Введение 3 Глава 1 Характеристика романского стиля 5 Глава 2 Характеристика готического стиля 13 Заключение 23 Список использованной литературы и электронных источников 26

Художественные стили Средневековья

реферат
Культура
25 страниц
57% уникальность
2022 год
138 просмотров
Ушерович Г.
Эксперт по предмету «Культурология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Характеристика романского стиля 5 Глава 2 Характеристика готического стиля 13 Заключение 23 Список использованной литературы и электронных источников 26
Читать дальше
Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до активного формирования культуры эпохи Возрождения, в ней можно выделить культуру раннего средневекового периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Понятие «Средние века» введено итальянскими гуманистами XV-XVI вв., которые стремились таким образом отделить культуру своей эпохи – Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Средневековье, как историческая эпоха, помимо нового типа экономических отношений и политической системы, характеризуется также глобальными изменениями в мировоззрении людей. Христианство стало мировоззренческим основанием Средневековья, откладывая отпечаток на все сферы духовной и материальной жизни, включая художественные стили.


Самая низкая цена дипломной работы по литературе в Work5. Мы напишем качественный диплом за недорого.


Хотя система средневековых ценностей и имела своим абсолютным центром единого Бога, за внешней христианской обрядностью часто оставались языческие по своей природе культурные основания. Особенно языческие верования были распространены среди крестьян, составлявших большинство населения Европы. Таким образом, в средневековой культуре переплетались и сочетались религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и любовь к земной жизни. Важно учитывать и то обстоятельство, что деятели церкви, особенно в Западной Европе (где грамотными были по преимуществу клирики) нередко совмещали церковные и светские должности . Можно выделить три основные типа средневековой культуры: рыцарская, крестьянская (народная) и городская (бюргерская). Причем, соотношение этих типов культур в различные периоды средневековья: раннее Средневековье (V - XI века); зрелое (классическое) Средневековье (XII - XIV века) и позднее Средневековье (XV - XVII века), - менялось с заметным ростом доли городской культуры. Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Средневековые художники были обязаны строго следовать универсальным церковным канонам, а создаваемые ими скульптурные и живописные образы являлись иллюстрацией к библейским текстам, понятным для всех верующими. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским отражалась в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира. Предпосылки для формирования образного строя средневекового искусства сложились в эпоху поздней античности. Многие произведения раннехристианского искусства создавались в тех же мастерских и теми же художниками, что и языческие. На протяжении IV-VI вв. античная тематика сосуществовала с христианской, но использовалась в области светского искусства и частной жизни. С победой христианства изменилось соотношение между различными видами искусства: первенствующее значение приобрела церковная архитектура, призванная воссоздать на земле образ «царства божия» . Следует учитывать и тот факт, что от эпохи Средневековья сохранились в основном культовые памятники, большинство же светских - погибло. Средневековое искусство Западной Европы развивалось в иных исторических условиях, чем византийское. Появление на исторической арене кочевых племен, находившихся на более ранней стадии развития, чем античное общество, существенно изменило и этнический, и культурный облик Европы, в большей степени затронув именно Запад европейского континента. Изменения претерпевало и само христианское учение: в обрядовой практике, в житийной литературе на первый план выступали народные верования, восходящие к первобытным культам (особое значение и толкование таинства причастия на Западе). Искусство западноевропейского средневековья подразделяется на три основных стиля: дороманский, романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.), соответствующие основным периодам эпохи. Каждый из этих стилей, в свою очередь, подразделяется на отдельные периоды. Так, в дороманском стиле можно выделить кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, а в готическом – раннюю готику, высокую (или пламенеющую) готику и позднюю .

Читать дальше
В средние века церковь занимала особое положение в структуре феодального общества и определяла основную направленность его духовных устремлений, выступая в качестве главного заказчика художественных произведений. Поэтому созданная в средние века культура, основным образующим элементом которой являлось господство монотеистической христианской религии в Западной Европе и Византии, разительно отличалась от античной. Средневековое религиозное мировоззрение обусловило такие специфические черты художественной культуры и искусства этой эпохи, как: 1. Обращенность к Богу. 2. Символизм. Произведение искусства в целом и любой его элемент являлись знаками, образами сверхъестественной реальности. 3. Умозрительность. Живопись, скульптура, архитектура, литература носили в Средние века характер учительства и напоминания; в театральном искусстве - назидательный жанр моралите (дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами); в музыке - непрерывная, текучая, лишенная индивидуальности мелодическая линия должна была освобождать от власти повседневности. 4. Распространенность образа страдающего человека. Романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.) художественные стили являются наиболее значимыми в европейских художественных стилях средневековья. И романское, и готическое искусство развивались, в основном, в одних и тех же социально-исторических условиях; общими были и композиционные приемы. При этом готический стиль возник путем эволюции романской архитектуры и означал переход на новую, более высокую стадию развития. Следует отметить, что переход от одного стиля к другому происходил постепенно. Неравномерен был и переход между стилями в разных странах: так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные черты романского стиля продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в. Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм, она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений – феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома. Романский стиль не использовал пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств; немногие архитектурные детали античного происхождения были чрезвычайно сильно преобразованы и огрублены. Готика, развиваясь на основе романского стиля, коренным образом меняла строительную концепцию и выдвигала собственную систему архитектурного и художественного мышления. В эпоху готики (конец XII - XV вв.) в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура, меняется и рыцарская культура - на смену замкам приходят более комфортные дворцы, интерьер приобретает все более изысканный вид, развиваются прикладное искусство и ремесла, обеспечивавшие производство предметов роскоши. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере, и во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Главное отличие между романским и готическим стилями заключается в том, что первый характеризовался особой массивностью и толстостенностью сооружений, статичностью образов, в то время как готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный каркасный характер; подчеркнутый скелет конструкций, большую ажурность, пластичность и динамичность образов. Здания романской эпохи были, как правило прямоугольной или цилиндрической формы, в то время как готические - прямоугольными в плане с вытянутыми вверх стрельчатыми арками, переходящими переходящие в столбы. Если для романского стиля характерны бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии, то для готики - стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии в отделке домов. Двери романских сооружений были массивные, прямоугольные, сделанные из досок, в то время как готические строения имели стрельчатые ребристые арки дверных проемов и дубовые филенчатые двери. Окна романского стиля - прямоугольные, маленькие, в каменных домах – арочные, готические же - вытянутые вверх, часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна. Характерными элементами интерьера романского стиля были полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок залов с открытыми потолочными балками и опорами по центру; для готики же типичны залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру, веерный свод с опорами либо кессонный потолок, деревянные панели стен в отделке помещений; сложный лиственный орнамент. В противовес коричневому, красному, зеленому и, белому цветам романского стиля, готика широко использовала фиолетовый красный, синий, желтый, а также зеленый и белый. При всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей романского и готического стилей, искусству Средневековья в целом присущи общие характерные черты: религиозный характер; традиционализм, ретроспективность; синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре; ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота; иерархизм; эмоциональное начало, психологизм; народность; рефлексивность; универсальность, энциклопедичность знаний. Культура Средневековья была противоречива, как и сама эпоха, но, безусловно, она стала важной ступенью развития мировой культуры. Средневековое искусство отражало новое понимание положения человека в мире (творение Божие и его раб, микрокосм и тлен), провозглашало новые моральные и духовные ценности и на их основе создало свою эстетику, утверждавшую примат духовного начала над материальным и стремившуюся к универсальности эстетической оценки «божественной вселенной». Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса. Созданная мастерами средневековья символика нашла свое развитие в последующих художественных стилях, как Нового времени, так и современности.
Читать дальше
искусства Древнего мира и эпохи Средневековья: учебное пособие. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2017. – 190 с. 2. Архитектура романского стиля. Режим доступа: https://artrecept.com/zhivopis/stili/gotika (дата обращения: 13.02.2022) 3. Большая история искусства: [в 16-ти томах] / главный редактор Филиппо Мелли. – М.: Слово/Slovo, 2021. Т. 4 Средневековье / текст: Джулия Маруччи [и др.]; перевод [с итал.]: Анна Сабашникова; Т. 5: Готика / текст: Джулия Маруччи [и др.]; перевод [с итал.]: О. И. Шульман; научный редактор А. Б. Корнилова. - 2021. - 432 с. 4. Волкова П.Д. (1930-2013). Мост через бездну: в пространстве христианской культуры: - М.: АСТ, 2015. - 303 с. 5. Готический стиль архитектуры. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/construction/00021965_0.html (дата обращения: 13.02.2022) 6. Демченко А.И. Мировой художественный процесс. Эволюция и закономерности: исследование. - Саратов, 2019. - 999 с 7. Кавтарадзе С.Ю. Анатомия архитектуры: семь книг о логике, форме и смысле /. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. - 468 с. 8. Романский и готический стиль архитектуры/ Режим доступа: https://homy.com.ua/article/romanskij-stil (дата обращения: 13.02.2022) 9. Романский стиль архитектуры/ Режим доступа: https://smallbay.ru/architec041.html (дата обращения: 13.02.2022) 10. Сергеенкова И.Ф. Культура и религия Запада. Средние века и эпоха Возрождения: учебно-методическое пособие - Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2017. - 466 с. 11. Хейзинга Й. Осень средневековья: Homo ludens: эссе; предисловие и перевод [с нидерландского] Д. В. Сильвестрова; комментарии Д. Э. Харитоновича. – М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2019. - 1226 с. 12. «Знаки и жесты: как читать средневековые изображения» Режим доступа: https://pushkinmuseum.art/education/virt_academy/intro_5/medieval/index.php?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=264684083 (дата обращения: 13.02.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Страхование автомобильного транспорта: мировой и отечественный опыт
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Страхование
курсовая работа
Эффект применения глины в уходе за лицом и телом.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Эстетика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image