ВВЕДЕНИЕ ………………………………...…………………………………2 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса учащихся пятых классов……………………………………………………………5 1.1. Характеристика понятия «познавательный интерес» в научной литературе ………………………………………………………………………......5 1.2. Возрастные особенности учащихся пятых классов ………………….11 2. Деятельность учителя по развитию познавательного интереса учащихся пятых классов на уроках истории………………………………………………....15 2.1.Требования к проведению уроков истории с учащимися пятых классов по развитию познавательного интереса ………………………………...15 2.2. Методы развития познавательного интереса на уроках истории с учащимися пятых классов ……………………………………………………….. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….………… 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…43 ПРИЛОЖЕНИЯ………………….…………………………………………..47  

Развитие познавательного интереса учащихся пятых классов на уроках истории

курсовая работа
Педагогика
45 страниц
86% уникальность
2022 год
22 просмотров
Копач А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………...…………………………………2 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса учащихся пятых классов……………………………………………………………5 1.1. Характеристика понятия «познавательный интерес» в научной литературе ………………………………………………………………………......5 1.2. Возрастные особенности учащихся пятых классов ………………….11 2. Деятельность учителя по развитию познавательного интереса учащихся пятых классов на уроках истории………………………………………………....15 2.1.Требования к проведению уроков истории с учащимися пятых классов по развитию познавательного интереса ………………………………...15 2.2. Методы развития познавательного интереса на уроках истории с учащимися пятых классов ……………………………………………………….. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….………… 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…43 ПРИЛОЖЕНИЯ………………….…………………………………………..47  
Читать дальше
Актуальность. Развитие познавательного интереса учащихся при изучении фактического материала является одной из основных проблем современной педагогической науки и практики. Его важность связана с поиском и необходимостью разработки оптимальных методов обучения и преподавания, которые устанавливают связь между успехом освоения школьниками исторической науки как академической дисциплины и укреплением их умственного развития в качестве основы для формирования и развития когнитивной деятельности. Для решения проблемы повышения познавательной активности существуют способы улучшения качества образовательного процесса. Исходя из того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на улучшение других умственных когнитивных процессов, основное внимание в исследовании уделяется обновлению возможностей для развития логического и критического мышления учащихся, определения проявлений когнитивной деятельности, потенциальные возможности для повышения познавательного интереса к истории остаются в связи с социальной значимостью этой науки и основаны на фактическом и идеологическом содержании курса этой дисциплины. Объект исследования – развитие познавательного интереса учащихся пятого класса на уроках истории в условиях школы. Предмет исследования – методы развития познавательного интереса учащихся пятого класса на уроках истории в условиях школы. Цель исследования – теоретически обосновать методы развития познавательного интереса учащихся пятого класса на уроках истории в условиях школы. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1.


Сделаем выполнение дипломных работ на заказ в спб проще. Work5 - учись на 5!


Проанализировать понятие «познавательный интерес» в научной литературе. 2. Рассмотреть возрастные особенности учащихся пятых классов. 3. Обосновать требования к проведению уроков истории с учащимися пятых классов по развитию познавательного интереса. 4. Раскрыть методы развития познавательного интереса на уроках истории с учащимися пятых классов. Методы исследования в данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. Поэтому следует обратить внимание на некоторые важные источники, мысли по поводу познавательного интереса, представленные в работах Фохт. А.В. «Методическое пособие по новой истории», Спок. Б. «Ребенок и уход за ним», Польской А. Е. «Как улучшить свою память», Кулюткин. Ю.Н., Сухобская, Г. С. «Мотивация познавательной деятельности». Авторы считают необходимым подчеркнуть, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности. Он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом. Теоретическая значимость сопоставление, обобщение, анализ результатов, систематизация, моделирование и прогнозирование педагогических явлений и тест, процессов. Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами и педагогами учебных заведений и школы при планировании и организации занятий историей. Структура исследования. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, насчитывающих 31 наименование.  

Читать дальше
Рассмотрев различные подходы к познавательному интересу, я пришла к следующим выводам, что познавательный интерес очень важен для развития и совершенствования. Познание может начинаться и идти разными путями: «от учителя» и «от учеников». На познавательный интерес может оказывать влияние объем, сложность, скорость изучения, содержание (например, проблемность или иллюстративность) учебного материала. Причём, трудность материала, как фактор формирования познавательного интереса, неоднозначно оценивается исследователями. Большое значение для развития познавательного интереса (и авторы разных подходов в этом сходятся) имеют следующие моменты в работе учителя: создание проблемных ситуаций, разнообразие форм и методов работы, создание благоприятной атмосферы для каждого ученика на уроке, стимулирование самостоятельности и рациональности работы ученика; эффективны пути создания на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Например, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, использование материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания, оценивать не только конечный результат, но и сам процесс деятельности ученика, раскрытие субъектного опыта учащихся. Учителю необходимо не потерять интерес, управлять им, развивать и поддерживать его. Проблема активности процесса обучения не может на современном этапе рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения. Повышение качества образования в настоящее время невозможно без удовлетворения личностных запросов. [18] Также каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого учителя. От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету. Для эффективного развития познавательного интереса, используются следующие методы: наглядные, практические, объяснительно иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод и исследовательский метод. На основе анализа литературы можно утверждать, что познавательный интерес – один из главных мотивов учебной деятельности, обеспечивающий успешное обучение. Каждый ученик должен знать и понимать, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, и если он не хочет учиться, то научить его невозможно. Согласно литературным источникам, сущность понятия «активизация познавательной деятельности» изучалась и описывалась при изучении фактического материала в уроках истории, его структуре и содержании. На основе изучения педагогической и методической литературы выявлена специфика познавательной деятельности школьников на уроках истории. Определены пути и условия активизации познавательной деятельности, школьников, изучающих фактические материалы по урокам истории в средней школе. Были изучены два из наиболее эффективных способов повышения познавательной активности учащихся — это дидактическая игра и использование информационных и коммуникационных технологий в уроках истории [9]. Дидактическая игра – одна из уникальных форм, которые делают интересной и захватывающей не только работу школьников на уровне творчества и поиска, но и каждодневные шаги по изучению фактического материала, которые выполняются в рамках уровней воспроизводства и трансформации когнитивной деятельности – ассимиляции фактов, дат, явлений и т.д. Использование ИКТ позволяет перевести образовательный процесс на качественно новый уровень, поскольку новые возможности возникают для повышения познавательной активности школьников при изучении фактических материалов на уроках истории. Использование инструментов электронного обучения в классе обеспечивает: • Экономию времени при объяснении нового фактического материала; • Представление фактического материала в более визуальном, доступном для восприятия формате; • Влияние на различные системы восприятия школьников, тем самым обеспечивая наилучшее усвоение фактического материала. 
Читать дальше
1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С.8 - 15. 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2015 - 208 с. 3. Бибик Н. М. Формирование познавательных интересов младших школьников: монография / Бибик Н. М. - К.: Лебедь, 2014. - 199с. 4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. 352 с. 5. Вавилова И. Н. Психологические механизмы познавательного интереса // актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №11. с.296 - 299. 6. Воспитание школьников во внеучебное время: Сб. метод. материалов в помощь организаторам внеклас. и внешкол. воспитат. работы с учащимися / Под ред. Л. К. Балясной; Составитель Т. В. Сорокина. - М.: Просвещение, 2015. - 189 с. 7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России): Пособие для учителей и студентов / Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И.; Под ред. Е.Е.Вяземского. – М.: ЦГО, 2014. – 186 с. 8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2017 – 384 с. 9. Вяземский Е.Е. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - 2. изд. - М.: Просвещение, 2020. - 110 с. 10. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка / З.В. Денисова. – Л.: Изд – во Ленингр. Ун-та., 2012. – 142 с. 11. Иванова Т.И. Что спрашивать? Что отвечать? : Разговор с учителем лит./ Т. Иванова. - М.: Просвещение, 2014. – 144 c. 12. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 191 с. 13. Кулюткин Ю.Н., Сухобская, Г. С. Мотивация познавательной деятельности: (Сборник науч. трудов) / Под общ. ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской; Акад. Пед. наук науч.-исслед. ин-т общего образования взрослых. – Санкт-Петербург, - 2008. - 117 с. 14. Латыпов Н.Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление; Изобретательские решения и предвыборные технологии: приложение / Нурали Латыпов. - М.: Питер, 2017 (ОАО С.-Петерб. тип. № 6). - 304, 32 с. 15. Лейбенгруб П.С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 2020, № 4, с. 36 - 37. 16. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподгот. науч.-пед. кадров / Б. Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 521 с. 17. Лубский А.В., Братолюбова М.В., Брызгалова И.Г. История России: Учеб.-метод. пособие для семинар. занятий / А.В.Лубский, М.В.Братолюбова, И.Г.Брызгалова. – М.; Ростов-на-Д: МарТ, 2014. – 543 с 18. Макаренко А.С. Сочинения / А.С. Макаренко. – М.: Академия педагогических наук РСФСР; Издание 2-е, 2018. – 575 c. 19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с. 20. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей: В 2 ч. Ч. 2 / Колл. авт.; отв. ред. Н. Г. Дайри. — М.: Просвещение, 2013. — 239 с. 21. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - Москва: Знание, 2015. - 47 с. 22. Мотяшов В.П. Мода, престиж, личность / В.П. Мотяшов. – М.: Педагогика, 2015. – 128 c. 23. Никол Джон. Ремесло учителя истории / Джон Никол; [Пер. с англ. Ю.К. Бершак]; М-во образования Рос. Федерации. Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2019. - 272 с. 24. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие / Н. Ю. Никулина; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 2018. - 93 с. 25. Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. № 10. С.17–27. 26. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу. - Волгоград: ВГПИ им А.С. Серафимовича, 2016 – 420 с. 27. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2020, с.97-98. 28. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 2021. № 3. С. 11–16. 29. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2014 - 160 с. 30. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: [Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. шк. и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова и др.]; Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с. 31. Яковлева С.П. Развитие у учащихся интереса к изучению истории //Страницы истории. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9. - Брянск, 2013. – 360 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Разработка предложений по совершенстованию неавиационных услуг в АО "Международный аэропорт Владивосток", г. Артем
Количество страниц:
60
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Разработка и выполнение кресла в стиле джапанди
Количество страниц:
30
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дизайн
курсовая работа
Договор продажи предприятия
Количество страниц:
28
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image