ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3 Глава 1. ТАНАТОЛОГИЯ РАННЕГО ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА.....6 1.1. Бог и человек в христианской доктрине......................................................6 1.1.1Особенности христианского теоцентризма.................................................6 1.1.2.Статуса человека в христианстве...............................................................10 1.2. Учение о вечной жизни и загробном воздаянии.......................................15 1.2.1 Проблема бессмертия в христианстве.......................................................15 1.2.2. Понятие загробного воздаяния...................................................................22 Глава 2. ТАНАТОЛОГИЯ РАННЕГО ИСЛАМА............................................31 2.1. Феномен смерти в исламском мировоззрении............................................31 2.1.1. Мусульманское вероучение о смерти......................................................31 2.1.2. Истоки атеистических настроений и проблема бессмертия в Коране.................................................................................................................36 2.1.3. Связь религиозности и обрядовой практики в мусульманской похоронной традиции...........................................................................................39 2.2. Значение ритуала в исламском осмыслении смерти..................................49 2.3. Погребальный культ как долг уммы перед умершим.................................52 Глава 3. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ХРИСТИАНСКИХ И ИСЛАМСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЕРТИ............................................56 3.1. Представления о смерти в разных религиях............................................56 3.2. Сравнение феномена смерти в христианстве и исламе............................60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.............72

Феномен смерти в религиозно-философских традициях христианства и ислама

дипломная работа
Философия
70 страниц
87% уникальность
2022 год
41 просмотров
Шушкевич А.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3 Глава 1. ТАНАТОЛОГИЯ РАННЕГО ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА.....6 1.1. Бог и человек в христианской доктрине......................................................6 1.1.1Особенности христианского теоцентризма.................................................6 1.1.2.Статуса человека в христианстве...............................................................10 1.2. Учение о вечной жизни и загробном воздаянии.......................................15 1.2.1 Проблема бессмертия в христианстве.......................................................15 1.2.2. Понятие загробного воздаяния...................................................................22 Глава 2. ТАНАТОЛОГИЯ РАННЕГО ИСЛАМА............................................31 2.1. Феномен смерти в исламском мировоззрении............................................31 2.1.1. Мусульманское вероучение о смерти......................................................31 2.1.2. Истоки атеистических настроений и проблема бессмертия в Коране.................................................................................................................36 2.1.3. Связь религиозности и обрядовой практики в мусульманской похоронной традиции...........................................................................................39 2.2. Значение ритуала в исламском осмыслении смерти..................................49 2.3. Погребальный культ как долг уммы перед умершим.................................52 Глава 3. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ХРИСТИАНСКИХ И ИСЛАМСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЕРТИ............................................56 3.1. Представления о смерти в разных религиях............................................56 3.2. Сравнение феномена смерти в христианстве и исламе............................60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.............72
Читать дальше
Актуальность. Целый ряд философов, психологов и писателей говорят о том, что осозна¬ние и принятие своей смертности может стать мощным ресурсом для человека. Мишель Монтень в своем эссе «О том, что философствовать - это учиться умирать» повествует следующее: «Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе.


Чтобы заказать написание дипломной работы по литературе нужно всего лишь заполнить форму заказа. Переходите по ссылке, заполняйте форму и мы поможем вам с написанием диплома!


Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь не зло» . Карл Густав Юнг также провозглашает ценность осознания своей смерти: «Необходимо относиться к смерти, как к цели. Отворачиваться от смерти - это избегать жизни, делая ее бесцельной» . «Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие», - пишет Ф. М. Достоевский . И. Ялом в своих трудах неоднократно указывает на позитивный эффект осознания своей смертности: • «Сознавание смерти может послужить фундаментом здоровой и эффективной психотерапевтической стратегии» ; • «Осознание смерти может послужить позитивным импульсом, сильнейшим катализатором серьезных жизненных изменений» . И наконец, вспомним о том, как в соответствии с легендой, на молодого Гаутаму Будду повлияла встреча с болезнью, старостью и смертью, побудив его переосмыслить собственные ценностно-смысловые ориентиры. В буддийском тексте под названием «Бардо Тхёдол», распространенном на Западе под названием «Тибетская книга мертвых», говорится: «Ты упускаешь время, не думаешь о приближающейся смерти» . Осознание и принятие своей смерти до настоящего времени является крае¬угольным камнем буддизма. Например, известный мастер тибетского буддизма Сантье Кхадро пишет: «Люди порой опасаются, что если они примут данность смерти и станут размышлять о ней, то сделаются от этого нездоровыми или утратят способность наслаждаться удовольствиями, которые предлагает им жизнь. Но как это не удивительно, все происходит с точностью до наоборот. Отрицание смерти делает нас напряженными, а принятие этой данности несет покой. С оглядкой на смерть нам легче осознавать то, что для нас действительно важно в жизни» . Важно отметить, что религиозное сознание и религиозная картина мира имеют свои особенности в вопросах восприятия человеком феномена своей смерти. Уже в начале нашей эры поэт Публий Стаций установил эту связь, на что указывает строчка из его поэмы «Фиваиды»: «Primus in orbe Deos fecit timor», что в переводе означает: «Богов впервые в мире создал страх»2. Людвиг Андреас Фейербах предположил, что религия возникает из нашего чувства конечности, главным источником которого является осознание нашей смерт¬ности, и, продолжая далее, он выражает следующую мысль: «Если бы человек жил вечно, если бы не было смерти, не было бы и религии» . Также и эмо¬ционально-ориентированная гипотеза возникновения религии как на одну из основных причин прямо указывает на примирение человека со своей смертью. Таким образом, по нашему мнению, религия видится одним из проверенных временем средств против экзистенциального страха смерти, который, возможно, и детерминирует в людях приверженность к религиозным убеждениям. Цель – изучить феномен смерти в религиозно-философских традициях христианства и ислама. Задачи: – рассмотреть Бога и человека в христианской доктрине; – изучить учение о вечной жизни и загробном воздаянии; – исследовать феномен смерти в исламском мировоззрении; – изучить значение ритуала в исламском осмыслении смерти; – исследовать погребальный культ как долг уммы перед умершим; – проанализировать вопрос о сопоставлении христианских и исламских представлений о смерти; – провести сравнение феномена смерти в христианстве и исламе. Степень научной разработанности проблемы. Значительное место в исследовании данной темы занимают работы таких западных исследователей, как Ф.Ариес, У.Бернар, Р.Джан, У.Джемс, Б.Данн, Селия Грин, д-р Т. О'Лири, У.Д.Мигноло, К.Озис, Э. Харалдсон и другие, во многом изучающие проблему восприятия человеком смерти. Наряду с их трудами осмыслением временности земной жизни относительно вечности, посвящены работы современных русских философов, таких как И.В.Вишев, А.В.Демичев, П.С.Гуревич, Н.Н.Козлова, К.Г.Коротков, А.П.Лаврин, О.С.Суворова, В.М.Розин, М.С.Уваров, Е.Н.Шульга, Л.В.Фесенкова, В.А. Фриауф и др. Объект – феномен смерти в религиях. Предмет – феномен смерти в христианстве и исламе. Теоретическая и практическая значимость. Работу можно использовать как при изучении христианства и ислама, так и при участии в различных семинарах на тему феномена смерти в разных религиях. Научная новизна. В работе проведено сравнение феномена смерти в христианстве и исламе. Методы исследования – сравнение и анализ. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Актуальность. Целый ряд философов, психологов и писателей говорят о том, что осозна¬ние и принятие своей смертности может стать мощным ресурсом для человека. Мишель Монтень в своем эссе «О том, что философствовать - это учиться умирать» повествует следующее: «Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь не зло» . Карл Густав Юнг также провозглашает ценность осознания своей смерти: «Необходимо относиться к смерти, как к цели. Отворачиваться от смерти - это избегать жизни, делая ее бесцельной» . «Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие», - пишет Ф. М. Достоевский . И. Ялом в своих трудах неоднократно указывает на позитивный эффект осознания своей смертности: • «Сознавание смерти может послужить фундаментом здоровой и эффективной психотерапевтической стратегии» ; • «Осознание смерти может послужить позитивным импульсом, сильнейшим катализатором серьезных жизненных изменений» . И наконец, вспомним о том, как в соответствии с легендой, на молодого Гаутаму Будду повлияла встреча с болезнью, старостью и смертью, побудив его переосмыслить собственные ценностно-смысловые ориентиры. В буддийском тексте под названием «Бардо Тхёдол», распространенном на Западе под названием «Тибетская книга мертвых», говорится: «Ты упускаешь время, не думаешь о приближающейся смерти» . Осознание и принятие своей смерти до настоящего времени является крае¬угольным камнем буддизма. Например, известный мастер тибетского буддизма Сантье Кхадро пишет: «Люди порой опасаются, что если они примут данность смерти и станут размышлять о ней, то сделаются от этого нездоровыми или утратят способность наслаждаться удовольствиями, которые предлагает им жизнь. Но как это не удивительно, все происходит с точностью до наоборот. Отрицание смерти делает нас напряженными, а принятие этой данности несет покой. С оглядкой на смерть нам легче осознавать то, что для нас действительно важно в жизни» . Важно отметить, что религиозное сознание и религиозная картина мира имеют свои особенности в вопросах восприятия человеком феномена своей смерти. Уже в начале нашей эры поэт Публий Стаций установил эту связь, на что указывает строчка из его поэмы «Фиваиды»: «Primus in orbe Deos fecit timor», что в переводе означает: «Богов впервые в мире создал страх»2. Людвиг Андреас Фейербах предположил, что религия возникает из нашего чувства конечности, главным источником которого является осознание нашей смерт¬ности, и, продолжая далее, он выражает следующую мысль: «Если бы человек жил вечно, если бы не было смерти, не было бы и религии» . Также и эмо¬ционально-ориентированная гипотеза возникновения религии как на одну из основных причин прямо указывает на примирение человека со своей смертью. Таким образом, по нашему мнению, религия видится одним из проверенных временем средств против экзистенциального страха смерти, который, возможно, и детерминирует в людях приверженность к религиозным убеждениям. Цель – изучить феномен смерти в религиозно-философских традициях христианства и ислама. Задачи: – рассмотреть Бога и человека в христианской доктрине; – изучить учение о вечной жизни и загробном воздаянии; – исследовать феномен смерти в исламском мировоззрении; – изучить значение ритуала в исламском осмыслении смерти; – исследовать погребальный культ как долг уммы перед умершим; – проанализировать вопрос о сопоставлении христианских и исламских представлений о смерти; – провести сравнение феномена смерти в христианстве и исламе. Степень научной разработанности проблемы. Значительное место в исследовании данной темы занимают работы таких западных исследователей, как Ф.Ариес, У.Бернар, Р.Джан, У.Джемс, Б.Данн, Селия Грин, д-р Т. О'Лири, У.Д.Мигноло, К.Озис, Э. Харалдсон и другие, во многом изучающие проблему восприятия человеком смерти. Наряду с их трудами осмыслением временности земной жизни относительно вечности, посвящены работы современных русских философов, таких как И.В.Вишев, А.В.Демичев, П.С.Гуревич, Н.Н.Козлова, К.Г.Коротков, А.П.Лаврин, О.С.Суворова, В.М.Розин, М.С.Уваров, Е.Н.Шульга, Л.В.Фесенкова, В.А. Фриауф и др. Объект – феномен смерти в религиях. Предмет – феномен смерти в христианстве и исламе. Теоретическая и практическая значимость. Работу можно использовать как при изучении христианства и ислама, так и при участии в различных семинарах на тему феномена смерти в разных религиях. Научная новизна. В работе проведено сравнение феномена смерти в христианстве и исламе. Методы исследования – сравнение и анализ. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Актуальность. Целый ряд философов, психологов и писателей говорят о том, что осозна¬ние и принятие своей смертности может стать мощным ресурсом для человека. Мишель Монтень в своем эссе «О том, что философствовать - это учиться умирать» повествует следующее: «Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь не зло» . Карл Густав Юнг также провозглашает ценность осознания своей смерти: «Необходимо относиться к смерти, как к цели. Отворачиваться от смерти - это избегать жизни, делая ее бесцельной» . «Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие», - пишет Ф. М. Достоевский . И. Ялом в своих трудах неоднократно указывает на позитивный эффект осознания своей смертности: • «Сознавание смерти может послужить фундаментом здоровой и эффективной психотерапевтической стратегии» ; • «Осознание смерти может послужить позитивным импульсом, сильнейшим катализатором серьезных жизненных изменений» . И наконец, вспомним о том, как в соответствии с легендой, на молодого Гаутаму Будду повлияла встреча с болезнью, старостью и смертью, побудив его переосмыслить собственные ценностно-смысловые ориентиры. В буддийском тексте под названием «Бардо Тхёдол», распространенном на Западе под названием «Тибетская книга мертвых», говорится: «Ты упускаешь время, не думаешь о приближающейся смерти» . Осознание и принятие своей смерти до настоящего времени является крае¬угольным камнем буддизма. Например, известный мастер тибетского буддизма Сантье Кхадро пишет: «Люди порой опасаются, что если они примут данность смерти и станут размышлять о ней, то сделаются от этого нездоровыми или утратят способность наслаждаться удовольствиями, которые предлагает им жизнь. Но как это не удивительно, все происходит с точностью до наоборот. Отрицание смерти делает нас напряженными, а принятие этой данности несет покой. С оглядкой на смерть нам легче осознавать то, что для нас действительно важно в жизни» . Важно отметить, что религиозное сознание и религиозная картина мира имеют свои особенности в вопросах восприятия человеком феномена своей смерти. Уже в начале нашей эры поэт Публий Стаций установил эту связь, на что указывает строчка из его поэмы «Фиваиды»: «Primus in orbe Deos fecit timor», что в переводе означает: «Богов впервые в мире создал страх»2. Людвиг Андреас Фейербах предположил, что религия возникает из нашего чувства конечности, главным источником которого является осознание нашей смерт¬ности, и, продолжая далее, он выражает следующую мысль: «Если бы человек жил вечно, если бы не было смерти, не было бы и религии» . Также и эмо¬ционально-ориентированная гипотеза возникновения религии как на одну из основных причин прямо указывает на примирение человека со своей смертью. Таким образом, по нашему мнению, религия видится одним из проверенных временем средств против экзистенциального страха смерти, который, возможно, и детерминирует в людях приверженность к религиозным убеждениям. Цель – изучить феномен смерти в религиозно-философских традициях христианства и ислама. Задачи: – рассмотреть Бога и человека в христианской доктрине; – изучить учение о вечной жизни и загробном воздаянии; – исследовать феномен смерти в исламском мировоззрении; – изучить значение ритуала в исламском осмыслении смерти; – исследовать погребальный культ как долг уммы перед умершим; – проанализировать вопрос о сопоставлении христианских и исламских представлений о смерти; – провести сравнение феномена смерти в христианстве и исламе. Степень научной разработанности проблемы. Значительное место в исследовании данной темы занимают работы таких западных исследователей, как Ф.Ариес, У.Бернар, Р.Джан, У.Джемс, Б.Данн, Селия Грин, д-р Т. О'Лири, У.Д.Мигноло, К.Озис, Э. Харалдсон и другие, во многом изучающие проблему восприятия человеком смерти. Наряду с их трудами осмыслением временности земной жизни относительно вечности, посвящены работы современных русских философов, таких как И.В.Вишев, А.В.Демичев, П.С.Гуревич, Н.Н.Козлова, К.Г.Коротков, А.П.Лаврин, О.С.Суворова, В.М.Розин, М.С.Уваров, Е.Н.Шульга, Л.В.Фесенкова, В.А. Фриауф и др. Объект – феномен смерти в религиях. Предмет – феномен смерти в христианстве и исламе. Теоретическая и практическая значимость. Работу можно использовать как при изучении христианства и ислама, так и при участии в различных семинарах на тему феномена смерти в разных религиях. Научная новизна. В работе проведено сравнение феномена смерти в христианстве и исламе. Методы исследования – сравнение и анализ. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Как таковой феномен смерти привлекал внимание мыслителей с древности, являясь тогда важной частью донаучного сознания в ситуации сакральности данной темы. Но в истории мысли отсутствовал устойчивый объектный интерес к ней. Современные философы и учѐные, заявляя об отрицании смерти в настоящую эпоху, поддаются общему искушению исходить в вопросе о смерти из нравственности, возвращая утерянную в ходе исторического развития сакральность темы. Применение критерия отношения к смерти в качестве индикатора нравственности нередко приводит к утверждению об отсутствии или недостатке нравственности в современном обществе. Традиционное отношение к смерти с его ритуалами и чувством сакрального уступает место другому, более секуляризованному отношению, которое с позиций традиционного подхода воплощает в себе безучастное, формальное отношение к связанным со смертью ритуалам. В ходе изучения данной проблемы мы находим, что одним из эффектив¬ных приемов совладания с указанным видом страха может служить осознание неизбежности смерти и ее принятие. Рассматривая далее различные философские взгляды, постулирующие необ¬ходимость принятия конечности своей жизни, мы встречаемся с подобными установками в различных религиозных традициях: буддизме, христианстве и исламе. Многие философские труды и научные исследования дают основание для вывода о том, что религиозное сознание и религиозная картина мира имеют свои особенности в вопросах восприятия человеком феномена будущей смерти, и религия может быть использована в качестве средства против страха смерти. Безусловно, важным следует считать то, что базисом религиозной веры и, следовательно, религиозного мировоззрения являются священные тексты. Сконцентрировав свое внимание на исламской традиции, мы приходим к следующим выводам: основные источники ислама (Коран и Сунна) имеют основополагающее значение в вопросах построения религиозной картины мира и формирования религиозного сознания мусульман; священные тексты мусульман достаточно прямолинейно и последовательно продвигают идею неизбежной смерти каждого человека; смерть обозначается в виде некой грани¬цы, после которой человек будет не в силах повлиять на свою судьбу, и данный постулат, по всей видимости, имеет определенный психотерапевтический эффект, помогая более осознанно относиться к жизни. Перечисленные выводы позволяют предположить, что мусульмане, рас¬ценивающие священные тексты ислама как истину в последней инстанции, глубоко верящие в соответствующую догматику и исполняющие необходи¬мую ритуальную практику, могут самостоятельно, либо при помощи имама легко преодолевать не только проблему страха смерти, но большую часть других экзистенциальных проблем. Данное обстоятельство указывает на ресурсность религиозного мировоззрения в вопросе преодоления страха смерти. Однако при этом важно обязательное условие - наличие именно вну¬тренней религиозности, а не только внешних ее атрибутов и «желания верить». Под «желанием верить» мы понимаем стремление человека принад¬лежать к какой-либо религиозной группе и традиции, а также разделять с ее участниками их ценности и религиозные установки, которые, однако, не могут найти достаточного уровня достоверности в его собственном сознании, что может вызывать когнитивный диссонанс. При этом, по нашему мнению, не исключено, что чрезмерная набожность также может являться источником другого аспекта страха смерти, страха перед Судным днем и возможного последующего наказания в аду. В данном случае мы предполагаем, что наличие указанного аспекта танатической тревоги боль¬ше зависит от собственных установок верующего, сформированных в процессе его религиозного воспитания и образования.
Читать дальше
1. Аргази В. Смерть и время / В. Аргази. – М. : Яхонт, 2000. – 320 с. 2. Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие / Л.Е. Балашов. – М., 1996. – 96 с. 3. Безверхняя Ж. Что скрывает смерть или правила игры «того света» / Ж. Безверхняя. – М. : Амрита-Русь, 2004. – 239 с. 4. Бейли А. Проблема смерти / А. Бейли. – М. : Амрита-Русь, 2004. – 140 с. 5. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века / Ю.Л. Бессмертный. – М.: Наука. 1991. – 240 с. 6. Бланшо М. Литература и право на смерть / М. Бланшо // Новое литературное обозрение. 1994. – №7. 7. Богомолец А.А. Загадка смерти / А.А. Богомолец. - М. : 1927. -–47 с. 8. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. – М. : Добро-свет, 2000. – 387 с. 9. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания / Ю.М. Бородай. – М. : ГНОСИС, Русское феноменологическое общество, 1996. – 416 с. 10. Варава В. В. Этика неприятия смерти. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 237 с. 11. Варавва В.В. Позитивистская парадигма смерти в контексте философской этики // Вестник Калужского университета. – 2017. – № 3. – С. 13-21. 12. Варава В.В. Глубочайшая странность жизни / В.В. Варава // Философия о смерти и бессмертии человека : межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2001. – С. 9-15. 13. Варава В.В. Метафизика смерти: опыт апофатической рациональности / В.В. Варава // Вопр. философии. 2005.– №12. – С. 77-93. 14. Варава В.В. Феномен "танатологического ренессанса" в современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2020. – № 1. – С. 117-127. http://elib.fa.ru/art2020/bv226.pdf. 15. Василиадис Н. Таинство смерти / Н. Василиадис. – М. : Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1998. – 592 с. 16. Восток и Запад о жизни после смерти / сост. Н.Г. Шкляева. – СПб. : Лен-издат, 1993. – 476 с. 17. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. – М. : Республика, 1997. – 495 с. 18. Гайденко П.П. Смерть / П.П. Гайденко // Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна. – М.: Гардарики, 2001. – С. 440-442. 19. Горелкин М.В. Смерть как философская проблема / М.В. Горелкин // Истина и ценности в научном познании. – М. : ИФ РАН, 1991. – 144 с. 20. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии : о новом направлении в зарубежной историографии / А.Я. Гуревич // Одиссей. Человек в истории. – 1989. – 198 с. 21. Демичев А.В. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию / A.В. Демичев. – СПб. : ИНАПРЕСС, 1997. – 144 с. 22. Деринг Э. Философские аспекты вопроса о смысле жизни и смерти / Э. Деринг // Dasein анализ в философии и психологии / под ред. Т.М. Кучинского. - Минск : Европейский гуманитарный ун-т, 2001. С. 39-51. 23. Зиммель Г. К вопросу о метафизике смерти / Г. Зиммель // Логос. М. : Мусагет, 1910. – С. 34-49. 24. Исупов К.Г. Русская мысль о смерти / К.Г. Исупов // Ступени. Философский журнал. – СПб.: Алга-Фонд, 1993. – №1(7). 25. Карсавин Л.П. Поэма о смерти / Л.П. Карсавин //Религиозно-философские сочинения. Т.1. – М.: Ренессанс, 1992. – С. 235-306. 26. Клеман К.Х. Жизнь мертвых в религиях человечества / К.Х. Клеман. – М.: Intrada, 2002. – 223 с. 27. Лаврикова И.Н. О смерти, о власти, а также некоторые размышления о пользе страха смерти / И.Н. Лаврикова. – Тверь, 2001. – 80 с. 28. Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета / Ю.М Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М. : Гнозис, 1994. – С. 417-432. 29. Минеев В.В., Нефедов В.П. Человек и его смерть / В.В. Минеев, В.П. Нефедов. – Красноярск, 1989. 30. Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе / Т.В. Мордовцева. – Таганрог : Издательство ТИУиЭ, 2001. – 120 с. 31. Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ. / С.А. Мухамедьянов. Автор, дисс. на соиск уч. ст. д.ф.н. – Уфа, 1999. 32. Налчаджян А.А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии / А.А. Налчаджян. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с. 33. Насыров Ильшат. Пост-ислам или культурный ислам? // Философская антропология. – 2018. – Т. 4. № 1. – С. 46-54 https://iphras.ru/uplfile/ilshat/nasyrov-post_islam-o.pdf 34. Пазолини П.П. Смерть как смысл жизни / П.П. Пазолини // Искусство кино. – 1991. – №9. – С. 161-164. 35. Розин В.М. Смерть как феномен философского осмысления7 В.М. Розин // Философ, науки. – 1997. – №2. 36. Сафин Р.Ш. Философские и психологические аспекты отношения к смерти в исламе: осознание неотвратимости и преодоление страха // Minbar. Islamic Studies. – 2019. –12(2):571-584. https://www.minbar.su/jour/article/view/613?locale=ru_RU 37. Сиверцев Е.Ю. Биологический, религиозный и философский аспект понимания смерти // Философия о предмете и субъекте научного познания. / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разееева Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C.167-180. http://anthropology.ru/ru/text/sivercev-eyu/biologicheskiy-religioznyy-i-filosofskiy-aspekt-ponimaniya-smerti 38. Смерть как феномен культуры : межв. сб. науч. тр. – Сыктывкар, 1994. –188 с. 39. Тайна смерти. – М. : РИПОЛ, 1995. – 512 с. 40. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти / Н.Н. Трубников. – М. : РОС-СПЭН, 1996. – 383 с. 41. Фрейд 3. Мы и смерть / 3. Фрейд // Рязанцев С. Танатология наука о смерти. – СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. – 384 с. 42. Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен / М.А Шенкао. –Киев : Ника-центр, 2003. – 180 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Исполнительные органы государственной власти
Количество страниц:
35
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Совокупный спрос
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image