Если ищете срочно курсовые на заказ в Перми ? Сервис Work5 поможет.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно точке зрения ученых, игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, представляет собой очень важную и чрезвычайно эф-фективную форму социализации и развития ребенка дошкольного возраста. Игра содержит модель будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Исследователи (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Д.Б. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин) указывают на необходимость специального пе-дагогического сопровождения, которое обеспечит правильное и своевремен-ное развитие игрового опыта ребенка. При этом исследователи подчёркива-ют, что выбор форм и методов педагогической поддержки в формировании игрового опыта, должен учитывать возрастные особенности детей, их пси-хическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества каждо-го ребёнка. Кроме того, исследователи отмечают, что умело направлять иг-ру детей могут только те воспитатели, которые придерживаются сопровож-дающей позиции в организации и руководстве игрой детей среднего до-школьного возраста (В.А. Деркунская, В.А. Недоспасова, О.В. Солнцева, А.Н. Харчевникова). Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с социу-мом. Для того чтобы ребенка вовлечь в игру, в первую очередь ему необхо-димо, комфортное эмоциональное состояние, благоприятная эмоциональная атмосфера. Снятие эмоционального напряжения способствует развитию иг-рового поведения, активизации детей, побуждает продолжать игру, делиться своими взглядами и впечатлениями по поводу развертывания сюжета. К сожалению, игровая деятельность современного ребенка дошкольно-го возраста переживает кризис. Утверждение, что ребенок развивается в игре давно ни у кого не вызывает сомнений. Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая иг-ра постепенно покидает жизнь дошкольников. Сегодня изменились условия развития детской игры. Одно из основных условий - это отсутствие нефор-мальных разновозрастных групп дворовые сообщества как главного условия передачи игрового опыта привело к разобщению детей, а значит потере навыков взаимодействия. Игра не возникает сама собой, а передается от од-ного поколения детей другому от старших к младшим. Раньше игра есте-ственным образом передавалась от старших детей к младшим и никаким усилиям взрослых не требовалось. В настоящее время эта связь детских поколений прервана разновозрастные детские сообщества в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение. Сейчас очень часто дети растут по одному в семье, нет дворов с их массовыми игра-ми, нет свободного детского общения, поэтому естественный канал трансля-ции игры нарушен. Дети растут среди взрослых и соответственно, чтобы де-ти играли роль старшего ребенка должен взять на себя взрослый, а это зна-чительно труднее чем заниматься с детьми учебной деятельностью. В резуль-тате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само дет-ство. В последнее время в педагогической и психологической литературе поднимается вопрос о том, что дошкольники все чаще предпочитают не сю-жетно-ролевой игре, а другие виды детской деятельности: рисованию, кон-струированию, просмотру мультфильмов и телепередач, компьютерным иг-рам и т. д., поэтому игра не развивается, становится более примитивной по тематике и по содержанию. В играх современных детей дошкольного возрас-та преобладают бытовые и телевизионные сюжеты. Большинство детей к концу дошкольного детства остаются на первом уровне развития игры, со-держанием которого являются игровые действия. В свою очередь низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры замедляет полноценное развитие произвольного поведения. А отсутствие развитой формы сюжетно-ролевой игры ведёт к социально-личностному недоразвитию ребёнка дошкольного возраста. Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие детских разновозрастных групп в се-мье и во дворе, недостаток непосредственного участия взрослых в игровой деятельности детей. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать. Поэтому проблема развития интереса к иг-ровой деятельности в дошкольников сегодня чрезвычайно актуальна. Разумеется, требования Федерального государственного образователь-ного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) не могут идти в раз-рез с законами развития дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО - ампли-фикация условий развития детей дошкольного возраста. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образо-вательной программы дошкольного образования» педагогам следует обра-тить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специ-фике дошкольного возраста называются: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, поддерж-ка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.), поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и про-странства [12, 210]. Это важнейшая часть работы педагогов, от выполнения которой зави-сит успешное развитие ребенка-дошкольника, а значит успешное формиро-вание целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО [1]. Для того чтобы ребенок увлекся игрой, прежде всего ему необходимо, комфортное эмоциональное состояние, благоприятная эмоциональная атмо-сфера. Снятие эмоционального напряжения для развития игрового поведе-ния, способствует активизации детей, побуждает продолжать игру, делиться своими соображениями и впечатлениями по поводу развертывания сюжета. Из выше сказанного была определена тема данной выпускной квали-фикационной работы: «Организация и развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста». Актуальность выбранной темы предопределена тем, что игра имеет очень важное, если не сказать главное, место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных организациях является развитие игровой деятельности детей. Анализ научной литературы позволил выявить следующее противоре-чие: между потребностью образовательной практики в развитии игрового деятельности детей среднего дошкольного возраста и недостаточным разви-тием игровой деятельности дошкольников. Цель исследования: определение эффективных форм и методов рабо-ты по развитию игровой деятельности детей 4-5 лет. Объект исследования: процесс развития игрового опыта у детей сред-него дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития игровой дея-тельности дошкольников 4-5 лет. Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами была определе-на гипотеза: развитие игровой деятельности детей будет осуществляться бо-лее успешно, при условии: - учета возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста; - создание комфортных психологических условий для становления гармонично развитой личности; - педагогического руководства игровой деятельностью в воспитатель-ном процессе. Методологическая база исследования включает в себя широкий круг литературы. Прежде всего, это учебные и методические пособия, периодиче-ские издания и монографии разных авторов (Л.А. Венгер, С.В. Ильина, Л. С. Выгодский, Д.Н. Узнадзе, К. Гросс ,А.В. Сухомлинский, А. П. Усова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, C. Рубинштейна, Г.К. Селевко, В.А. Деркунская, Л.В. Артемова и др.). Анализ данной литературы показал, что значительное количество исследований особенностей игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста посвящено психическому развитию ребёнка. А также исследования направленны на применение игр в социально-культурной ра-боте с детьми среднего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить такие задачи исследования: 1. Изучить особенности развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста посредствам психологической литературы. 2. Дать характеристику игровой деятельность детей среднего дошкольно-го возраста. 3. Изучить роль игровой деятельности детей среднего дошкольного воз-раста. 4. Определить наиболее эффективные формы и методы диагностики раз-вития игрового опыта у детей среднего дошкольного возраста. 5. Проанализировать результаты экспериментальной работы. 6. Разработать рекомендации эффективного развития игровой деятельно-сти у детей среднего дошкольного возраста. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использо-ванной литературы, приложения. Методы исследования: - теоретические: анализ психологической, педагогической научной и ме-тодической литературы по проблеме исследования; - эмпирические методы: педагогическая диагностика, диагностиче-ская ситуация, наблюдение, беседа; - обобщение и систематизация результатов исследования; - метод качественной и количественной обработки данных. Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы. Этапы исследования: Первый этап – констатирующий. В этот период были осмыслены про-тиворечие, обусловившие выбор проблемы и темы, выработаны и определе-ны цели, задачи и методы исследования, анализировалась психолого-педагогическая литература по выбранной теме, разработан исследователь-ский инструментарий, проведен констатирующий эксперимент. Второй этап - формирующий. Был посвящен разработке рекомендаций эффективного развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Третий этап - контрольный. На этом этапе был проведен анализ ре-зультатов; сделаны выводы о состоятельности выдвинутой гипотезы; оформ-лены результаты выпускной квалификационной работы. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида.