Введение 3 1. Публичные библиотеки: история возникновения и особенности функционирования 7 1.1. Мировая практика создания публичных библиотек 7 1.2. Возникновение и развитие публичных библиотек в России 11 2. Советские публичные библиотеки первой трети XX века и особенности работы с книжными фондами 15 2.1. История и развитие советских публичных библиотек 15 2.2. Основные принципы организации работы библиотек 1920-1930 гг. 19 Заключение 24 Список литературы 27

Деятельность публичных библиотек в СССР в 1920-1930 годы

курсовая работа
Литература
25 страниц
79% уникальность
2022 год
62 просмотров
Шляхтина П.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Публичные библиотеки: история возникновения и особенности функционирования 7 1.1. Мировая практика создания публичных библиотек 7 1.2. Возникновение и развитие публичных библиотек в России 11 2. Советские публичные библиотеки первой трети XX века и особенности работы с книжными фондами 15 2.1. История и развитие советских публичных библиотек 15 2.2. Основные принципы организации работы библиотек 1920-1930 гг. 19 Заключение 24 Список литературы 27
Читать дальше
Современному студенту, в распоряжении которого находятся возможности интернет-ресурсов, не так просто представить, какое значение не так давно имела публичная библиотека. Практически каждый ребенок приходил в библиотеку возле дома, чтобы взять новую книгу сказок или прочитать детский журнал, а с записи в библиотеку по месту учебы или в главную городскую библиотеку начинался путь молодого исследователя. Бесконечные шкафы каталогов, стеллажи с книгами и периодикой, ожидание тележки с нужным изданием из хранилища, тематические залы, предварительный заказ книг, множество поглощенных чтением людей, знаменитая «тишина в библиотеке» – все это было неотъемлемой частью учебного процесса. История библиотек насчитывает не одно столетие. С тех времен, когда развитие письменности привело к созданию текстовых записей, которые следовало сохранить, появилась потребность в создании особых учреждений, которые будут для этого предназначены. Согласно определению, слово «библиотека» греческого происхождения, «bibliotheka» означает книгохранилище, было образовано от biblio(n) — «книга» и theka — «хранилище» . То есть, для появления библиотек нужен был определенный уровень развития человечества – значит, книгохранилища можно считать признаком и следствием развитой цивилизации. В книге «Всемирная история библиотек» исследователь Б.


Специалисты сделают реферат на заказ срочно в Нижнем Новгороде , заполните форму на нашем сайте.


.Ф. Володин пишет, что такой цивилизацией, при которой «человек начал ощущать физически-реальный и чувственно-реальный мир … определяют как вавилоно-халдео-египетскую» . Библиотека изначально должна была выступать хранилищем особо важных текстов – документов, государственного значения, таких, как свод законов, деловые переписки о торговле, войнах, строительствах и пр. При необходимости эти тексты можно было получить для прочтения или работы с ними, то есть возникала особая система пользования, по принципу «взять на время – вернуть». С ростом грамотности увеличивалось число посетителей библиотека, которая становилась учреждением, предназначенным для обслуживания читателя, выполняло задачу обеспечения доступа к своим хранилищам, то есть фондам. По словам, Б.Ф. Володина, в процессе выполнения функции доступности «библиотека постепенно проходит путь от почти полной закрытости (в отношении обслуживания пользователей (читателей)) своих фондов ко всеобщей (по отношению к значительной части библиотек) доступности» . Наиболее крупными публичными библиотеками в мире считаются Библиотека Конгресса (Вашингтон, США), Британская библиотека (Лондон, Великобритания), Российская государственная библиотека (Москва). Как любое государственное учреждение, библиотека была тесно связана с жизнью общества и политикой внутри страны. Примером тому могут служить разные случаи, отражающие время и правителей: сжигание книг в нацистской Германии, исключение из фондов запрещенных авторов, ограниченные тиражи книг на каких-либо иностранных языках, ограничение на периодику других стран и пр. Эти случаи и их изучение представляют большой научный интерес. Среди работ, посвященных истории публичных библиотек, есть книги И. В. Балковой «История библиотечного дела» , Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек» , сборник «История библиотек» , существуют отдельные издания, посвященные национальным библиотекам, например, «Российская национальная библиотека, 1795-1995» , «История Государственной Ордена Трудового Красного Знамени Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина» . Важную роль играют отчеты о состоянии книжных фондов за различные периоды, например, М. Я. Стецкевич «Справочные и методические пособия Отдела рукописей и редких книг Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина» , или «Краткий отчет Рукописного отдела за 1914-1938 гг. со вступительным историческим очерком» . Значительное количество источников говорит о том, что для изучения этой проблемы есть перспективы, есть необходимость собрать фактологическую базу и аналитическую литературу для изучения этого вопроса в дальнейшем, что говорит об актуальности выбранной темы. Проблема работы: рассмотреть особенности функционирования советских публичных библиотек как государственных учреждений в период 1920-1930 гг. Цель работы: проследить причинно-последовательную связь событий, которые повлияли на работу библиотек, обозначить главные документальные источники, указать ряд главных исторически обусловленных особенностей работы библиотек в указанный период. Задачи работы: обозначить общественно-исторические предпосылки, которые влияли на деятельность публичной библиотеки СССР, рассмотреть последствия этих предпосылок, обозначить и классифицировать главные категории, которыми оперировали книжные фонды. Предмет исследования – деятельность общественных библиотек СССР в 1920-1930 гг. Объект исследования – особенности работы библиотеки, внутренний режим функционирования книжных фондов. Методы исследования – в работе применялся метод сравнительно-исторического анализа, хронологический метод. В данной работе были использованы такие источники, как словари, справочные пособия, учебные пособия, монографии, сборники статей, журналистские статьи, автобиографическая проза. Данная работа состоит из Введения, Основной части из двух глав с параграфами, Заключения и Списка литературы.

Читать дальше
В заключении работы хотелось бы подвести основные итоги. В развитии образования и просвещения человека на протяжении многих веков большую роль играла книга. Большие собрания книг, которые могли стать доступными человеку, традиционно находились в особых книгохранилищах, или библиотеках. Публичная или общественная библиотека – это культурно-образовательное учреждение, имеющее широкий диапазон ресурсов и услуг для населения в целом и финансируемая государством. Эти библиотеки бесплатны, доступны, разнообразны, и все вместе объединяются в библиотечную сеть. История развития общественных библиотек в России началась с монастырских книгохранилищ. Из стен монастырей библиотеки переместились в царские палаты, оттуда в отдельные постройки. Так возникли прообразы современных библиотек, с читальными залами и фондами для хранения книг. Со времен Ивана Грозного общественные библиотеки имели важное значение, собирательством книг и распространением грамотности занимались русские цари. Позже к созданию и заботе о библиотеках охотно привлекались представители купечества, дворянства, чиновничества. Ко времени Октябрьской революции в России были крупнейшие библиотеки в Москве и Петрограде, менее крупные – в каждом городе, при каждом университете. Активная общественно-культурная жизнь предреволюционных лет, влияние интеллигенции, литературный всплеск – все эти и другие факторы делали библиотеки значимыми, важными учреждениями. Если рассматривать временной отрезок 1920-1930-х гг., то в деятельности публичных библиотек был свой регламент и строгий контроль. Новое государство укрепляло не только промышленность и сельское хозяйство, ему требовалась крепкая идеологическая основа. Для того, чтобы упрочить ее, нужно было избегать нежелательных, расшатывающих систему информационных потоков. В то время основным источником информации были газеты и книги. Поэтому строгий контроль за ними был необходим. Государственной властью неоднократно подчеркивалась необходимость образования, в которой публичная доступная библиотека играла большую роль. Библиотека должна была быть народной, прогрессивной, идейно направленной, идеологически выверенной. В ней должны трудиться профессионалы. Все понимали, насколько публичная библиотека была связана с политической повесткой. Было нужно направить читателя по верной дороге, оградив от нежелательной или вредной информации. Главными способами для этого стали запреты и цензура, которые начали управлять информационными потоками, а впоследствии смогли регулировать и управлять народным массовым сознанием. Был издан «Декрет о печати», создан Революционный трибунал печати, Главлит. Конечной целью этих инструментов цензуры была чистка литературы вообще и книжных фондов библиотек в том числе. В результате, были вычищены идеологические неправильные или вредные издания: например, произведения О. Э. Мандельштама или В.В. Набокова. Для изданий, с которыми допускали работать специалисты с разрешения соответствующих органов, были созданы особые хранилища – отделы специальных фондов, спецхраны. В такие спецхраны попали тексты И. Северянина, А. Ахматовой, М. Пруста, Библия и Коран, труды Н.А. Бердяева, Н.А. Котляревского, Н.О. Лосского и многих других. Эти произведения надолго остались недоступными массовому читателю. Для оставшихся требовались новые органы регулирования. С этими целями был создан Главлит – Главное управление по делам литературы и издательств – отделение цензуры, которое могло решить, какие книги могут быть «допущены» до читателя, а какие – нет. Запрещались тексты, где положительно отзывались о буржуазном образе жизни, о религии, а также произведения писателей, каталоги художников, справочники ученых, которые уехали из страны. Исследователи утверждают, что спецхраны не были придуманы советской властью, но при нем с их помощью была создана некую «тайную» библиотека, которая вполне успешно функционировала и пополнялась, но информации о ней нигде не было и попасть внутрь или узнать, что в нее попадает могли далеко не все. Таким образом, 1920-1930 гг. – время, когда деятельность всех государственных учреждений строго регламентировалась и контролировалась Декретами и инструкциями. Публичная библиотека была важным объектом в советском внутреннем пространстве, с ее помощью был разработан и опробован мощных образовательный и просветительный механизм воздействия на сознание человека. Граждане получали достаточно однобокую информацию, которая освещала события с нужного государству ракурса и не давала возможности в нем сомневаться. Такой подход при всех его недостатках оправдал себя в процессе идеологического воспитания советских людей.
Читать дальше
1. Балкова И. В. История библиотечного дела. / И. В. Балкова. – М.: Пашков дом, 2013. – 415 с. 2. Богданова И.Ф. Библиотеки: от античных до электронных // Культура народов Причерноморья. – Минск, 2006. - № 77. – С. 32-45. 3. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. / Володин Б.Ф. – СПб.: Профессия, 2004. – 432 с. 4. Данилевский И.Н. Ярослав мудрый и его эпоха / Данилевский И.Н., Мельникова Е.А. – М., Индрик., 2008. – 214 с. 5. Декрет о печати. // Декреты Советской власти. Т.I. – М.: Гос.изд-во полит. литературы, 1957. – С. 24. 6. Декрет о Революционном трибунале печати // Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. – М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957. – С.432. 7. См. подробнее Добровольский Л.М. Запрещенная книга в России 1825-1904 гг. / Добровольский Л.М. – М., Издательство всесоюзной книжно палаты, 1962. – 254 с. 8. Зуева Т. М. О состоянии и задачах библиотечной работы в РСФСР // Всероссийское совещание библиотечных работников, 23–29 марта 1948 года / под общ. ред. Л. В. Чекиной. – М., 1948. – С. 5–47. 9. История библиотек: Сб. науч. тр. Вып. 3 / Сост. И. Г. Матвеева, Б. Ф. Володин; ред. И. И. Фролова. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2000. — 248 с. 10. История Государственной Ордена Трудового Красного Знамени Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина / Ред. В. М. Барашенков, Ю. С. Афанасьев, и др. – Л.: Лениздат, 1963. – 435 с. 11. Краткий отчет Рукописного отдела за 1914-1938 гг. со вступительным историческим очерком // Ухмылова Т.К. – Л.: ГПБ, 1940. – 302 с. 12. Российская национальная библиотека, 1795-1995 / Ред. Зайцев В. Н., Бархатова Е.В. и др. – СПб.: Лики России, 1995. – 245 с. 13. Рыжак Н.В. Цензура в СССР и Российская государственная библиотека. / Румянцевские чтения – М., Пашков дом., 2007 – С. 284-291. 14. Стецкевич М. Я. Справочные и методические пособия Отдела рукописей и редких книг Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Аннотированный список) // Археографический ежегодник за 1975 год. – М., 1976. – С. 324-335. Электронные ресурсы 1. Александрийская библиотека [Электронный ресурс]. // Режим доступа: aleksandriyskay.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru) (дата обращения: 10.03.2022). 2. Жуковская Д. Становление и развитие библиотек в России [Электронный ресурс]. / Режим доступа: Становление и развитие библиотек в России (historicus.ru) (дата обращения: 15.03.2022) 3. Индустриализация [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Индустриализация - это... Что такое Индустриализация? (academic.ru) (дата обращения: 15.03.2022). 4. История библиотек в России [Электронный ресурс]. / Режим доступа: Istoriya_bibliotek_v_Rossii.pdf (дата обращения: 17.03.2022). 5. Книжное дело в России [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Книжное дело в России в 1917-1950 гг. (maxbooks.ru) (дата обращения: 15.03.2022) 6. Литературный процесс 1917-1934 гг. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Литературный процесс 1917-1934 гг.: от Октябрьской революции до I съезда советских писателей (mosliter.ru) (дата обращения: 15.03.2022) 7. Происхождение слова библиотека [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Происхождение слова библиотека. Этимология слова библиотека (lexicography.online) (дата обращения: 10.03.2022) 8. Происхождение слова культура [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Происхождение слова культура. Этимология слова культура (lexicography.online) (дата обращения: 10.03.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основные направления полиции
Количество страниц:
25
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Рекреативные технологии социально-культурной деятельности»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Культурология
дипломная работа
Использование игровых технологий при моделировании урока лингвострановедческой тематики
Количество страниц:
50
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Английский
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image