Введение…………………………………………………………….…………….3 Глава 1. Основные аспекты девиантного поведения подростков …………….7 1.1. Понятие, особенности девиантного поведения подростков……………7 1.2. Формы проявления девиантного поведения подростков………………11 1.3. Факторы влияющие на девиантное поведение подростков……………16 Глава 2. Влияние семейного социума на формирование личности и поведения подростка из проблемной семьи………………………………………………..23 2.1. Основы и влияние семейного воспитания на поведение подростков….23 2.2. Проблемная семья , ее особенности……………………………………...27 2.3. Влияние проблемной семьи на девиантное поведение подростка……. 43 Глава 3. Психологическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков из проблемных семей………………………………………………48 3.1. Методика психологической профилактики девиантного поведения подростков из проблемных семей………………………………………………48 3.2. Эффективность методики психологической профилактики поведения подростков ……………………………................................................................ 52 Заключение……………………………………………………………………….55 Список использованных источников………………………………………….. 57 Приложения…………………………………………..………………………….61  

Психологическая профилактика девиантного поведения подростков из проблемных семей

дипломная работа
Психология
48 страниц
84% уникальность
2022 год
31 просмотров
Власова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………….…………….3 Глава 1. Основные аспекты девиантного поведения подростков …………….7 1.1. Понятие, особенности девиантного поведения подростков……………7 1.2. Формы проявления девиантного поведения подростков………………11 1.3. Факторы влияющие на девиантное поведение подростков……………16 Глава 2. Влияние семейного социума на формирование личности и поведения подростка из проблемной семьи………………………………………………..23 2.1. Основы и влияние семейного воспитания на поведение подростков….23 2.2. Проблемная семья , ее особенности……………………………………...27 2.3. Влияние проблемной семьи на девиантное поведение подростка……. 43 Глава 3. Психологическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков из проблемных семей………………………………………………48 3.1. Методика психологической профилактики девиантного поведения подростков из проблемных семей………………………………………………48 3.2. Эффективность методики психологической профилактики поведения подростков ……………………………................................................................ 52 Заключение……………………………………………………………………….55 Список использованных источников………………………………………….. 57 Приложения…………………………………………..………………………….61  
Читать дальше
Начало XXI века характеризуется развитием научно- технического прогресса во всех сферах науки и деятельности. Указанный процесс сопровождается загрязнением окружающей среды, международным терроризмом, вооруженными конфликтами, техногенными катастрофами. На этом фоне сформировалась ярко выраженная международная проблема девиантного поведения подростков, которые составляют базовую структуру для развития и формирования полноценного общества и государства. Общество основывается на определенных социальных правилах поведения, которые необходимо соблюдать для нормального сосуществования. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание подрастающему поколение, а особенно подросткам с девиантным поведением. Дети в связи со своей социальной незрелостью не способны в полной мере осознавать характер совершаемых ими действий, а также возможность наступления от таких действий негативных для себя последствий. Существует ряд причин, обуславливающих появление такого поведения: -неблагоприятные жизненные условия ребенка; -медицинский наследственный фактор; -неблагоприятное социальное окружение. Одной из причин девиантного поведения подростка является влияние на его поведения неблагополучной семьи, в которой он воспитывается. Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями родителей по отношению друг к другу и к детям.


Как написать диплом за день ? Узнай на нашем сайте.


Понятие «семейное неблагополучие» охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают в них расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок. В научной литературе широко поднимался и изучался вопрос девиантного поведения. Так, например, в зарубежных источниках его отражение можно найти в трудах Ломброзо Ч., Фрейда З., Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма и т.д. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии B.C. Афанасьева, В.С. Левина М.Е., Казимирчука В.П., Кудрявцева, Ю.В. Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Бочаровой В.Г., Гурко И.А., Орлова Г.П. Павлова С.Б., Попова В. Г., и т.д. Однако, вопрос влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростка широко не исследован в научной литературе. Это связано с тем, что причина девиации у подростков индивидуальна. Цель данной работы - выявление факторов возникновения девиантного поведения у подростков, а также причин, условий, способствующих указанному виду поведения. Объект исследования: является девиантное поведение подростков. Предмет исследования: психологическая профилактика девиантного поведения подростков из проблемных семей. Теоретическая значимость заключается в уточнении теоретических положений о профилактике девиантного поведения. Практическая значимость: предложенная программа может быть использована для профилактики девиантного поведения подростков. Гипотеза: Психологическая профилактика девиантного поведения положительно влияет на подростков из неблагополучных семей. Задачи: 1. Охарактеризовать девиантное поведение подростков, оснований его возникновения, формы. 2. Определить понятие неблагополучной семьи, ее влияние на девиантное поведение подростков. 3. Установить взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения подростка. 4. Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков. Провести работу, направленную на выявление причин и условий существования неблагополучных семей и установить их влияние на подростков на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная 5. школа №8 с углубленным изучением технологического профиля» муниципального образования» Мирнинский район. Методологическая основа. Философско-методологические теории девиации зарубежных ученых: теория социального взаимодействия А.Бандуры; теория познания (Б.Г. Ананьев, И.Д. Андреев, Л.И. Анциферова, Г.С. Батищев, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.М. Демин, A.A. Деркач); психофизиологическая теория личности (Б.С. Алякринский, В.Г. Асеев, Б.М. Бим-Бад, Б.Т. Григорьян, 6 Э. Гюннинг, И.А. Држевецкая, H.H. Данилова, Л. Детари, В.М. Дильман, В.П. Казначеев, Н.И. Моисеева, В.И. Панкова); теория развития личности в процессе жизнедеятельности (А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Аверин, B.C. Агапов, И.Р. Алтунина, И.В. Боев, H.H. Волоскова, А.Н. Глушко, А.Н. Леонтьев). Особое значение имеют: концепции личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн), личности в интегральной системе человекознания (Б.Г. Ананьев), пограничной аномальной личности (O.A. Ахвердова, И.В. Боев), интегральной индивидуальности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Б.А. Никитюк). Социологические теории, направленные на изучение девиантного поведения: теория социальной аномии Э. Дюркгейма, которая рассматривает отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Теория девиантной субкультуры А. Коэна, в которой девиантное поведение выступает как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения. Для подростков в наибольшей мере характерна потребность соответствовать нормам своей группы, поэтому формирование девиантного происходит на основе подражания. Методы исследования, применяемые в работе: -теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ литературы. -эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа. Эмпирическая база: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением технологического профиля» муниципального образования «Мирнинский район». В качестве эмпирической базы исследования выступили 10 учащихся МАОУ «СОШ №8». Оценка психологического влияния неблагополучных семей на девиантное поведение несовершеннолетних проводилось в 2 этапа: - на первом этапе исследования проведено изучение психологического влияния неблагополучных семей, на поведение несовершеннолетних, воспитывающихся в этих семьях и состоящих на внутри школьном учёте. Применялись следующие методы: - анализ материалов личных дел несовершеннолетних - экспертный опрос; - беседа (интервью); -метод обобщения независимых характеристик педагогов, знавших семью на протяжении длительного времени. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.  

Читать дальше
В начале данной работы были поставлены задачи, которые были выполнены в ходе исследования. Исходя из поставленных задач, подведем итоги исследования: 1. Девиантное поведение подростков представляет собой конфликт между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями подростка и общественными интересами. Входе проведения исследования были установлены причины, обуславливающих появление такого поведения:  неблагоприятные жизненные условия ребенка;  медицинский наследственный фактор;  неблагоприятное социальное окружение. Указанные причины являются универсальными. Подростки с девиантным поведением характеризуется деформациями в эмоционально-волевой сферах, искаженными социальными установками. При этом наблюдаются ярко выраженный эмоциональный фон – агрессивность, враждебность, высокая личностная тревожность, низкий уровень волевого контроля. 2. Входе проведения исследования влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение подростка обработки данные опроса детей, родителей, педагогов можно сделать выводы о негативном влиянии неблагополучной семьи на девиантное поведение ребенка, которое появляется вследствие микросоциальных факторов происходящих в семье: физическое или психологическое насилие, отсутствие нормально но мужского влияния, острая психологическая травма: развод родителей, смерть, отсутствие контроля со стороны родителей. 3. Для прослеживания динамики и подтверждения гипотезы, мы решили провести первичную и контрольную психологические диагностики. Для этого мы использовали следующие методики:  Тест СДП (склонность к девиантному поведению) Э.В. Леуса, А.Г.Соловьева (приложение 5).  Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёва (приложение 6). Сравнив результаты психологической диагностики до и после проведения профилактических занятий с подростками, можно говорить об улучшении психологического состояния испытуемых. Это значит, что выдвигаемая нами гипотеза о том, что психологическая профилактика девиантного поведения положительно влияет на подростков из неблагополучных семей, подтвердилась. Таким образом, подросткам у которых наблюдается девиантное поведение необходимы индивидуальная и групповая психолого-педагогическая поддержка. Результатом которой должно был приобретения подростком общественных ценностей, на нормализацию поведения, повышения самооценки, снижения агрессии и на возникновение новых мотивированных ценностей. 4. Для профилактики девиантности в поведении подростков необходим максимально полный учёт их возрастных и индивидуальных особенностей, таких, как особенности физического и психического развития, жизненные ценности, социальный статус, материальное положение семьи, влияние микросоциума, восприятие им уголовно-правового, культурно – воспитательного воздействия, желание сотрудничества со взрослыми. Входе проведенного исследования была установлена взаимосвязь и влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростка. Кроме того, выработана методика составления социально-психологический паспорта ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье, которая представлена в виде анкет (приложения 1,2,3). Проведенным исследованием доказано, что только при системной и комплексной работе с подростком возможно приостановить, изменить и создать новую систему общественно – значимых ценностей для подростков. Приоритетной задачей для работы государственной системы профилактики должна быть системная, последовательная работа, основанная научно-методических рекомендациях, практических наработках направленная на восстановление социального благополучия в семье, на повышение устойчивости подростка к негативным факторам и формированию у него общественно значимых ценностей, необходимых для полноценного развития личности.
Читать дальше
1.Авруцкий Г.Я. Влияние семьи на формирование девиантного поведения. – М.: Компас, 1988. – 128 с. 2.Беличева С. А. Основы превентивной Психологии / С.А. Беличева. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2003. –С. 122-125 3.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993. – 205 с. 4.Большой психологический словарь/Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 – 341 с. 5.Бровин А.Н. Исследование внутрисемейных отношений в семьях подростков с девиантной виктимностью // Вестн. Рос. Воен.-мед. Акад. – 2009. -№ 1. - С. 43-46. 6.Витакер К. Танцы с семьей: семейная терапия. – М.: Класс, 1999. – 176 с. 7.Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — М.: Наука, 2003. - 348с. 8.Гилинский Я. И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — 2-е изд. Испр. И доп. — СПб.: Юридический центр-пресс, 2007. — 528 с. 9.Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1992. – 201 с. 10.Гриценко А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки» № 10 . http:// www.nestu.ru 12.Добреньков В.И., Кравченко. А.И. Социальные институты и процессы. М., 2010. Т. 3. – 321 с. 13.Жетписбаев Б.А., Айтпаева А.К. Концептуально -теоретические проблемы девиантного поведения и правовой социализации несовершеннолетних в -Алматы, 2002. -266с. 14.Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Елена Валерьевна Змановская. – М.: издательский центр «Академия», 2006 – 283 с. 15.Калениченко А.Б., Родермель Т.А. Арт-теропевтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение // 2021. - № 5-2. – С. 62-65. 16.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 195 с. 17.Ковалёва А. И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. – 2004. - № 1. – С. 139-143 18.Кон И. С. Социализация // Философский энциклопедический словарь / — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с. 19.Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988. – 183 с. 20.Коповая, О.В. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения в подростковом возрасте: учебное пособие. – М.: «Спутник», 2004. – 57с. 21. Корсаков К. В. Криминология: Учебник. — М.: Издательство «Норма: ИНФРА-М», 2011. — 304 с 22. Кузнецова Е.Г., Пугачева Е. И. Влияние индивидуальных особенностей подростков на их поведение (на примере сравнения индивидуальных характеристик подростков с девиантным и нормальным поведением) // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C. 136-144. https://cyberleninka.ru 23. Кулганов В А, Кузьмичева И В. Формы девиантного поведения подростков //Журнал Психология з в поликультурном пространстве. https://www.elsu.ru 24. Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство (1892). – М., 1995. – 321 с. 25.Левкович В.П., Зуськова О.Э. Психологические проблемы семьи: Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. – № 3. – С. 12-13. 26. Локк Дж. А. Л. Субботин // Новая философская энциклопедия. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Мысль, 2010. — 281 с. 27.Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2008. – 160 с. 28.Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. – 445 с. 29.Мид М. Отцовство у человека — социальное изобретение. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188. 30.Петрова А.В. Особенности коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии // Казанский педагогический журнал. – 2019. - № 3 (134). – С.48-52. 31.Попов М.Ю. Социальная аномия и ее влияние на социализацию личности // Власть. 2006. – № 2. – 191 с. 32.Психологическая энциклопедия. https://vocabulary.ru 33.Пятницкая И. Н., Шаталов А. И. Трудные дети – трудные взрослые. М.: Кнорус, - 2011. – 120 с. 34.Ральникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления. https://cyberleninka./deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-prichiny-i-proyavleniya 35.Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Ювента, 1999. – 284с. 36.Смагулова, К. Б. Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. -2016. -№ 26 С. 607-610. URL: https://moluch.ru/archive/130/35893/ 37.ФЗ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ (ред. От 13.10.2009) «Об основах системы профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних» https://www.consultant.ru/docdocument. 38.Чупров И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления и тенденции. М.: Academia, - 2009. – 320 с. 39.Чупров В. И., Осипова М. А. Социология управления. Теоретические основы: Учебник. М.: РУДН. – 2011. – 172 с. 40.Шкаев Д.Г. Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление // Социальные и гуманитарные науки. – 2020. - № 3. – С. 49-54 41.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — СПб., 1890—1907. https://ru.m.wikipedia.org 42. United Nations Inter-Agency Group for Child Mortality Estimation (UN IGME). 2020. https://www.unicef.org/reports/levels-and-trends-child-mortality-report-2020  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Оценка экономической эффективности создания химического производства
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Специфика самоотношения женщин зрелого возраста при разном уровне удовлетворенности жизнью
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Следственный комитет при прокуратуре РФ
Количество страниц:
28
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image