Введение………………………………………………………………….……....3
1. Теоретические аспекты космической деятельности…………………….…..5
1.1. Общая характеристика космической деятельности………………………5
1.2. Влияние космической деятельности на мировую экономику……………8
2. Коммерциализация результатов космической деятельности в мире и России…………………………………………………………………………….11
2.1. Коммерциализация результатов космической деятельности в мире……11
2.2. Коммерциализация результатов космической деятельности в России..16
3. Тенденции развития космического рынка…………………………………22
3.1. Тенденции развития мирового космического рынка………………..….22
3.2. Тенденции развития России на мировом космическом рынке…………23
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………..32
Читать дальше
Рынок космических технологий до конца не сформировался. Традиционно сдерживающим фактором формирования космического рынка является военная принадлежность космического сектора, которая направлена в первую очередь для обеспечения обороноспособности страны. Многие космические технологии имеют характер двойного назначения и предназначены для широкого использования, но принципиальное отличие рынка космических технологий заключается в том, что в большинстве случаев на данном рынке реализуется не просто товар или услуга, а специфический актив.
Уровень специфичности актива может варьироваться от его местоположения, физическими особенностями ресурсов, а также специфичностью человеческих ресурсов. Согласно институциональному подходу, доход от использования специфического актива в конкретном проекте превышает выгоду от его альтернативного применения. Другими словами, степень специфичности активов, реализующихся в космической отрасли, сильно влияет на уровень доходности, а также возможность альтернативного использования актива помимо космической деятельности.
Сегодня космическая деятельность может выступить определенным драйвером для становления цифровой экономики в России. Нельзя отрицать степень участия в производстве, распределении и реализации космических технологий среди ведущих стран мира. Доля некоторых стран на рынке космических технологий достаточно велика. Если не принять во внимание стремительное развитие рынка космических технологий, то можно будет проиграть в гонке с мировыми лидерами по построению полномасштабной цифровой экономики.
Коммерциализация является драйвером роста космической отрасли. Значительные успехи ведущих космических компаний и снижающиеся барьеры входа в отрасль стимулируют интерес со стороны новых участников рынка. Коммерческий сектор мирового космического рынка характеризуется активным ростом.
На данный момент большая часть капитальных инвестиций в инфраструктуру обеспечивается частными компаниями. Успехи отдельных стран, сопровождаемые большим государственным финансированием частных космических компаний, а также значительными усилиями по созданию, поддержанию и гармонизации рыночной архитектуры и космических компаний, позволяют сделать вывод об ускорении темпов развития космической отрасли в будущем. Несмотря на большие успехи частных космических компаний, ведение бизнеса в космосе остается весьма сложным по причине высокой степени зависимости от участия государства, и лишь немногие сегменты рынка могут считаться относительно самостоятельными.
Однако лидирующие позиции государства как основного инвестора и заказчика космической деятельности постепенно сменяются более сбалансированной моделью распределения ролей между государством и бизнесом.
В настоящее время, когда помимо геополитического аспекта космическая отрасль все больше обретает характер рыночной среды с конкуренцией и вовлечением частных инвесторов, для развития частного сектора по перспективным направлениям в аэрокосмической отрасли России необходима работа по дальнейшему совершенствованию регуляторной базы и климата бизнес среды в данной отрасли.
Читать дальше
1. Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 (ред. от 11.06.2021) «О космической деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/zakon-rf-ot-20081993-n-5663-1-o/ (дата обращения 20.03.2022).
2. Анопченко Т.Ю. Анализ зарубежного опыта государственно-частного партнерства применительно к регионам России / Т.Ю. Анопченко, А.Д. Мурзин // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2018. - № 3-1. - С. 128-132.
3. Гончар А. Г. Проблемы космической деятельности на современном этапе / А.Г. Гончар // Парадигма. – 2021. – №. 5. – С. 12-18.
4. Данилин И.В. НАСА, "астропренеры" и рынки будущего: новые модели инновационной политики США в космической сфере / И.В. Данилин // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2018. - Т. 11. - № 2. - С. 166-183.
5. Иваненко В. В. Возможности частно-государственного партнерства в условиях рынках космических услуг / В. В.Иваненко и др. // Вестник НПО им. С.А. Лавочкина. - 2017. - № 4 (38). - С. 177-183.
6. Камолов С. Г. Коммерциализация космической деятельности: ключевые тренды современности / С.Г. Камолов, Д.А. Миракова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – №. 7. – С. 52-63.
7. Седов Д. Деятельность США в космической области / Д. Седов // Зарубежное военное обозрения. - 2019. - № 5. - С. 3-9.
8. Фирулев О.В. Коммерциализация инновационного потенциала интегрированной корпоративной структуры в ракетно-космической отрасли / О.В. Фирулев, Ю.В. Ерыгин // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 9 (103). - С. 23-26.
9. Цыбульевский С. Е. К вопросу о влиянии космической деятельности на социально-экономическое состояние общества и генерацию общественных благ / С. Е. Цыбульевский, И.М. Муракаев // Московский экономический журнал. - №2. - 2019. – С. 74-82.
10. Беляков Г.П. Космическая деятельность: состояние, особенности и тенденции развития [Электронный ресурс] / Г.П. Беляков, Ю.А. Анищенко, М.В. Сафронов // Сибирский аэрокосмический журнал. - 2016. - №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmicheskaya-deyatelnost-sostoyanie-osobennosti-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 20.03.2022).
11. Криштофор А. П. Изменение конкурентных позиций России на мировом рынке космической продукции [Электронный ресурс] // Вестник ГУУ. - 2019. - №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-konkurentnyh-pozitsiy-rossii-na-mirovom-rynke-kosmicheskoy-produktsii (дата обращения: 30.03.2022).
12. Космос как бизнес [Электронный ресурс]. – 2017. - Режим доступа: https://iz.ru/666033/maksim-lomakin/kosmos-kak-biznes (дата обращения 26.03.2022).
13. Лосев А. В., Бизнес рвется в космос [Электронный ресурс] / Российская Бизнес-газета - № 37(1016). – Режим доступа: https://rg.ru/2015/09/22/kosmos.html (дата обращения: 20.03.2022).
14. Макаров С.В. [Электронный ресурс] Коммерциализация результатов космической деятельности: мировой опыт, проблемы и перспективные направления / С.В. Макаров, О.Е. Хрусталёв // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - №7 (478). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommertsializatsiya-rezultatov-kosmicheskoy-deyatelnosti-mirovoy-opyt-problemy-i-perspektivnye-napravleniya (дата обращения: 26.03.2022).
15. Общие тенденции развития космической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bayterek.kz/info/space_activities.php (дата обращения: 20.03.2022).
16. Российская космическая отрасль: ожидания бизнеса и общества [Электронный ресурс]. - Москва. – 2019. – Режим доступа: https://pltf.ru/wp-content/uploads/2019/11/otchet_26.11.1500.pdf (дата обращения: 20.03.2022).
Читать дальше