Введение ………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей тревожности подростков с разной школьной успеваемостью ………………………………... 6 1.1 Психологические особенности подростков ….……………………….…….. 6 1.2 Особенности проявления тревожности подростков …………………........... 9 1.3 Особенности школьной успеваемости подростков ……………………….. 11 Выводы по первой главе ………………………………………………………… 14 Глава 2. Эмпирическое исследование особенности тревожности подростков с разной школьной успеваемостью ………………………………………….….. 16 2.1 Организация эмпирического исследования ………………………………... 16 2.2 Результаты эмпирического исследования ………………………………….. 18 Выводы по второй главе …………………………………………………………. 20 Заключение ……………………………………………………………………….. 22 Библиографический список ……………………………………………………... 24

Особенности тревожности подростков с разной школьной успеваемостью

курсовая работа
Психология
25 страниц
82% уникальность
2022 год
29 просмотров
Исаева К.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей тревожности подростков с разной школьной успеваемостью ………………………………... 6 1.1 Психологические особенности подростков ….……………………….…….. 6 1.2 Особенности проявления тревожности подростков …………………........... 9 1.3 Особенности школьной успеваемости подростков ……………………….. 11 Выводы по первой главе ………………………………………………………… 14 Глава 2. Эмпирическое исследование особенности тревожности подростков с разной школьной успеваемостью ………………………………………….….. 16 2.1 Организация эмпирического исследования ………………………………... 16 2.2 Результаты эмпирического исследования ………………………………….. 18 Выводы по второй главе …………………………………………………………. 20 Заключение ……………………………………………………………………….. 22 Библиографический список ……………………………………………………... 24
Читать дальше
Актуальность исследования. Каждый человек в своей жизни неизбежно сталкивается с различными трудностями. То, как мы справляемся с нашими страхами, реагируем на конфликты, каким образом переживаем наши тревоги и неудачи, во многом определяет качество нашей жизни. Невозможно избежать тревоги – она неотъемлемая часть жизни, основа естественной и обязательной активности личности. У каждого человека существует оптимальный уровень тревожности. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. В современном обществе успешность и самореализованность личности зависит от высокого уровня стрессоустойчивости, смелости в принятии решений, умении нести ответственность за свои действия, умении находить единомышленников и убеждать их в необходимости реализовать свои идеи.


Посмотрите сколько стоит написать дипломную на сайте Work5.


Тревожность, по мнению большинства исследователей, является основой для многих трудностей в процессе социализации личности, кроме того, ведет к нарушению общего развития человека. Изучение данного вопроса позволяет решать многие прикладные задачи в образовании, здравоохранении, управлении и в других сферах. Особое значение приобретают исследования тревожности в подростковом возрасте. Это объясняется противоречивостью, конфликтностью данного этапа онтогенеза в силу субъективных и объективных причин, которые, в свою очередь, могут повысить и уровень тревожности подростков. Успешность обучения детей подросткового возраста в школе зависит от многих факторов. Обучение в современной школе подразумевает не просто научение новым знаниям, умениям и навыкам, но и развитие личности, учет возрастных и индивидуально-психологических характеристик в образовательном процессе. Понимая, на какие индивидуально-психологические характеристики и как воздействовать, можно не только повысить успеваемость у подростков, но и помочь в становлении гармоничной личности. Существует ряд психологических и педагогических исследований, посвященных изучению проблемы успеваемости школьного обучения у подростков, этот вопрос исследовали такие авторы, как, Ю.К. Бабанский, И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие. Исследованием проблемы тревожности, в том числе и у подростков, занимались многие известные учёные: З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни и многие другие. Среди отечественных исследователей можно выделить В.М. Астапова, В.Р. Кисловскую, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и других авторов. Цель исследования – изучить особенности тревожности подростков с разной школьной успеваемостью. Объект исследования – тревожность, школьная успеваемость. Предмет исследования – особенности тревожности подростков с разной школьной успеваемостью. В качестве эмпирической гипотезы выступило предположение о том, что тревожность подростков взаимосвязана со школьной успеваемостью. Исходя из вышеизложенного задачами данного исследования будут выступать следующие: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Провести эмпирическое исследование особенности тревожности подростков с разной школьной успеваемостью. 3. Провести анализ результатов, полученных в ходе исследования школьной тревожности и успеваемости подростков. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс теоретический и практический методов: теоретический анализ литературы, психодиагностические методы, тестирование, методы математической статистики, интерпретация результатов исследования. Исследование включало в себя ряд этапов: 1. Провести теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме тревожности и школьной успеваемости подростков. 2. На втором этапе составлялся библиографический список, в том числе и аннотированный; 3. На третьем этапе составлялось методологическое обоснование исследования; 4. На четвёртом этапе проводился подбор методов и методик исследования; 5. На пятом этапе изучались психологические особенности подростков с разным уровнем тревожности и школьной успеваемости.

Читать дальше
Итак, нами было проведено исследование проблемы тревожности подростков с разной школьной успеваемостью. Был осуществлен теоретический анализ подходов к проблемам тревожности и школьной успеваемости. На основе анализа теоретических и отечественных и зарубежных исследований выделены и описаны особенности проявления тревожности и школьной успеваемости подростков. Анализ проведенного теоретического и эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы: 1. Отрицательный психический фон ребенка характеризуется значительной степенью подавленности, довольно частым проявлением плохого настроения, значительной растерянностью. В подобных случаях возникают достаточно серьезные проблемы в коммуникативном взаимодействии. Тревожный ребенок достаточно нерешителен, несамостоятелен и не способен решать эффективно свои проблемы, нередко инфантилен, повышенно внушаем со стороны ближайшего окружения. Одной из причин указанного и охарактеризованного выше эмоционального состояния ребенка может быть именно проявление повышенного уровня тревожности. В последние годы растет количество детей подросткового возраста, которые находятся в тревожном состоянии. Причинами такого состояния могут быть вызваны конфликтами с родителями, сверстниками, трудной жизненной ситуацией, школьной неуспеваемостью и прочее. Это может выражаться в волнении, страхе перед школьной неуспеваемостью, напряженными отношениями со сверстниками, либо боязнь отрицательной оценки со стороны педагогов. 2. В подростковом возрасте успеваемость «пока ещё» является очень важной сферой, где подросток старается изо всех сил показать себя с наилучшей стороны. Нередко у подростков снижается общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы». Этот отход выражается в том, что школа перестаёт быть для ученика центром его духовной жизни. Как показывают психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в несформированности у обучающихся учебной деятельности, что не даёт возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. 3. В нашей работе мы выявили, что максимальный уровень имеет страх ситуации проверки знаний и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Это указывает на то, что в данной ситуации у исследуемых респондентов имеется страх проверки заданий, возможностей и прочее, который имеет деструктивное реагирование, оказывая снижение в адаптации учащихся к стрессовым ситуациям. На основе анализа оценок за полугодие по каждому учебному предмету можно утверждать, что тревожность детей подросткового возраста влияет на успеваемость. Результат исследования подтверждает, что существует взаимосвязь между показателями тревожности и успеваемостью подростков: чем выше тревожность у подростков, тем ниже успеваемость. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Читать дальше
1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2009. – 37 с. 2. Аракелов Н.А., Шишкова Н.В. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ. – 2008. – № 1. – С. 62 – 68. 3. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. – Спб.: Питер, 2006. – 348 с. 4. Выготский Л.С. Педология подростка. – M.: Владос, 2011. – 401 с. 5. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с. 6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – Спб.: Питер, 2011. – 250 с. 7. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2011. – 65 с. 8. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Флинта, 2015. – 286 с. 9. Коновалова К.В., Ваньков А.Б. Причины появления школьной тревожности // Инновационная наука: электронный научный журнал. – 2016. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-poyavleniya-shkolnoy-trevozhnosti (дата обращения: 06.02.2022). 10. Костина Л.М. Психофизиологические показатели тревожности у детей и подростков // Учены записки СПбГИПС. – 2009. – № 3. – С. 31 – 35 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12448827_90881020.pdf (дата обращения: 15.12.2021). 11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. – 304 с. 12. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: Практикум. – Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. – 215 с. 13. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2011. – 816 с. 14. Самбикина О.С. Взаимосвязь развития стиля учебной деятельности и интегральной индивидуальности младших школьников и подростков // Полисистемное исследование индивидуальности человека. – М.: ПЕР СЭ, 2015. – 172 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ платёжеспособности организации
Количество страниц:
50
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономический анализ
курсовая работа
Роль налогового законодательства как основы налогового планирования
Количество страниц:
30
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Прогнозирование и планирование
курсовая работа
Понятия, виды и функции юридической ответственности
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image