Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников 5 1.1 Понятие универсальных учебных действий, характеристика коммуникативных УУД 5 1.2 Работа учителя по формированию коммуникативных УУД в урочной деятельности 9 Глава II. Эмпирическое исследование, направленное на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 23 2.1 Констатирующий этап исследования: диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 23 2.2 Формирующий этап исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся путем использования игровых технологий 31 2.3 Контрольный этап исследования: интерпретация результатов исследования 44 Заключение 50 Список литературы 53 Приложения 59

Приёмы формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в урочной деятельности

курсовая работа
Педагогика
56 страниц
75% уникальность
2022 год
28 просмотров
.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников 5 1.1 Понятие универсальных учебных действий, характеристика коммуникативных УУД 5 1.2 Работа учителя по формированию коммуникативных УУД в урочной деятельности 9 Глава II. Эмпирическое исследование, направленное на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 23 2.1 Констатирующий этап исследования: диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 23 2.2 Формирующий этап исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся путем использования игровых технологий 31 2.3 Контрольный этап исследования: интерпретация результатов исследования 44 Заключение 50 Список литературы 53 Приложения 59
Читать дальше
Актуальность исследования. Одной из основных задач современной системы общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам способность к саморазвитию. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Сформированность УУД определяет качество полученных обучающимися знаний. Особое значение в учебном процессе уделяется возможностям ребенка свободно контактировать и взаимодействовать с участниками образовательного процесса.


Не тратьте свое свободное время. написание курсовой работы по административному праву на заказ в Work5 - это лучшее решение.


Поэтому значительное внимание специалистами уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Сформированные коммуникативные УУД – это умение детей установить контакт при общении с другими людьми, умение анализировать свои действия и слова, умение грамотно и последовательно излагать свои мысли. Коммуникативные универсальные действия – это умения общаться, взаимодействовать с людьми. Именно этим нередко определяется успешность в учебной деятельности. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников является актуальной проблемой, так как степень сформированности коммуникативных УУД влияет как на результативность обучения детей, так и на процесс их социализации и развития личности в целом. Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебный действий у младших школьников. Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников, путем эмпирического исследования выявить изменение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе организации учителем групповой работы обучающихся, применения игровых технологий в урочной деятельности. Гипотеза: формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется педагогом в урочной деятельности такими приемами как организация групповой работы, применение игровых технологий. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, охарактеризовать понятия «коммуникативные учебные действия», «игровые технологии». 2. Выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 3. Составить и апробировать программу исследования, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. 4. Интерпретировать результаты исследования, составить рекомендации педагогам начальной школы по результатам проведенного исследования. Методы исследования: 1. Теоретический анализ научной литературы. 2. Эмпирические методы – наблюдение, тестирование, беседа. Методологической базой исследования явились труды таких ученых как А. Г. Асмолов, А. Ф. Ануфриев, В. В. Давыдов, Е. В. Коротяев, С. Н. Костромина, О. А. Яшнов. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. База исследования: МОУ СОШ №31 г. Тверь, 3 класс.

Читать дальше
В ходе исследования были решены поставленные задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы нам удалось охарактеризовать процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников. Мы описали «универсальные учебные действия» в качестве совокупности способов разнообразных действий, которые способствуют активному саморазвитию школьника и помогают ему самостоятельно овладеть новыми знаниями, освоить социальный опыт и обрести социальную идентичность. Выяснили, что главными результатами образования являются не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по теме таких авторов как А. Г. Асмолов, А. Ф. Ануфриев, В. В. Давыдов, Е. В. Коротяев, С. Н. Костромина, О. А. Яшнов. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой. Г. А. Цукерман. 2. Выявили уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Формирование коммуникативных УУД происходит более интенсивно в случае, когда учебное сотрудничество организуется специально. Также немаловажно давать учащимся время на обдумывание ответов, не вносить своих исправлений и своего мнения, задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников, поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Были выделены и охарактеризованы приемы формирования коммуникативных УУД на уроке, к которым можно отнести следующие: применение игровых технологий, организация групповой работы. Игровые технологии трансформируют изучаемый материал в более доступную для учащихся форму, не зависимо от темы предмета, также содержат элементы соревновательности, что дает возможность сформировать необходимые личностные качества, такие как: сдержанность, уважительное отношение к товарищам, способность формировать правильный ход мыслей и грамотно формулировать их. Можно выделить именно дидактическую игру, так как она учит детей сотрудничать и совместными усилиями добиваться определенного результата. Наиболее распространенным средством формирования коммуникативных УУД, как удалось выяснить, является групповая работа, в процессе которой активно развиваются коммуникативные умения. Нами были выделены три основных вида групповой работы: работа в парах, единая групповая и дифференцированная групповая. Для каждого вида были подчеркнуты характерные особенности. 3. Составить и апробировать программу исследования, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. На основании теоретического исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий нами была разработана Программа формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках, включающая в себя 19 мероприятий. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ № 31 в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Мы рассмотрели такие диагностические методы, которые позволяют диагностировать уровень сформированности оцениваемых универсальных коммуникативных учебных действий. Выделили коммуникацию как взаимодействие, кооперацию, условие интериоризации и на контрольнойм, констатирующем этапах применяли диагностические методики: «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.) «Дорога к дому» (модифицированный вариант). Описали диагностические задачи, указывая: коммуникативную оценку УУД, возраст, описание диагностического задания, инструкцию, материал, необходимый для выполнения задания, критерии оценки, показатели эффективности. Критерии оценки помогают нам узнать «слабые места» в сформированности коммуникативных УУД у ребенка, выявить недочеты и работать над ними в дальнейшем. Формирующий этап способствовал формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках. По программе эмпирического исследования были проведены игры, направленные на формирования коммуникативных универсальных учебных действий: «Математический поединок», «Фантазеры», «Снежная королева», «Диалоги», «Найди своих», «Восстановление слова», «Путаница», «Церемония приветствия», «Скажи по-другому», «Говори наоборот», «Вежливо-невежливо», «Сочини рассказ». Были проведены групповые работы: - работа парами по темам: «Транспорт», «Твердые тела. Жидкости, газы, вещества», «Воздух на земле», «Проверка вычитания» - работа в группах по темам: «Вычитание суммы из числа», «Решение примеров» 4. Интерпретировать результаты исследования, составить рекомендации педагогам начальной школы по результатам проведенного исследования. Изучив результаты, полученные на контрольном этапе исследования, можно сделать вывод, что предложенные нами приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников являются эффективными для их развития, при комплексном применении могут способствовать появлению у ребенка высокого уровня сформированности коммуникации. В настоящее время существует много методик и игр для учебного процесса, которые помогают детям начальной школы быстрее найти свое место в учебном процессе, адаптироваться в новых для них условиях, не дают сделать обучение рутинным малоинтересным процессом. Педагог начальной школы должен творчески подходить к формированию урока. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Абрамлина, О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – Орел, 2013. – 270 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/uchebnyi-dialog-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnoi-kultury-obuchayushchikhsya (Дата обращения: 04.04.2022) 2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Material/univers_uchebn_dejstv.pdf (Дата обращения: 03.04.2022) 3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М: Просвещение, 2010. - 117 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.cmiso.ru/wp-content/uploads/2017/08/Fizkultura_MetodMaterialy_7_Asmolov_FormirovanieUUD-OsnScholaSistemaZadaniy-2010.pdf (Дата обращения: 07.04.2022) 4. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010 — 159 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.com/48895646-Pod-redakciey-a-g-asmolova.html (Дата обращения: 05.04.2022) 5. Барахоева, И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта / И.Б. Барахоева // Журнал Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8 (часть 2) – С. 433-437. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34574 (Дата обращения: 07.04.2022) 6. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 149-152. 7. Венгер, А.Л., Цукерман Г.А. «Психологическое обследование младших школьников». Практическое пособие. М.: Владом, 2001 — 160 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookap.info/book/ (Дата обращения: 07.04.2022) 8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2010. - 678 с. 9. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookap.info/edu/avtorov_pedagogicheskaya_psihologiya_hrestomatiya/gl5.shtm (Дата обращения: 04.04.2022). 10. Глумова, Н.Н. Игровые технологии в процессе обучения в начальной школе. – М., 2018. – С. 13 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1664296/pedagogika/igrovye_tehnologii_protsesse_obucheniya_nachalnoy_shkole (Дата обращения 05.04.2022) 11. Горбов, С.Ф., Новлянская З.Н., Ломакович С.В и др. Основные положения образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования// Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. - № 3. - С.33-42. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-obrazovatelnoy-sistemy-d-b-elkonina-v-v-davydova-v-svete-trebovaniy-federalnogo-gosudarstvennogo-standarta (Дата обращения: 07.04.2022). 12. Греченко, Е. Ю. Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония» / Е. Ю. Греченко. Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 67-70. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2963/ (Дата обращения: 07.04.2022) 13. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения.: Томск Пеленг, 2016. - С. 564. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=davydov_o-ponyatii-razvivayuschego-obucheniya_1995&bookhl= (Дата обращения 05.04.2022) 14. Емельянова, Т. В., Г.А Медяник Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. Пособие.-Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015.-С.11-18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6227/1/Emelyanova-eui-1-54-14%20-%20Z.pdf (Дата обращения 05.04.2022) 15. Желтовская, Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников // Начальная школа. – 2017. – №5. – С. 50-57. 16. Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В, Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kimc.ms/pedagogam/shkola-molodogo-administratora/materialy/TRKM/rkm_zair-bek.pdf (Дата обращения: 07.04.2022) 17. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности// Начальная школа. – 2011. - № 4. – С. 78 – 83. 18. Климанова, Н.С. Коммуникативные универсальные учебные действия / Н.С. Климанова // Доклад на методическом объединении учителей начальных классов. – 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ (Дата обращения 04.04.2022) 19. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников Начальная школа. – 2006. – №1. – С. 17 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002789856 (Дата обращения 07.04.2022) 20. Куницына, В.Н. Программа учебного курса «Межличностные отношения»: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017. – 544 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://do-portal.ksla.kg/wp-content/uploads/2018/10/Mezhlichnostnoe_obshenie_Kunicyna-VN.pdf (Дата обращения: 05.04.2022) 21. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности // Начальная школа. – 2018. – №7. – С. 91-96. 22. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17843981 (Дата обращения 07.04.2022) 23. Логинова, А.С. Учебное сотрудничество в рамках развивающего обучения// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 2. - С. 22-24. 24. Марголис, А.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 1. – С. 79-92. 25. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: Методы, формы, средства обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nachalka1-4.ucoz.ru/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf (Дата обращения 07.04.2022) 26. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. — с. 146. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (Дата обращения: 07.04.2022) 27. Муромцева, О. В. Игровые технологии в начальной школе. - Молодой ученый, 2016. – с. 254. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (Дата обращения: 01.04.2022) 28. Муртазина, Н.А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе поиска различных путей решения текстовой задачи. – 2015. – № 1 (2). – С. 68-74. 29. Муштавинская, И.В «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch1400z.mskobr.ru/files/%20Технология%20развития%20критического%20мышления.pdf (Дата обращения 04.04.2022) 30. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие. – М.: Мастерство, 2016. – 260 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/nikitina-nn-zheleznyakova-om-petuhov-ma-osnovy-professionalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-chast-1_7d71292f06f.html (Дата обращения: 10.04.2022) 31. Орлова, О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/287463813.pdf (Дата обращения 06.04.2022) 32. Основная образовательная программа начального общего образования «Перспектива» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ (Дата обращения 10.04.2022) 33. Поглазова, О.Т. Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017 – 368 с. 34. Прохоренко, А.О. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. – Челябинск, 2016. – 190 с. 35. Рахманова, Н.А. Развитие речи младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov-na-uroke-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-651473.html (Дата обращения: 08.04.2022). 36. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 160 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0290/index.shtml (Дата обращения: 10.04.2022) 37. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Институт Государственного управления, Выпуск 3, май – июнь 2014. – 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publ.naukovedenie.ru (Дата обращения 10.04.2022). 38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российская Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. 39. Цукерман, Г.А. Период из начальной школы в среднюю как психологическая проблема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/perehod-iz-nachalnoy-shkoly-v-srednyuyu-kak-psihologicheskaya-problema (Дата обращения: 10.04.2022). 40. Широкий, В.А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-nauchno-metodicheskie-podhody-k-soderzhaniyu-i-strukture (Дата обращения: 10.04.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основы анализа бухгалтерской отчётности
Количество страниц:
40
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Роль семьи в социализации ребенка.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Общая психология
реферат
Предпосылки, цели и особенности советской индустриализации. Ее социально-экономические итоги и последствия»
Количество страниц:
5
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История 20 века
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image