Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма 4
1.1.Понятие системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и ее элементы 4
1.2 Роль и место системы ПОД и ФТ в повышении экономической безопасности страны 8
1.3 Эффективность системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: сущность, критерии, значение 14
Глава 2 Методические основы анализа и оценки эффективности системы противодействия… 19
2.1. Международные стандарты в области анализа и оценки эффективности…. (ФАТФ) 19
2.2. Цели, задачи, принципы, методы, способы, уровни и виды анализа эффективности… 19
2.3. Методики оценки эффективности 19
2.4. Методы оценки роли системы ПОД и ФТ в экономической безопасности страны 21
Глава 3 Анализ эффективности современной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма России и ее роли в экономической безопасности страны. 22
3.1 Анализ российской практики противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма 22
3.2. Оценка эффективности российской системы противодействия преступных доходов и финансированию терроризма: основные угрозы, уязвимости и риски. 32
3.3 Оценка роли противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма в экономической безопасности страны и направления совершенствования. 32
Заключение 38
Список литературы 41
Читать дальше
Недостаточный уровень эффективности российской финансовой разведки уже не может объясняться издержками стадии организации - все-таки системе уже более 15 лет. Потенциал для увеличения эффективности скрывается в первую очередь в организационном построении службы и ее взаимодействии с правоохранительными органами. В России финансовая разведка представлена в ярко выраженном административном типе с классическим внешним взаимодействием с правоохранительными органами. Сотрудники МВД России, ФСБ России и СК России не имеют прямого доступа к базам финансовой информации, носителем которых выступает Росфинмониторинг, поэтому работа строится на принципе «запрос-ответ», где взаимодействуют две изолированные друг от друга системы: либо правоохранительный орган пытается просветить что-то, что ему стало известно из оперативной и следственной работы, либо аналитиками Росфинмониторинга проводятся так называемые «инициативные» финансовые расследования.
Однако в передаваемых в правоохранительные органы документах ставится пометка «не приобщать к материалам уголовного дела», поскольку аналитики Росфинмониторинга опираются лишь на сообщения от субъектов первичного мониторинга, формирующих базу данных, а не на реальные выписки по движению денежных средств или иные первичные документы.
Более того, сама методика исследования, применяемая аналитиками Росфинмониторинга, предполагает лишь первичную фиксацию изображение схемы движения денег без комплексной отработки задействованных в ней контрагентов (например, как это делается такими же аналитиками государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и
Банка России либо государственными судебными экспертами при изучении похожих схем вывода активов в банках). Используемые механизмы минимизируют риски утечки информации и возможной коррупции, но таким крайне рафинированным механизмом взаимодействия наносится мощный удар по эффективности всей системы использования финансовой информации при борьбе с преступностью! Именно поэтому эта потенциальная мощь базы сомнительных операций, измеряющихся триллионами рублей, приводит к фактически единичным обвинительным приговорам и изъятием лишь определенной части теневого капитала, который достаточно изворотливо уходит от лобового административного давления Банка России!
Однако если бы рабочие группы, состоящие из оперативников, следователей и экспертов правоохранительных органов, обладали доступом к базам финансовых данных в режиме реального времени, аналитики Росфинмониторинга использовали при «углубленных» финансовых расследованиях методики фиксации схем с учетом опыта Банка России, ГК «АСВ» и государственных судебных экспертов, а финансовый анализ по движению денег оперативно сочетался бы с классическими действиями правоохранительных органов по прослушиванию телефонных переговоров, наблюдением за лицами, проведением своевременных обысков и выемок в исследуемых ими организациях, назначением экономических экспертиз по изъятой документации, КПД этой системы вырос бы в разы.
Основными путями решения проблем взаимодействия кредитных организаций и клиентов, снижения коррупционных рисков и повышения эффективности системы ПОД/ФТ в целом могут стать:
1) трансформация подхода кредитных организаций к работе по ПОД/ФТ в соответствии с Методическими рекомендациями ЦБот 10.11.2017 № 29-МР;
2) разработка конкретных методик, позволяющих кредитным организациям чѐтко ответить на вопрос, является ли конкретная операция сомнительной или нет, при этом данные методики должны основываться на едином видении ситуации и регулятором и кредитными организациями;
3) реализация положений Концепции совершенствования регулирования в национальной платежной системе в части:
- развития единого идентификатора клиента;
- использования электронных средств платежа в качестве инструмента для идентификации и верификации;
- развития системы упрощенной идентификации (с использованием публичных баз данных);
4) научно-обоснованный подход при качественной и количественной оценке последствий тех или иных изменений нормативно-правовой базы в сфере ПОД/ФТ с учетом имеющегося опыта.
Читать дальше
1. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (г. Страсбург, 8 ноября 1990 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. − 20.01.2003. − № 3. − Cт.203.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. − 26.01.2009. − № 4. − Cт. 445.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст от 13.06.1996 №63-Ф3 в ред. от 18.02.2020г. // Собрание законодательства Российской Федерации. –17.06.1996. − № 25. − Cт. 2954.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: офиц. текст от 31.07.1998 №146-ФЗ в ред. от 28.01.2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. − 3.08.1998. − № 31. − Cт. 3824.
5. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ (последняя редакция).
6. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_82959/ (Дата обращения: 04.04.2022).
7. Налоговый кодекс Российской Федерации ( НК РФ) [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_19671/ (Дата обращения: 04.04.2022).
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182365/ (Дата обращения: 04.04.2022).
9. Алексеева Д. Г. Правовые основы обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций : учебное пособие для вузов / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – М. : Юрайт, 2020. – 90 с.
10. Берг Н. А., Хуртина П. Р. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма /Н.А. Берг, П.Р. Хуртина// Молодой ученый. – 2018. – №37. – С. 54-56.
11. Власов И. С. Ответственность за отмывание (легализацию) коррупционных доходов по законодательствузарубежных государств / И. С. Власов [и др.] ; отв. ред. А. Я. Капустин, А. М. Цирин. — М. : Инфра-М, 2017. — 312 с.
12. Валютное регулирование и валютный контроль : учебник для вузов / под редакцией Ю. А. Крохиной. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 231 с.
13. Глотов В. И. Финансовая безопасность России – основа суверенитета и территориальной целостности страны/В. И. Глотов, О. А. Соколовский, И. Ю. Липушкина//Вестник экономической интеграции. – 2016. – № 8–9. – С. 46–54.
14. Лоскутов И.Н. Ф.К. Иванов. Технология блокчейн в сфере ПОД/ФТ / И.Н. Лоскутов Ф.К. Иванов // Вестник РАЕН. –2017. - С.41-48.
15. Встреча с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60 031 (Дата обращения: 04.04.2022).
16. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2017-2018 гг. // Росфинмониторинг [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedsfm.ru/content/files/ documents/2018/оценка%20рисков%20од_5.p df (Дата обращения: 14.04.2020).
17. Состояние преступности // МВД России [Электронный ресурс]. URL:https://мвд.рф/folder/101762/item/12167987 (Дата обращения: 14.03.2019).
18. Трунцевский Ю. В. Цифровая интеграция — путь в будущее / Ю. В. Трунцевский, А. А. Ефремов // Международное публичное и частное право. — 2018. — № 1. — С. 6–12.
19. Тихомиров Ю. А. Прогнозы и риски в правовой сфере / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. — 2014. —№ 3. — С. 5–16.
20. Молодежный экстремизм: теория, технологии профилактики : метод. пособие / авт.-сост. А. А. Алексеева. Омск, 2013. С. 31
21. Козлов В.А. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма: научно-практическое пособие / В.А. Козлов. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2018. – 224 с.
22. Руденко А.С., Пичугин С.А.Некоторые проблемы квалификации террористического акта и его отграничение от других составов преступлений // Вестник Владимирского юридического института. 2017. № 2 (43). С. 107-110.
23. Русанов Г. А. Проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов : практическое пособие / Г. А. Русанов. – М. : Юрайт, 2020. – 124 с.
24. Русанов Г. А. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов : учебное пособие для вузов / Г. А. Русанов. – М. : Юрайт, 2020. – 157 с.
25. Харзинова В.М. Социально-психологическая характеристика молодежи и причины становления объектом вовлечения в экстремистские и террористические группы //Общество: социология, психология, педагогика. ‒ № 2. ‒ 2016. ‒ С. 72-75.
26. Харзинова В.М. Проблемы уголовно-правового регулирования незаконных вооруженных формирований / Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27-28 ноября 2018 г. ‒ Махачкала: АЛЕФ, 2014. ‒ С. 260-261.
27. Хабриева Т. Я. Укрепление правопорядка и противодействие коррупции в условиях евразийской интеграции /Т. Я. Хабриева, Н. Н. Черногор // Общественные науки и современность. — 2017. — № 1. — С. 5–19.
28. Хабриева Т. Я. Право в условиях цифровой реальности / Т. Я. Хабриева, Н. Н. Черногор // Журнал российского права. — 2018. — № 1. — С. 85–102.
29. Чупров А. М., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2019. 160 с.
30. Честнов И. Л. Принципы права в постклассическом измерении / И. Л. Честнов // Принципы права : сб. ст. / под ред.Д. А. Пашенцева, А. Г. Чернявского. — М. : Русайнс, 2019. — С. 4–23.
31. Архивные уголовные дела Верховного Суда по КБР за 2009‒2014 гг. Статистические данные ИЦ МВД КБР, РИ, ЧР, РИ РД, КЧР.
32. Genpact [Электронный ресурс]: Five AML technologies you must understand – Режим доступа – URL: https://www.genpact.com/insight/point-ofview/five-aml-technologies-you-must-understand (Дата обращения 05.04.2022)
33. Transparent [Электронный ресурс]: Emerging trends in AML technology –Режим доступа – URL: https://transparint.com/blog/2018/04/26/5-emergingtrends-in-aml-technology/ (
Читать дальше