Введение 3 Глава 1. Теоретические основы обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи 5 1.1. Трактовка понятия «навык чтения» в психолого–педагогической литературе 5 1.2. Становление навыка чтения в онтогенезе 10 1.3. Клинико–психолого–педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 14 Глава 2. Экспериментальное исследование предрасположенности к нарушению чтения дошкольников с общим недоразвитием речи 20 2.1.Организация, методы исследования 20 2.2. Анализ результатов исследования 22 Заключение 35 Список литературы 37 Приложения 39

«Обучение чтению дошкольников с ОНР»

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
73% уникальность
2022 год
24 просмотров
Григорьева И.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи 5 1.1. Трактовка понятия «навык чтения» в психолого–педагогической литературе 5 1.2. Становление навыка чтения в онтогенезе 10 1.3. Клинико–психолого–педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 14 Глава 2. Экспериментальное исследование предрасположенности к нарушению чтения дошкольников с общим недоразвитием речи 20 2.1.Организация, методы исследования 20 2.2. Анализ результатов исследования 22 Заключение 35 Список литературы 37 Приложения 39
Читать дальше
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется направленностью на решение социального запроса по подготовке дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) к предстоящему школьному обучению. Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». В ряде исследований (Е.А. Логинова, В.И. Ляудис, И.П. Негурэ, Л.


Реферат по уголовному праву на заказ - позволит вам не волноваться об учебе. Мы сделаем реферат недорого и качественно в самые кратчайшие сроки!


.Г. Парамонова, A.B. Семенович, Г.В. Чиркина и др.) отмечается, что в последние годы происходит усложнение симптоматики и механизмов дислексии, которые обусловлены увеличением количества детей с органическими поражениями отделов головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, что приводит к задержке созревания этих отделов мозга, нарушением их функционирования. Таким образом, увеличение количества детей с ОНР приводит к развитию проблемы овладения процессом чтения. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить такие имена: Р.А.Ткачев, С.С.Мухина, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева и др. Объект исследования: процесс чтения дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: методы и приемы обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: раскрыть теоретические методы и эмпирические приемы выявления предрасположенности к дислексии дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: – проанализировать трактовку понятия «навык чтения» в психолого–педагогической литературе; – изучить становление навыка чтения в онтогенезе; – раскрыть клинико–психолого–педагогическую характеристику дошкольников с ОНР; – провести экспериментальное исследование предрасположенности к дислексии дошкольников с общим недоразвитием речи. Методы исследования: – изучение и анализ научно–методической литературы по проблеме исследования, обобщение, конспектирование; – педагогический эксперимент: констатирующий этап; – качественный и количественный анализ экспериментальных данных. Этапы исследования. Первый этап организационно–подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат. Второй этап содержательно–технологический – организация и планирование констатирующего эксперимента, подбор методик для исследования. Третий этап заключительно–обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования. Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы в диагностической и коррекционно–профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР учителями–логопедами, педагогами–психологами, учителями. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, чтение – сложный процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому если одна из зон «не срабатывает», весь процесс теряет смысл. Чтение, следует понимать как одну из основных форм опосредствованной коммуникации в общей системе социальных коммуникаций. Именно с помощью чтения общество, его социальные сообщества и институты, наконец, социальные факторы разного уровня получают возможность обмениваться информацией. Понятие «чтение» неразрывно связано с понятиями «письмо» и «текст» и выполняет важные социально–коммуникативные функции, среди которых самыми распространенными являются мировоззренческая, социализационная, профессиональная, культурологическая. Чтение, как основной способ получения учебной информации, играет очень важную роль в процессе усвоения знаний. Чтение – сложная деятельность, в которой разделяют процесс перекодирования письменной речи в звучащую (техническую сторону) и постижение смысла прочитанного (содержательную сторону). Данные два вида чтения тесно взаимосвязаны и вместе являются составляющими «полноценного чтения». В сущности, без овладения механизмом чтения невозможно понимание смысла читаемого, тем не менее техническое чтение – лишь механическое озвучивание текста и воспроизведение смысла прочитанного. Навык чтения включает в себя несколько составляющих – смысловые, то есть понимание содержания высказывания и технические, то есть способ чтения, правильность, выразительность и скорость чтения. Становление процесса чтения – процесс очень непростой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка. В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Выделяют три уровня речевого недоразвития, который отражает типичное состояние компонентов языковой сферы у детей с ОНР. Первый уровень речевого недоразвития речи. У детей данного уровня речевые средства общения почти отсутствуют или очень ограничены. Активный словарь у детей состоит из маленького количества используемых слов, а также звукоподражаний и звуковых комплексов. Второй уровень речевого недоразвития речи. Данный уровень характеризуется более высокой речевой деятельностью ребенка. В общении детей наблюдается использование постоянного, но искаженного и ограниченного запаса слов. Дети данного уровня могут использовать местоимения, а иногда применять союзы, простые предлоги в простых значениях. Третий уровень недоразвития речи характеризуется достаточной фразовой речью, но недоразвитием фонетики, лексики, грамматики. В целом, обладая полноценными возможностями освоения мыслительных операций, соответствующих возрасту, у детей с ОНР наблюдается отставание в развитие логического мышления. Кроме всего прочего, дети заметно отстают в развитие двигательной сферы. Результаты констатирующего эксперимента исследования показали, что у многих детей имеются нарушения чтения, а именно смешанная дислексия. У данной группы детей были выявлены нарушения в понимании смысла прочитанного; трудности в узнавании букв; трудности в дифференциации звука и буквы; недоразвитие функций фонематического анализа и синтеза; трудности чтения прямых и обратных слогов; трудности чтения слогов со стечением согласных звуков; трудности усвоения букв, сходных графически и т.д. У детей c нарушением чтения наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении формы, величины. Дети с дислексией неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи, все это приводит к нарушению у детей сформированности читательской компетенции
Читать дальше
1. Баль, Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников / Н.Н. Баль, И.А. Захарченя. – Минск: Ура–джай, 2016. – 75 с. 2. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина. М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с. 3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 2015. – 352 с. 4. Горецкий, В.Г. Повышение эффективности и качества формирования навыка чтения как важнейшее условие интенсификации процесса обучения и воспитания младших школьников / В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2015. –150 с. 5. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. … д-ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. – Москва, 2012. – 299 с. 6. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – Санкт–Петербург: 2016. – 296 с. 7. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2016. –223 с 8. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. / А.Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 2017. – 286 с. 9. Корнев, А.Н. Методика диагностики дислексии у детей / А.Н. Корнев, О.А. Ишимова – СПб.: Изд–во Политехн. ун–та, 2016. – 72 с. 10. Клычников, З.И. Психологические особенности обучению на иностранном языке: пособие для учителя / З.И. Клычников. М.: Просвещение, 2013. – 120 с. 11. Лактионова, О.В. Влияние некомпенсированного ОНР на формирование навыка письма и чтения / О.В. Лактионова // Актуальные проблемы фундаментализации образования. 2015. №4. С.5–65. 12. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с. 13. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н. Н. Светловская // Начальная школа. 2015. №2. С. 9–63. 14. Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению / Т.П. Сальникова – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240 с. 15. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. / Т.А.Фотекова, Т.В. Ахутина – М.: АРКТИ, 2012. – 136 с. 16. Шатилов, С.Ф. Некоторые вопросы методики обучения чтению на иностранном языке в школе и вузе / С.Ф.Шатилов. М: Просвещение, 2015. –140 с. 17. Умнов, Б.П. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории / Б.П. Умнов // Пресса – читатель. – 2019. – № 6. – С. 2-37. 18. Чиркина, Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Г.В. Чиркина// Дефектология. – 2018. - № 1. – С. 17-91 19. Чиркина, Г. В. Теория и практика устранения дислексии – логопедический аспект проблемы /Г.В. Чиркина// Дефектология. – 2019. - № 1. – С.7-5. 20. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – С. 3–49. 21. Ярбус, А.Л. Роль движений глаз в процессе чтения /А.Л. Ярбус - М.: Наука, 2020. – 173с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППЫ КВАТЕРНИОНОВ ВОСЬМОГО ПОРЯДКА
Количество страниц:
40
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Высшая математика
курсовая работа
Сущность государства
Количество страниц:
25
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
РОССИЙСКИЕ СМИ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Политология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image