – 239 с. 13. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие / В. В. Давыдов. – М.: Академия, 2016. – 224 с. 14. Данилов, М. А. Дидактика К. Д. Ушинского : учебник / М. А. Данилов. – М.: Просвещение, 2016. – 480 с. 15. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: учебник / А. Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 400 с. 16. Дубова, М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода / М. В. Дубова // Начальная школа плюс: До и После. – 2018. – №3. – С.34-40. 17. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: «Академия», 2009. – 320 с. 18. Заруцкая, И. П. Проектирование и составление карт: учебное пособие / И. П. Заруцкая, Т. Г. Сваткова. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 208 с. 19. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. – Ижевск: ИЦПКПС, 2019. – 180 с. 20. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект: учебное пособие / О. А. Ивашова. – СПб.: КультИнформ-Пресс, 2018. – 385 с. 21. Ипполитова, Н. Анализ понятия педагогические условия: сущность и классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // Generaland Professional Education. – 2018. – № 1. – С. 8-14. 22. Казакова, А. Г. Современные педагогические технологии: учебное пособие / А. Г. Казакова. – М.: Педагогика, 2017. – 170 с. 23. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: Академия, 2005. – 496 с. 24. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: учебное пособие / А. К. Колеченко. – М.: КАРО, 2005. – 368 с. 25. Коротаева, Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся : учебное пособие /Е. В. Коротаева. – Екатеринбур: ЕГУ, 2017. – 130 с. 26. Криволапова, Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Н. А. Криволапова, Н. Н. Войткевич. – Курган: КПИ, 2018. – 179 с. 27. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии: учебное пособие / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с. 28. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростовн/Д: Изд-во: «Феникс», 2019. – 594 с. 29. Кулюткин, Ю. К. Эвристические методы в структуре решений : учебник / Ю. К. Кулюткин. – М.: Педагогика, 2017. – 285 с. 30. Кутявина, Н. Н. Организация проектной деятельности в начальной школе / Н. Н. Кутявина // Начальная школа. – 2016. – №10. – С.42-46. 31. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2018. – №7. – С. 21-25. 32. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Педагогика, 2017. – 310 с. 33. Лыгин С. А. Эксперимент и опорные схемы при изучении естествознания / С. А. Лыгин, З. В. Мангарова, Р. И. Лыгина // Начальная школа. – 2019. – №12. – С. 35-38. 34. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника : учебное пособие / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2017. – 328 с. 35. Матюнин, Б. Г. Нетрадиционная педагогика: учебник / Б. Г. Матюнин. – М.: Школа, 2016. – 210 с. 36. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: учебник / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – Москва: Вентана-Граф, 2017. – 105 с. 37. Махмутов, М. И Организация проблемного обучения в школе: учебное пособие / М. И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1997. – 152 с. 38. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учебное пособие / А. В. Миронов. – М.: Пед. общество России, 2018 – 369 с. 39. Мусс, Г.Н. К вопросу об исследовательских умениях младших школьников / Г. Н. Мусс, М. А. Пахомова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 72–75. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770288.htm (дата обращения: 04.04.2022) 40. Оконь, В. Основы проблемного обучения: учебное пособие / В. Оконь. – М.: Просвещение,1968. – 240 с. 41. Осипова М. П. Активизация познавательной активности младших школьников: учебник / М. П. Осипова, Н. И. Качановская. – Минск: Народная Асвета, 2007. – 150 с. 42. Середенко, П.В. Пути и формы подготовки будущих педагогов к осуществлению исследовательского подхода к обучению школьников: учебное пособие / П.В. Середенко. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2018. – 140 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Тип тампонажных цементов и методы их испытаний.
Количество страниц:
12
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Строительство (фундаменты, материаловедение)
дипломная работа
Международная валютная система и российский рубль
Количество страниц:
70
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image